Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Варсонофий (Веревкин Владимир Сергеевич)
    Варсонофий (Веревкин Владимир Сергеевич) 
    Фамилия Веревкин 
    Год рождения 1894 
    День рождения 28 
    Месяц рождения 7 
    Место рождения Санкт-Петербургская губ., г.Гатчина 
    архимандрит 
    Специальность кандидат богословия 
    Родился в семье служащего кредитного банка.
    Его родители — Сергей Михайлович и Ольга Тимофеевна Веревкины, были почетными
    гражданами г.Гатчины, жившими на Люцевской ул.
    В семье было четверо детей — дочь Ольга и трое сыновей: Владимир, Сергей и Александр.
    Нянечка будущего о.Варсонофия, Мария Петровна, рассказывала, что еще в 6 лет
    Володя говорил:
        
    "Когда я вырасту большой, то буду священником, но не белым, а черным"
         [т.е. монахом].
    В 1911г. Владимир закончил Гатчинское им. императора Александра III реальное
    училище и собирался поступать в Духовную Академию, но родители не благословили его,
    считая, что как старший сын в семье, он должен получить вначале светское образование.
    Подчиняясь воле родителей, он поступил Санкт-Петербургский технологический институт
    Родство ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1920г.] [1920-1930гг.] [1930-1933гг.] [1933-1939гг.]
      Образование
        Санкт-Петербургский технологический институт
        Год окончания 1915 
        Каникулы в 1913г. Владимир провел на Валааме, а в 1914г. — в Оптиной Пустыни,
        где стал любимым послушником старца Анатолия (Потапова). Он, как послушник, носил
        подрясник и четки.
        Владимир Веревкин активно участвовал в деятельности православного студенческого
        кружка с миссионерским уклоном, который в предреволюционные годы действовал
        в институте. В кружок входил будущий преподобномученик, а тогда студент
        филологического факультета Петроградского университета Лев (Егоров).
        Владимир Веревкин познакомился и с ним, и с его родным братом, будущим
        митрополитом Гурием (Егоровым). Владыка Гурий в то время учился в Духовной
        Академии в Петрограде, а игумен Варсонофий мечтал в нее поступить.
        Сохранилось такое свидетельство их дружбы. При постриге владыки Гурия,
        который состоялся 4/17 декабря 1915г., друзья подарили ему икону Спасителя
        в терновом венце работы В.М.Васнецова. На обороте иконы находится
        металлическая пластина с гравировкой, на которой перечисляются имена
        "горячо любящих друзей", Среди них есть и имя Владимира Веревкина
        Владимир окончил 2 курса Технологического института
      Места проживания
        Царская Армия 
        Год начала 1915 
        Год окончания 1917 
        В 1915г. он был призван на военную службу, где получил звание прапорщика.
        В 1917г., когда началась революция, с ним произошел чудесный случай, о котором
        потом рассказывал он сам. Как прапорщик, по долгу службы он водил своих солдат
        в церковь. Однажды, когда он был с ними за городом, солдаты неожиданно
        окружили его с криком: "Бей его! Он водил нас в церковь!" Владимир стал молиться,
        и вдруг Кто-то взял его за руку и вывел из окружения. Когда он опомнился, вокруг
        никого уже не было...
        Красная Армия 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1920 
        С начала революции и до 1920г. Владимир Сергеевич, как и многие другие, был
        мобилизован в Красную армию и служил переписчиком в 3-й военно-строительной части.
        В 1920г. был демобилизован
      Образование
        Петроградская Духовная Академия
        Год поступления 1920 
        Год окончания 1921 
        Месяц окончания 3 
        кандидат богословия 
        Родители, видя любовь сына к духовной жизни, дали ему благословение поступить в
        Духовную академию.
        Учился Владимир Сергеевич очень усердно.
        Экзамены сдал экстерном и сразу же приступил к написанию кандидатской
        диссертации на тему "Учение о молитве по "Добротолюбию" (епископа Феофана)".
        Эта диссертация была одной из последних, а возможно, самой последней из того,
        что было рассмотрено советом академии после революции — с 1920г. она была
        фактически закрыта. Профессора вынуждены были обучать студентов и принимать
        экзамены у себя дома.
        Написана его диссертация так, что содержание ее может быть воспринято и
        исполнено на деле и учеными монахами, и простыми мирянами.
        Выполнена была кандидатская работа, содержавшая 16 глав, в очень короткий срок: начата весной 1920г. и закончена
        в марте 1921г. Причем к декабрю 1920г. готова была только ее четвертая часть
        В мае 1921г. Владимир побывал на Соловецком подворье в Архангельске, что
        произвело на него неизгладимое впечатление.
        Владимира Сергеевича оценил и горячо полюбил митрополит Петроградский и Гдовский
        Вениамин (Казанский).
        В конце 1917г. при его митрополичьей крестовой церкви в честь Успения Божией Матери
        создалась живая церковная община. Службы совершались
        ежедневно и почти всегда при участии митрополита. Из этой общины при
        храме Успения образовалось Александро-Невское Братство. К служению
        в крестовой церкви осенью 1917г. митрополит Вениамин привлек трех выдающихся
        миссионеров-иеромонахов Иннокентия (Тихонова, впоследствии архиепископа), и
        братьев Егоровых — Гурия и Льва.
        Одним из самых замечательных деяний Александро-Невского Братства
        было создание в Петрограде весной 1922г. двух тайных женских монашеских общин.
        Организатором их по благословению митрополита Вениамина был архимандрит
        Гурий (Егоров).
        Первая община была в Старом Петергофе на Подворье Серафимо-Дивеевского
        монастыря, она возникла еще в 1903г., вскоре после обретения
        мощей прп.Серафима, Саровского чудотворца, но с наступлением революции 1917г. жизнь сестер на подворье стала крайне
        в конце 1921г. сестры покинули подворье
      Рукоположение
        мантия 
        Варсонофий 
        1922 
        День 5 
        Месяц 1 
        Место Петроград, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра, митрополичья крестовая церковь 
        Кто рукоположил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) 
        23 декабря 1921г./5 января 1922г. митрополит Вениамин постриг Владимира Веревкина в мантию
        с именем Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского
        (память 11/24 апреля)
        иеродиакон 
        Варсонофий 
        1922 
        День 6 
        Месяц 1 
        Место Петроград, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра, митрополичья крестовая церковь 
        Кто рукоположил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) 
        На следующий день в Рождественский сочельник митрополит Вениамин посвятил его
        в иеродиакона
        иеромонах 
        Варсонофий 
        1922 
        День 4 
        Месяц 3 
        Место Петроград, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра, митрополичья крестовая церковь 
        Кто рукоположил митрополит Вениамин 
        В субботу 4 марта на этой же седмице и в этой же церкви он возвел
        иеродиакона Варсонофия в сан иеромонаха, а монаха Варлаама (Сацердотского) — в сан
        иеродиакона (священство о.Варлаам принял на следующий день после ареста
        митрополита, в Троицкую родительскую субботу)
      Служение
        Петроград, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра, митрополичья крестовая церковь 
        иеромонах 
        Должность член Александро-Невского Братства 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1922 
        В мае 1922г. митрополит Вениамин поселил о.Варсонофия на покинутом подворье
        Серафимо-Дивеевского монастыря в Старом Петергофе,
        первоначально с двумя сестрами: Ниной Яковлевой и Настей Заспеловой.
        Зная этих двух сестер по крестовой церкви и видя их любовь к Богу,
        митрополит Вениамин и о.Гурий предложили им поселиться на подворье и жить
        под руководством о.Варсонофия.
        2 июня в 4 часа утра за решеткой оказались епископ Иннокентий (Тихонов),
        и архимандрит Гурий (Егоров).
        Через три недели, 25 июня 1922 года, был арестован и иеромонах Лев (Егоров).
        Митрополит Вениамин был расстрелян в ночь с 12 на 13 августа 1922г.
        Братство лишилось, таким образом, и митрополита, который был его душой и сердцем,
        и своих руководителей. Однако и в этих условиях голода и репрессий Братство
        не погибло, Господь даровал Александро-Невскому Братству двух новых замечательных
        отцов. Первым из них и стал о.Варсонофий (Веревкин).
        Вторым же отцом Братства стал о.Варлаам (Сацердотский).
        Местом служения о.Варлаама (Сацердотского) и о.Варсонофия (Веревкина)
        до середины 1922г. стала Александро-Невская Лавра.
        При этом чаще всего они служили в крестовой митрополичьей церкви Лавры
        Ленинград, Старый Петергоф, подворье Серафимо-Дивеевского монастыря, Серафимовская церковь 
        иеромонах 
        Должность настоятель 
        Год начала 1922 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1930 
        Благодаря мудрости о.Варсонофия, его кротости, смирению, дару рассуждения
        и утешения община в Старом Петергофе принесла обильные плоды.
        Духовное общение с благодатным старцем, с аввой Варсонофием, как вскоре стали
        его величать, началось у сестер еще в крестовой церкви, в которой с марта 1922г.
        иеромонах Варсонофий служил почти ежедневно.
        Затем постоянно стали жить на подворье сестра Шура (Литовченко), сестра
        Елена (Белова). Самой молодой была сестра Женя (Фалькевич).
        Впоследствии она до последних дней ухаживала за болящим игуменом Варсонофием
        в Новгороде, куда вместе с ним переехала в 1933г.
        В Петергофе, живя, по существу, монашеской жизнью, сестры были простыми послушницами. Остальные сестры до конца дней своих
        не имели даже иноческого пострига. Но образ жизни их был монашеским по существу.
        Жили о.Варсонофий и сестры в большом доме, где некогда располагались келлии
        насельниц подворья.
        Службы совершались ежедневно по монастырскому уставу, и все сестры на них
        присутствовали.
        Летом молились в большом прекрасном каменном храме преподобного Серафима
        Саровского, а зимой — в маленьком деревянном храме в честь иконы Божией Матери
        "Умиление".
        Вместе о.Варсонофий и сестры ежедневно совершали утреннее и вечернее правило
        с чтением Псалтири и Нового Завета.
        За десять лет никто из сестер не покинул подворья даже на короткое время,
        лишь сестра Нина Яковлева несколько раз отлучалась в Петроград по делам,
        останавливаясь на Конной улице.
        Трудиться сестрам приходилось много, и это — при неукоснительном участии
        в богослужениях. Вначале сестры помогали огородникам села Бобыльского
        обрабатывать их участки. Затем по благословению о.Варсонофия сестра Нина стала
        хлопотать о выделении их общине земельного участка. Так у сестер появился свой
        огород. Позже они завели и корову.
        Сестра Настя шила одеяла, а сестра Нина работала белошвейкой.
        Продукты и деньги жертвовали прихожане.
        О.Варсонофий и сестры были "лишенцами", а это, помимо поражения в гражданских
        правах, подразумевало и ограничения в условиях карточной систем.
        Опасаясь доносов, добросердечные прихожане под покровом ночи приносили
        на крыльцо дома то мешок картофеля, то крынку молока, то краюшку хлеба
      Рукоположение
        игумен 
        1930 
      Служение
        Ленинград, Старый Петергоф, подворье Серафимо-Дивеевского монастыря (местечко Просвещения, 2а), Серафимовская церковь 
        игумен 
        Должность настоятель 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1932 
        Месяц окончания 2 
        Из воспоминаний Валентины Александровны Филатовой, впервые увидевшей о.Варсонофия
        в 1922г., когда ей было 8 лет (дом Филатовых располагался рядом с подворьем):
            "Общение с батюшкой Варсонофием и сестрами было как праздник, светлым
             и радостным. Сестры, несмотря на занятость, всегда были готовы помочь.
             На службах всегда было очень много народу. Сестры занимались с детьми
             Законом Божиим, было две группы, занятия проходили в храме.
             Отец Варсонофий, будучи человеком образованным, помогал по математике.
             Никогда не отказывал в служении молебнов на дому в дни Ангела или
             по другому случаю".

        Рядом с домом Филатовых располагался дом, хозяйкой которого была Татьяна
        Федоровна Панина. Она была старостой и летнего, и зимнего храмов.
        Ее сын, Николай Васильевич Панин выразил желание принять монашество.
        Постригал его в 1926г. архимандрит Лев (Егоров) и дал ему имя Нектарий.
        Вскоре юный монах получил сан иеродиакона и стал усердно помогать батюшке
        Варсонофию по храму.
        Образовалась дружная духовная семья, которой мудро руководил о.Варсонофий,
        имевший дар рассуждения и утешения. Это был плод его сердечной умной молитвы.
        Из живого общения со старцами в Оптиной пустыни и на Валааме он знал, каким
        должно быть старческое окормление человеческих сердец.
        Утверждал он своих духовных чад на их пути кротким и ласковым с ними обращением.
        Поучал и наставлял о.Варсонофий редко. Запомнилось его любимое изречение:
            "Любовь и кротость и зверя делают человеком".
        Избегал он делать и какие-либо замечания. Если во время утреннего или вечернего
        правила сестры, бывало, рассмеются, батюшка ласково им скажет:
            "Сестры, начнем сначала".
        Знаменательно то, что, имея дар рассуждения и дар прозорливости, о.Варсонофий,
        внимательно выслушав обращающегося к нему с вопросом, затем обыкновенно
        ласково говорил ему:
            "Я пирожок ни с чем".
        И Господь по молитве о.Варсонофия устраивал все так, что вопрошавший постепенно
        получал нужный ответ на беспокоивший его вопрос.
        Проповеди в храме отец Варсонофий говорил крайне редко.
        Беседы же с сестрами по воскресным дням о.Варсонофий вел регулярно.
        С 1930г. у о.Варсонофия начала проявляться болезнь Паркинсона. У него она
        выражалась в замедленности движений. Чтобы совершить проскомидию, ему,
        в конце 1931г., даже при небольшом чтении записок о здравии и о упокоении,
        требовалось около часа. И Господь даровал болящему дивного помощника в
        лице его друга иеромонаха Варнавы (Василия Семеновича Клыкова). Познакомились
        они в 1914г. в Оптиной пустыни. О.Варнава был тогда келейником Оптинского
        старца Анатолия (Потапова), Владимир Сергеевич Веревкин — его любимым послушником
        И о.Варсонофию, и о.Варнаве было открыто, что всем им выпадет пострадать
        за Христа. И они заранее готовили о.Нектария и сестер к исповедническому пути.
        У них были готовы маленькие узелочки на случай их ареста.
        В конце 1931г. сестра Нина Яковлева прямо спросила о.Варнаву, когда их арестуют.
        Он ответил, что произойдет это после ее именин, т.е. после 27 января 1932г.
        Так оно и случилось
      Аресты
        Ленинградская о., г.Петергоф 
        Год ареста 1932 
        День ареста 18 
        Месяц ареста 2 
        Всех арестовали в одну ночь — 18 февраля 1932г., в день памяти свт.Феодосия и
        иконы Божией Матери "Взыскание погибших"
      Осуждения
        Коллегия ОГПУ СССР 
        22/03/1932 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 10 лет концлагерей с конфискацией имущества 
        Групповое дело "Дело Петроградских православных братств. Петроград. 1932г." 
        Архимандрит Лев, архимандрит Варлаам, архимандрит Вениамин и игумен
        Варсонофий получили по максимуму — 10 лет лагерей с конфискацией имущества.
        Сестру Нину Яковлеву отправили на три года в Казахстанский лагерь близ
        Алма-Аты.
        Настю Заспелову, Шуру Литовченко, Елену Белову выслали в Казахстан на три года.
        На свободе остались Евгения Фалькевич и Наталия Копреева.
        Сестра Евгения впоследствии ухаживала за болящим старцем Варсонофием,
        а сестре Наталии удалось сохранить некоторые книги и рукописи, и в частности
        "Лествицу", а также конспект беседы и проповедь о.Варсонофия в Великую Пятницу
      Места заключения
        Мордовия, Темниковские лагеря 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1933 
        Месяц окончания 4 
        Постановлением Коллегии ОГПУ от 22.04.1933г. о.Варсонофий был досрочно освобожден
        из лагеря как инвалид 1 группы и выслан в Северный край на оставшийся срок
        Вологда 
        Год начала 1933 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1933 
        Месяц окончания 5 
        Сначала находился в ссылке в Вологде.
        В мае 1933г. его отправили дальше, в республику Коми, в Сыктывкар
        Коми АССР, г.Сыктывкар (Усть-Сысольск) 
        Год начала 1933 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1933 
        Через несколько месяцев, осенью 1933г. батюшке дали послабление, освободили
        из ссылки с "минусом", разрешив поселиться в ста километрах от Ленинграда.
        Поехать в родной дом к матери, которая по-прежнему жила в Гатчине, из-за этих
        ограничений он не мог и вынужден был искать какое-нибудь другое приемлемое
        место жительства. По совету друзей он выбрал Новгород
      Места проживания
        Новгород 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1939 
        Месяц окончания 6 
        Друзья помогли о.Варсонофию поселиться в частном доме, что по тем временам
        было не так уж легко.
        До самой смерти рядом с о.Варсонофием была сестра Евгения Фалькевич.
        Уже много лет спустя она рассказывала, что вся их жизнь была как бы сокрыта
        от окружающих. Все чудесным образом так устраивалось, что соседи практически
        никогда их не видели. В тот момент, когда старец Варсонофий и сестра Евгения
        выходили на прогулку, кругом как будто все замирало. Так прошло несколько лет.
        Каждое утро о.Варсонофий вставал на молитву и очень долго молился.
        Попытки Евгении Иосифовны накормить его завтраком до того, как он закончит
        свое утреннее молитвенное правило, были тщетными. Молился батюшка обычно до
        самого обеда. По праздникам они ходили в церковь Михаила Архангела.
        Летом 1939г. состояние о.Варсонофия ухудшилось.
        В это время в Питере находился приехавший из Ферганы архимандрит Гурий (Егоров).
        С ним вместе были Нина Яковлева, тогда уже монахиня Серафима, и сестра
        тайного иеромонаха Иоанна (Вендланда) Елизавета Николаевна.
        Архимандрит Гурий, монахиня Серафима и Елизавета Николаевна, узнав о тяжелом
        состоянии здоровья игумена Варсонофия, поспешили к нему в Новгород.
        Они успели проститься с ним за день до его кончины
    Кончина
      1939 
      День 26 
      Месяц 6 
      Место Новгород 
      Место захоронения Новгород, Новгородское Петровское кладбище 
      За четыре дня до кончины о.Варсонофию стало плохо. Телеграммой вызвали его
      мать Ольгу Тимофеевну.
      Батюшка Варсонофий очень обрадовался, увидев ее, и сказал свое последнее слово:
          "Мамочка!"
      Больше он уже не говорил.
      26 июня 1939г. в четыре часа двадцать минут дня все стояли вокруг одра
      старца Варсонофия. В последние секунды жизни он, молчавший три дня, трижды
      пропел: "Аллилуиа!"
      По свидетельству очевидцев, в этот момент как бы молния пронеслась вверх
      от кровати, на которой лежал о.Варсонофий. Он испустил дух и остался
      с открытыми глазами.
      Его кончина была подобна кончине святых отцов, труды которых он усвоил и умом и
      сердцем по "Добротолюбию".
      Погребен игумен Варсонофий в Великом Новгороде, на Петровском кладбище.
      Сестра Женя — Евгения Иосифовна Фалькевич, похоронив старца, осталась жить
      в Новгороде, чтобы постоянно бывать на его могиле и ухаживать за ней
    Реабилитация
      Дата 28/04/1989 
      По году репрессий 1939 
    Публикации ->
      1.Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999. С.35.
      2.Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.75.
      3.Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. С.75.
      4.Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.284.
      5.Шкаровский М.В. Александро-Невское братство: 1918–1932гг. СПб., 2003. С.198–199.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL