Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Чаусов Иван Дмитриевич Дела o62.443 => o62.443 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
Осуждения
    Осуждения
    Вяземская уездная ЧК 
    29/08/1918 
    Обвинение "зловредная агитация против Советской власти" 
    Приговор высылка из Смоленской губернии в двухнедельный срок 
    Архив УФСБ Смоленской обл. Д.5681-с (Дело Вяземской ЧК по обвинению "граждан Чаусовых в
    контрреволюционной деятельности", 1918).
    29 августа решением Вяземской ЧК протоиерей Иоанн
    был приговорен к высылке из пределов Смоленской губернии в двухнедельный срок.
    "за зловредную агитацию против Советской власти".
    Старший его сын Иван через несколько дней был расстрелян.
    Младший сын Александр был отпущен "за недоказанностью обвинительного материала".
    В сохранившемся архивном уголовном деле, заведенном
    Вяземской ЧК в августе 1918 г., нет ничьих показаний против Чаусовых, нет
    обвинительного заключения, нет приговора в отношении расстрелянного Ивана Чаусова.
    Из показаний самих Чаусовых следует, что допрашивали их в связи с арестом
    епископа Вяземского Макария и главным образом — в связи с набатным звоном
    во время его ареста — в набат звонили и в Духовском храме, где протоиерей
    Иоанн Чаусов был настоятелем, а также в связи с деятельностью
    возглавлявшегося епископом Макарием Вяземского Христорождественского Братства.
    Протоиерей Иоанн на допросе показал:
         
    "Братство было не тайное, действовало открыто, занималось только
          благотворительной и религиозно-просветительской деятельностью,
          существовало на добровольные пожертвования.
    О набатном звоне сказал:
         "Всероссийским Церковным Собором было разослано распоряжение в одном из
          номеров "Церковных Ведомостей" о том, что если будут посягательства на
          церковное имущество, то причту церковному и старосте надлежит созвать
          при помощи набатного звона прихожан для того, чтоб общим собранием
          просить посягающих оставить имущество в ведении прихода.
          Распоряжение последовало до декрета Совнаркома о набатном звоне".

    В отношении набатного звона в ночь с 22 на 23 августа он показал:
         "Я как раз не знал, что этот звон производится в связи с защитой прав
          Церкви — а именно, в связи с арестом епископа Макария".

    В Духовской церкви звонили в отсутствие протоиерея Иоанна, и когда он туда
    пришел, звон уже закончился. Звонил церковный сторож, который объяснил
    настоятелю:
         "Звонить начали в мужском монастыре, в большой колокол, звонили долго,
          затем показались фонари на пожарной каланче и зазвонили в других храмах,
          после этого зазвонил и я".

    Протоиерей Иоанн отметил в своих показаниях:
         "Понимал декрет о набатном звоне, считая всякий набатный звон как призыв
          к выступлению, если звону не послужили причиной фонари на каланче
          по случаю пожара".

    О том, что были фонари на пожарной каланче, утверждали в своих показаниях
    также сыновья Александр и Иван (как и многие другие опрошенные ЧК),
    хотя пожара, как они сами узнали позже, в городе не было.
    В монастыре же, как потом выяснилось, начал звонить по указанию
    кого-то из певчих некий человек по имени Александр.
    Но более всего протоиерея Иоанна Чаусова, как он отметил на допросе, удивило
    в первые же минуты общения с представителями властных структур то,
    что они уже давно считали его контрреволюционером.
    В частности, когда его во время задержания среди других арестованных
    увидел военный комиссар, последний сказал:
         "А, Чаусов... Мы давно его знаем как контрреволюционного агитатора".
    При этом сам протоиерей Иоанн считал себя лояльным по отношению к Соввласти.
    В октябре 1919 г., давая показания ЧК в качестве обвиняемого по другому делу,
    о событиях августа 1918 г. он снова сказал:
         "В восстании в Вязьме в августе 1918г. не участвовал, о звоне думал,
          что он производится в связи с пожаром, и только после узнал, что это
          было восстание в связи с арестом епископа Макария.
          При этом я был арестован как участник восстания, судим Овсяником,
         "прощен за недоказанностью вины", провел в тюрьме 17 дней и был выпущен
          с тем, чтобы покинуть пределы Смоленской губернии"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ