Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Чаусов Иван Дмитриевич Дела o62.443 => o62.443 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
    Служение
      Смоленская губ., г.Вязьма, Духовская церковь 
      протоиерей 
      Должность настоятель 
      Год окончания 1918 
      Проживал в Вязьме или в Вяземском районе в д.Новоселки Вяземского района
    Аресты
      Смоленская губ., г.Вязьма 
      Год ареста 1918 
      День ареста 22 
      Месяц ареста 8 
      В ночь с 22 на 23 августа Вяземская ЧК арестовала епископа Вяземского
      Макария (Гневушева). Город в связи с этим огласился набатным звоном колоколен
      городских монастырей (Иоанно-Предтеченского мужского и Аркадиевского женского)
      и храмов, в том числе и Духовской церкви.
      Вследствие этого местными властями силами красноармейских подразделений были
      произведены аресты тех, кто попал под подозрение в устройстве этого звона.
      ЧК предполагала, что
          
      "Решение об организации набатного звона для созыва верующих в случае ареста
           кого-либо из священнослужителей было принято заранее собранием вяземского
           духовенства и мирян".

      Арестованные допрашивались практически сразу и многие из них 23 и 24 августа
      были освобождены как непричастные к "заговору".
      Девять же человек — протоиерея Духовской церкви Иоанна Чаусова с сыновьями
      Иоанном и Александром, А.Г.Ельчинскую, Н.И.Хохлова, К.С.Барышева, В.М.Скворцова,
      А.А.Сидорова, П.Кузьмина, ЧК постановила содержать под арестом в городской
      тюрьме до окончания следствия.
      Они обвинялись как
           "Участники заговора против Советской власти и давшие подписку выступить
            против таковой по первому сигналу контрреволюционной организации
            [звону в набат], что было осуществлено в ночь с 22 на 23 августа"
    Осуждения
      Вяземская уездная ЧК 
      29/08/1918 
      Обвинение "зловредная агитация против Советской власти" 
      Приговор высылка из Смоленской губернии в двухнедельный срок 
      Архив УФСБ Смоленской обл. Д.5681-с (Дело Вяземской ЧК по обвинению "граждан Чаусовых в
      контрреволюционной деятельности", 1918).
      29 августа решением Вяземской ЧК протоиерей Иоанн
      был приговорен к высылке из пределов Смоленской губернии в двухнедельный срок.
      "за зловредную агитацию против Советской власти".
      Старший его сын Иван через несколько дней был расстрелян.
      Младший сын Александр был отпущен "за недоказанностью обвинительного материала".
      В сохранившемся архивном уголовном деле, заведенном
      Вяземской ЧК в августе 1918 г., нет ничьих показаний против Чаусовых, нет
      обвинительного заключения, нет приговора в отношении расстрелянного Ивана Чаусова.
      Из показаний самих Чаусовых следует, что допрашивали их в связи с арестом
      епископа Вяземского Макария и главным образом — в связи с набатным звоном
      во время его ареста — в набат звонили и в Духовском храме, где протоиерей
      Иоанн Чаусов был настоятелем, а также в связи с деятельностью
      возглавлявшегося епископом Макарием Вяземского Христорождественского Братства.
      Протоиерей Иоанн на допросе показал:
           "Братство было не тайное, действовало открыто, занималось только
            благотворительной и религиозно-просветительской деятельностью,
            существовало на добровольные пожертвования.
      О набатном звоне сказал:
           "Всероссийским Церковным Собором было разослано распоряжение в одном из
            номеров "Церковных Ведомостей" о том, что если будут посягательства на
            церковное имущество, то причту церковному и старосте надлежит созвать
            при помощи набатного звона прихожан для того, чтоб общим собранием
            просить посягающих оставить имущество в ведении прихода.
            Распоряжение последовало до декрета Совнаркома о набатном звоне".

      В отношении набатного звона в ночь с 22 на 23 августа он показал:
           "Я как раз не знал, что этот звон производится в связи с защитой прав
            Церкви — а именно, в связи с арестом епископа Макария".

      В Духовской церкви звонили в отсутствие протоиерея Иоанна, и когда он туда
      пришел, звон уже закончился. Звонил церковный сторож, который объяснил
      настоятелю:
           "Звонить начали в мужском монастыре, в большой колокол, звонили долго,
            затем показались фонари на пожарной каланче и зазвонили в других храмах,
            после этого зазвонил и я".

      Протоиерей Иоанн отметил в своих показаниях:
           "Понимал декрет о набатном звоне, считая всякий набатный звон как призыв
            к выступлению, если звону не послужили причиной фонари на каланче
            по случаю пожара".

      О том, что были фонари на пожарной каланче, утверждали в своих показаниях
      также сыновья Александр и Иван (как и многие другие опрошенные ЧК),
      хотя пожара, как они сами узнали позже, в городе не было.
      В монастыре же, как потом выяснилось, начал звонить по указанию
      кого-то из певчих некий человек по имени Александр.
      Но более всего протоиерея Иоанна Чаусова, как он отметил на допросе, удивило
      в первые же минуты общения с представителями властных структур то,
      что они уже давно считали его контрреволюционером.
      В частности, когда его во время задержания среди других арестованных
      увидел военный комиссар, последний сказал:
           "А, Чаусов... Мы давно его знаем как контрреволюционного агитатора".
      При этом сам протоиерей Иоанн считал себя лояльным по отношению к Соввласти.
      В октябре 1919 г., давая показания ЧК в качестве обвиняемого по другому делу,
      о событиях августа 1918 г. он снова сказал:
           "В восстании в Вязьме в августе 1918г. не участвовал, о звоне думал,
            что он производится в связи с пожаром, и только после узнал, что это
            было восстание в связи с арестом епископа Макария.
            При этом я был арестован как участник восстания, судим Овсяником,
           "прощен за недоказанностью вины", провел в тюрьме 17 дней и был выпущен
            с тем, чтобы покинуть пределы Смоленской губернии"
    Места заключения
      Смоленская губ., г.Вязьма, тюрьма 
      Год начала 1918 
      День начала 22 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1918 
      Месяц окончания 9 
      Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
      Год начала 1918 
      День начала 30 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1919 
      После расстрела сына и высылки из Вязьмы протоиерей Иоанн Чаусов нашел
      временный приют в Оптиной пустыни, откуда писал в Смоленск правящему епископу:
           "Как сын умер мой мученик Иван, так и я, страдаем безвинно совершенно.
            Излить свое горе и помянуть сына я решил в Оптиной пустыни, куда и прибыл
            30 августа.
            Прошу... войти в мое бедственное положение, написать Калужскому епископу
            Феофану — дать мне хоть какое-нибудь место в г.Калуге, где бы я мог
            хотя изредка видеться с семьею, убитою свалившимся на нас горем;
            пристроить меня хотя к какому-нибудь делу...".

      К этому прошению было приложено прошение
      Нила Ивановича Хохлова, старосты Никольской церкви г.Вязьмы, до революции —
      вяземского купца, церковного благотворителя, кандидата на выборах в
      Учредительное собрание по приходскому беспартийному списку, который тоже
      был арестован в связи с делом епископа Макария и находился в заключении
      в Вяземской тюрьме вместе с протоиереем Иоанном Чаусовым, а теперь вместе с ним
      пребывал в Оптиной пустыни. Н.И.Хохлов писал Смоленскому преосвященному:
           "Оба мы пострадали за веру Православную".
      Он ходатайствовал перед архипастырем об оказании помощи о.Иоанну,
      "положение коего поистине отчаянное".
      Смоленский епархиальный совет обратился к Калужскому епископу с просьбой
      предоставить протоиерею Иоанну Чаусову какое-либо место в Калуге, сообщив:
           "О.Иоанн примерного поведения и весьма трудоспособный".
      Одновременно был послан положительный отзыв об о.Иоанне настоятелю
      Оптиной пустыни архимандриту Исаакию, но из Калужского епархиального совета
      пришел ответ:
          "Праздных священнических вакансий в Калуге и Калужском уезде нет,
           и протоиерею Иоанну может быть предоставлено место только в храмах других
           уездов Калужской епархии".

      Неизвестно, смог ли воспользоваться протоиерей Иоанн Чаусов этим предложением
      Калужского епархиального совета.
      В Вязьму он вернулся через 7 или 8 месяцев.
      Выслан он был, как утверждал сам, на 1 год, но разрешение вернуться в Вязьму
      получил уже через 3 месяца — можно предположить, что ввиду амнистии
      первой годовщины революции

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ