Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Дюков Михаил Федорович
    Дюков Михаил Федорович 
    Фамилия Дюков 
    Год рождения 1866 
    Место рождения Тверская губ., Зубцовский у. (Калининская о., Погорельский р.), д.Погорелое Городище 
    священник 
    Сын священника Богоявленской церкви посада Погорелое Городище Федора Ивановича
    Дюкова (1836–09.11.1902) и его супруги Анастасии Ефимовны, урожденной Архангельской (род. в 1831г.).
    У Михаила был старший брат Николай (1864г.р.), впоследствии священник
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1932г.] [до 1937г.]
      Образование
        Тверская Духовная Семинария
        Год окончания 1888 
        В 1888г. по I разряду окончил Тверскую Духовную Семинарию.
        Впоследствии женился. Жена — Ольга Петровна, урожденная Рубцова (1864г.р.).
      Рукоположение
        священник 
      Служение
        Калининская (Тверская) о., Кашинский р. 
        священник 
        Год окончания 1929 
      Аресты
        Калининская (Тверская) о., Кашинский р. 
        Год ареста 1929 
      Осуждения
        ././1929 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 3 года высылки в Северный край 
      Места заключения
        Северный край 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1932 
        Отбывал наказание в Северном крае
      Места проживания
        Калининская (Тверская) о., г.Кашин, Пушкинская наб., 12 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1937 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 10 
        В 1933г. прибыл из ссылки в г.Кашин вместе с монахиней Евдокией Михайловной
        Братановой, отбывавшей срок там же.
        Они поселились в доме 12 на Пушкинской набережной, принадлежавшем И.И.Кабанову.
        Посещая собор Анны Кашинской г.Кашина, вместе с верующими и духовенством,
        о.Михаил предпринимал попытки спасти собор от закрытия, но собор все же был закрыт.
        К 1937г. — "без определенных занятий, существовал на подаяние".
        В 1937г. власти решили арестовать о.Михаила.
        Из показаний свидетеля-доносчика Лапшина от 21.09.1937г.:
            "Мне дважды приходилось слышать антисоветскую агитацию, проводимую бывшим
             попом Дюковым... среди женщин, но фамилий последних указать не могу...
             Дюков явно проводил агитацию против Советской власти..."
      Аресты
        Калининская (Тверская) о., г.Кашин 
        Год ареста 1937 
        День ареста 6 
        Месяц ареста 10 
        О.Михаил был арестован Кашинским РО НКВД 6 октября 1937г.
        "При обыске изъяты:
           1. Паспорт, выданный Кашинским РОМ 22.02.1936г.
           2. Справка по отбытию срока высылки от 15.09.1933г.
           3. Переписка, письма на 21 листе.
           4. Божественных книг 18 штук.
           5. Книги старинные при Патриархе [нрзб] и др. — 3 шт.
           6. Фото-альбом Киевского Владимирского собора — 1 штука.
           7. Книги...
           8. Картинки духовного содержания — 1011 штук.
           9. Ноты Божественных молитв — 4 книги.
           10. Два блокнота с воспоминаниями о Севере и со стихами.
           11. Краски в сухом виде для живописи икон, т.е картин по заказу около 2-х кг.
           12. Одна икона деревянная, написанная Братановой Евдокией Михайловной в 1924г."
      Осуждения
        тройка при УНКВД по Калининской обл. 
        27/11/1937 
        Обвинение "антисоветская агитация, распространение провокационных клеветнических слухов" 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Из протокола допроса "свидетеля" Лапшина от 21 октября 1937г.:

            "— С какого времени Вы узнали бывшего попа Дюкова Михаила Федоровича, и
               что Вам о нем известно?

             — Бывшего попа Дюкова М.Ф. я узнал примерно с начала 1934г. т.е. с момента
               его приезда в город Кашин после отбытия ссылки. Заинтересовался я им как
               вновь появившеюся в г.Кашине личностью, но что он представлял в прошлом,
               и представляет в настоящее время мне об этом не известно. И вообще этим
               вопросом не интересовался.

             — Что Вам известно об антисоветской деятельности бывшего попа Дюкова М.Ф.?

             — О том, что Дюков, используя в контрреволюционных целях религию, ведет
               среди населения антисоветскую агитацию, мне стало известно случайно.
               В 1936г. в апреле месяце перед закрытием Кашинского собора, мне пришлось
               идти сзади попа Дюкова, который шел после окончания службы в соборе
               в сопровождении группы женщин (фамилии последних указать не могу т. к.
               личности незнакомые, и по виду — жители не города Кашина, а из прилегающих
               к нему колхозов).
               Разговор шел у них по вопросу закрытия собора, где Дюков с проявлением
               злобы, повысив тон, заявил во всеуслышание:
                   "Собор закрыть не дадим! Но это, православные, все будет зависеть
                    от вас, нужно действовать организованно".
               И дальше, пройдя некоторое расстояние, продолжал:
                   "Бог даст, дождемся такого времени, что и закрытые церкви перейдут
                    обратно к нам.
                    В газетах пишут что скоро будет война, так чего-нибудь и дождемся,
                    избавимся же когда-нибудь от этих безбожников-коммунистов".
               Но т.к. стали входить в улицу Луначарского и навстречу шла публика,
               разговор был прекращен, и провожавшие Дюкова женщины стали по одной
               расходиться по разным улицам.
               Для того, чтобы заявить о данном факте и подтвердить это лицами, шедшими
               вместе с Дюковым, я остановил одну из женщин, пытаясь узнать, кто она
               такая, но последняя фамилию свою соврала..., поэтому я решил от нее
               отстать и в органы НКВД не заявил, т.к. данного случая подтвердить
               больше было некому. После этого до августа 1937г. Дюкова больше
               не встречал, я был в армии.
               6 сентября 1937г. мне пришлось вторично встретить Дюкова в окружении
               женщин, шедших с демонстрации и остановившихся с Дюковым на углу улицы
               и площади Единения. Я, пройдя их, решил за углом остановиться и послушать,
               о чем идет разговор, умышленно закуривая папироску. Дюков говорил:
                   "Ну ничего, скоро додемонстрируются, вот поколотят в Испании
                    коммунистов и до наших доберутся".
               В это время одна из женщин, по-видимому проживающая вместе с Дюковым,
               в монашеской одежде, выглянула из-за угла и мне пришлось уйти.
               Видя, что Дюков агитацией занимается систематически, я и решил Вам
               написать заявление...".
        О.Михаил виновным себя не признал. Из протокола допроса 27.10.1937г.:

            "— Расскажите о Ваших связях в Кашине...

             — По Кашину я в хороших отношениях был с бывшим диаконом Морошкиным Иваном
               Васильевичем, попом Малиновским Ал.Анатольевичем и Волковым Н.Г., заштатным
               инструктором пчелобазы, к которым ходил на квартиры. Мы имели разговоры
               на житейские темы. Других связей ни с кем не имел.

             — На какие политические темы Вы с ними имели беседы?

             — Политических вопросов мы не обсуждали.

             — Вы обвиняетесь в агитации, направленной к подрыву существующего строя...

             — Виновным себя не не признаю, и агитации, направленной к подрыву Советской
               власти я не вел.

             — Следствию известно, что Вы распространяли провокационно-клеветнического
               содержания слухи о Соввласти и коммунистической партии...

             — Виновным себя не признаю, т.к. этого не было.

             — С кем Вы имели разговоры о закрытии собора в Кашине?

             — Таких разговоров не было.

             — Кому Вы говорили о расправе над коммунистами, восхваляя действия Гитлера и
               мятежников в Испании?

             — Этого я не говорил.

             — Что Вы говорили о новой сталинской Конституции?

             — О Конституции я ни с кем разговора не вел.

             — Следовательно, Вы вообще не хотите рассказывать о своей контрреволюционной
               работе?

             — Контрреволюционной работы я не проводил...".
        Из протокола допроса хозяина дома Кабанова И.И. от 2 ноября 1937г.:

            "— С какого времени проживал у Вас в доме бывший поп Дюков М.Ф., и что
               Вам известно о его антисоветской агитации?

             — Бывший поп Дюков М.Ф. в моем доме поселился в 1934г. после прибытия
               из ссылки... Хотя он и проживал у меня в доме, но встречаться мне с ним
               приходилось мало, т.к. я работаю по колхозам шорником и дома почти не
               нахожусь.
               К Дюкову часто посещали квартиру бывшие его богомольцы, но зачем они
               приходили, —  мне не известно. Заходил бывший дьякон, служивший вместе
               с Дюковым, но какие разговоры у них были между собой, я не знаю.
               Дюков интересовался газетами и постоянно их брал у нас.
               Верно, хотя он и побаивался меня, т.к. у меня сыновья — коммунисты,
               все же были случаи, когда у него срывались с языка враждебные взгляды
               к соввласти и ее руководителям. Так, например: в апреле 1936г. будучи
               недоволен закрытием церкви-собора в г.Кашине, Дюков в частной беседе
               со мной говорил:
                   "Скоро ли кончатся все эти кощунства большевиков. Что говорят —
                    свобода действий и церковь отделена от государства, а сами
                    вмешиваются в дела церкви".
               Был случай в июле 1937г. Дюков, возвращая газету мне, говорил:
                   "Везде крепко бьют коммунистов, только у нас почему-то, крепко
                    они держатся. Но видно, что и с нашими коммунистами скоро начнут
                    войну".
               Других разговоров на политические темы у меня с ним не было".
        Из протокола допроса монахини Братановой Евдокии Михайловны от 2 ноября 1937г.:

            "— Что Вам известно об антисоветской агитации Дюкова М.Ф. и его единомышленниках?

             — Я с Дюковым М.Ф. проживаю вместе с 1929г. Отбывали вместе наказание
               в Северном крае, как приговоренные к 3 годам высылки каждый...
               и после высылки проживали вместе до дня его ареста.
               Верно, Дюков М.Ф. проявлял недовольство тем, что недостает товаров, —
               как керосина и т.п., что приходится стоять в очередях — мучают людей и т.п.
               Проявлял недовольство в связи с закрытием церкви-собора в г.Кашине.
               В апреле 1935г. сожалел о преданных суду вредителях и шпионах, в частности
               об арестованном враге народа быв.директоре Кашинского техникума Павленко,
               и по ряду других вопросов.
               К Дюкову, правда, очень редко, также заходили служители культа:
               Постников Н.И. и Морошкин И.В. С ними Дюков имел беседы на житейские
               темы, а с Постниковым — и на политические темы.
               Дюков... регулярно следил за газетами, и вот, 4.10. с/г во время чтения
               газеты зашел к нам Постников Н.И., который обратился к Дюкову, что он
               вычитал в газетах. На это Дюков ответил:
                   "Опять везде вредительство. Не поймешь, кто вредители: мы или власть?
                    В одно время мы были вредителями, а теперь, видимо, не мы вредители-то,
                    а сама власть".
               Но тут пришли ко мне с шитьем заказчики, разговор был закончен, и
               Постников ушел.
               Кроме того, Дюков всегда предупреждал меня о том, чтобы вести себя тише,
               из боязни того, чтобы не иметь к себе подозрение мирян.
               Даже воспрещал мне заводить будильник, бой которого содержит в себе
               музыку "Боже царя храни"...".
        2 ноября 1937г. было составлено обвинительное заключение:
              "Дюков Михаил Федорович... После возвращения из ссылки не прекратил свою
               контрреволюционную деятельность, а используя религию, среди женщин
               проводил антисоветскую агитацию.
               В 1936г. организовывал женщин, чтобы воспрепятствовать закрытию церкви
               (собора Анны Кашинской) в городе Кашине.
               В 1937г. распространял провокационные слухи о войне и скором падении
               Советской власти.
               Высказывал надежду на приход фашистов и изменение существующего строя.
               Открыто выражал недовольство против Советской власти и сожалел
               о расстрелянных врагах народа...".
        13 ноября 1937г. дело было направлено на рассмотрение "тройки".
        Выписка из протокола заседания тройки УНКВД КО от 27.11.1937г.:
              "Дюков Михаил Федорович обвиняется в том, что после возвращения из ссылки
               не прекратил свою контрреволюционную деятельность, проводил антисоветскую
               агитацию.
               В 1936г. организовал женщин, чтобы воспрепятствовать закрытию церкви.
               В 1937г. распространял провокационные слухи о войне и скором падении
               соввласти, высказывал надежду на приход фашистов и изменение существующего
               строя.
               Выражал недовольство соввластью, сожалел о расстрелянных врагах народа.
                                ПОСТАНОВИЛИ:
               Дюкова Михаила Федоровича РАССТРЕЛЯТЬ"
      Места заключения
        Калининская (Тверская) о., г.Кашин, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 6 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1937 
        Месяц окончания 11 
        Калинин (Тверь), внутренняя тюрьма НКВД 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1937 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 11 
    Кончина
      1937 
      День 29 
      Месяц 11 
      расстрел 
      Место Калинин (Тверь) 
      Приговор был приведен в исполнение 29 ноября 1937г.
    Реабилитация
      Дата 26/03/1989 
      Кем реабилитирован Прокуратура Тверской обл. 
      По году репрессий 1937 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. монахиня Сергия (Филиппова)
      Использованы материалы:
         ТЦДНИ. Ф.7849. Д.20524с. (УНКВД по Калининской обл. Д.6781., 1937г.)

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL