Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Борис (Холчев Борис Васильевич)
    ( * ) Борис (Холчев Борис Васильевич) 
    Год рождения 1895 
    День рождения 7 
    Месяц рождения 6 
    Место рождения Орел 
    архимандрит 
    Фотографии[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1922г.] [1922-1927гг.] [1927-1928гг.] [1928-1935гг.] [конец 1930-х - 1940-е гг.] [1948-1955гг.] [1955-1971гг.]
      Образование
        Орловская Первая гимназия 
        Год окончания 1913 
        Родом из купеческой семьи, он был старшим ребенком среди пятерых детей.
        От деда-иконописца он унаследовал сильную волю, твердый характер и целомудрие,
        никогда не раздражался, был спокойным, серьезным, очень самостоятельным. Во всем
        его облике была особая убедительность, вызывающая доверие у людей. Во время учебы
        в 1-й Орловской гимназии удивлял всех своими познаниями и способностями. Проявлял
        интерес к религиозной философии, психологии, истории и другим гуманитарным наукам.
        В гимназические годы заболел ревматизмом и, как следствие, пороком сердца.
        Гимназию окончил в 1913г. с золотой медалью и поощрительной стипендией для продолжения
        образования.
        Московский университет, историко-филологический факультет 
        Год окончания 1920 
        В эти годы он уже живет напряженной внутренней жизнью, прилагая усилия
        к нравственному совершенствованию себя в духе Евангельских заповедей. Позже он говорил
        "Надо трудиться, чтобы привлечь к себе благодать Божию, если не будет борьбы, труда,
        то и благодати не к чему будет прикоснуться."
        В 1916г. впервые побывал в Оптиной Пустыне
        и побывав у обоих старцев, которые были там в то время, Анатолия и Нектария,
        почувствовал, что его старец — о.Нектарий. Последние годы о.Борис не раз говорил,
        "Все, что мне сказал о.Нектарий уже исполнилось, осталось одно, после чего я
        скоро умру." Учась на историко-филологическом факультете Московского университета,
        Борис специализировался по психологии, был одним из лучших учеников. Московский
        период жизни Бориса тесно связан с церковью Святителя Николая в Кленниках, на Маросейке,
        настоятелем которого был о.Алексей Мечев, у которого он и исповедовался. С сыном
        о.Алексея — о.Сергием Мечевым, Бориса связывала глубокая духовная дружба, продолжав-
        шаяся долгие годы. Время от времени Борис ездил в Оптину, общался со Старцем и
        ничего не делал без его благословения. Закончив университет в 1920г., Борис вернулся
        в Орел
      Служение
        Орел, Педагогический институт 
        Должность преподаватель 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1922 
        Читал лекции по психологии и логике по приглашению ректора института, известного
        ученого-востоковеда Н.И.Конрад
        Орел, Воскресенская церковь 
        Должность секретарь церковно-приходского совета 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1922 
      Аресты
        Орел 
        Год ареста 1922 
        Арестован весной, при изъятии церковных ценностей.
      Места заключения
        Орел, тюрьма 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1922 
        Заключен в Орловскую тюрьму, где провел почти два месяца. Выпущен за
        отсутствием улик
      Служение
        Москва, I-й Вспомогательный психологический институт 
        Должность научный сотрудник 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1924 
        Переехал в Москву и стал работать по приглашению профессора Челпанова в только что
        основанном им институте для умственно отсталых детей. В этом же институте работал
        как врач-психоневролог Сергей Александрович Никитин (будущий епископ Стефан); он
        сблизился с Борисом и стал ходить в тот же храм на Маросейке
        Москва, педологическая станция Наркомпроса 
        Должность научный сотрудник 
        Год начала 1924 
        Он был одним из первых молодых ученых, занимавшихся проблемами экспериментальной
        психологии и готовился к защите диссертации. День был уже назначен. Борис приехал
        к Старцу за благословением. Но о.Нектарий сказал:"А теперь оставь все это и посвя-
        щайся в диаконы в церковь Николы в Кленниках". Научный мир был ошеломлен. О.Сергий
        Мечев, которому Борис передал слова Старца, выразил сомнение в том, что можно просить
        о посвящении неженатого человека и сказал, что к Старцу надо ехать еще раз. Когда
        Борис приехал, Старец ответил: "Скажи им: епископ не может быть женат". Родители
        Бориса с одобрением встретили весть о будущем священстве и благословили сына иконой
        Спасителя
      Рукоположение
        диакон 
        1927 
        День 21 
        Месяц 4 
        Место Московская о., с.Котельники, церковь Святителя Николая 
        Кто рукоположил архиепископ Иннокентий Бийский 
      Служение
        Москва, церковь свт.Николая Чудотворца в Кленниках 
        диакон 
        Год начала 1927 
        День начала 21 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1928 
        День окончания 21 
        Месяц окончания 7 
      Рукоположение
        иерей 
        1928 
        День 21 
        Месяц 7 
        Кто рукоположил епископ Серпуховский Арсений (Жадановский) 
        О.Борис в годы священства жил в Москве, сначала в районе с.Всехсвятского, а затем на Плющихе
      Служение
        Москва, церковь свт.Николая в Кленниках 
        священник 
        Год начала 1928 
        День начала 21 
        Месяц начала 7 
      Места проживания
        Москва, Красноармейский пер., 13–1 
        Год окончания 1931 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 2 
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1931 
        День ареста 16 
        Месяц ареста 2 
      Осуждения
        Коллегия ОГПУ СССР 
        30/04/1931 
        Обвинение "являлся участником антисоветской организации, состоящей из лиц религиозного культа" 
        Статья ст.58–11 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет ИТЛ 
        Групповое дело "дело о.Бориса Холчева. Москва, 1931г." 
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1931 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1931 
        Содержался во время предварительного заключения
        Уральская о., г.Красновишерск, затем Кемеровская о., г.Юрга 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1935 
        Сначала работал на стройке в г.Красновишерске, позднее был переведен в лагерь в
        Сибири, где работал в свиноводческом хозяйстве. Ссылка была очень тяжела, особенно
        страшен был этап. Некоторые падали на дороге и их оставляли умирать. В деревне
        недалеко от лагеря поселилась одна из духовных дочерей о.Бориса, врач Мария Петровна
        Лаврова, преданно за ним ухаживавшая, несмотря на преклонный возраст (ей было более
        60 лет). Впоследствии она сопровождала его до самой своей смерти. В сибирской ссылке
        о.Борис встретил знакомого по Оптиной Пустыни — иеродиакона Рафаила. Как ветери-
        нарный фельдшер он имел привилегию, жил не в общем бараке, а в отдельном свином
        стойле; эту же привилегию он выхлопотал для о.Бориса, и там они вдвоем встречали
        Пасху. Срок был сокращен на год
      Места проживания
        Орел 
        Год окончания 1938 
        Из лагеря о.Борис вышел очень слабым, с возобновившимся процессом в легких.
        Жил в Орле с матерью и сестрой, туда же перебралась и Мария Петровна
        Ярославская о., г.Рыбинск 
        Год начала 1938 
        В 1938г. по распоряжению НКВД переехал в Рыбинск, где прожил 10 лет.
        Единственной его помощницей была Мария Петровна. Это были годы почти затвора.
        О.Борис исповедовал живущих в ссылке духовных детей о.Сергия Мечева. Литургию
        служил один.
        Некоторое время в г.Рыбинске и в деревне на берегу Волги в 20 км от города жил
        о.Сергий. Они переписывались, в 1941г. было последнее их свидание. В лесу, сидя
        на поваленном дереве, они долго беседовали. Отец Сергий сказал тогда, что скоро
        умрет; его предсказание сбылось в конце года, но о.Борис о смерти своего друга
        узнал только в 1950г., когда уже служил в Фергане; он один отпевал его в Крестовой
        церкви архиерейского дома в Ташкенте
      Служение
        Узбекистан, г.Фергана, храм св.преподобного Сергия Радонежского 
        иерей, протоиерей (с 19.05.1953) 
        Должность благочинный Ферганского округа (с 15.10.1948), настоятель (с 16.03.1950) 
        Год начала 1948 
        День начала 15 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1953 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 6 
        В 1948г. о.Борису стало возможно служить открыто, он приехал в Среднюю Азию к Владыке
        Гурию (Егорову) Ташкентскому, который хотел его направить в Ашхабад, но случилось
        Ашхабадское землетрясение и о.Борис был назначен в Фергану. Это произошло на праздник
        Рождества Богородицы, который был особенным днем для о.Бориса, т.к. многие важные
        события в жизни совпадали с ним.
        Храм был переделан из немецкой кирхи, был изящным и красивым. Народ скоро почувствовал
        о.Бориса, в храме стало больше молящихся. Многих принимал у себя в доме. Бывали
        у него и баптисты, с главным руководителем которых о.Борис долго беседовал наедине.
        К хлыстам, приходившим в храм относился строго, не допускал под благословение.
        Было много крестин младенцев, иногда человек до сорока; о.Борис очень уставал
        физически. Тяжело было для о.Бориса и его положение благочинного. Во время его служения
        был полностью обновлен иконостас. Иконы для него писала Мария Николаевна Соколова
        (монахиня Иулиания) с учениками; после окончания иконостас выглядел также, как в Троицком
        соборе Троице-Сергиевой Лавры.
        О.Борис жил в крайне стесненных жилищных условиях: маленькая комнатка, в которой
        не топилась печь. Кроме того, к нему приехали из Ленинграда сестра и две
        старенькие, измученные блокадой женщины-врачи. Все они жили в одной комнате.
        Однажды о.Борису приснился старичок и сказал: "Благословите, о.Борис, я
        переложу Вам печь, чтобы Вы не мерзли", и назавтра пришел этот самый старичок
        и переложил печь
        Ташкент, Успенский кафедральный собор 
        протоиерей 
        Должность председатель Ташкенского епархиального совета (с 31.12.1954), настоятель (с 30.08.1955) 
        Год начала 1953 
        День начала 15 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1955 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 10 
        Архиепископ Ермоген, назначенный на Ташкентскую кафедру после Владыки Гурия, давно
        знал о.Бориса и сразу же перевел его в Ташкент.
        В самом начале служения ему было поручено крестить взрослых. Передварительно батюшка
        беседовал с ними и исповедовал, считая это совершенно необходимым при крещении
        взрослых. Беседовал он с крещаемыми и восприемниками наедине. Бывали и такие случаи,
        что приходили из любопытства, а после беседы сознательно крестились. У него было
        глубокое понимание людей, чуткость, он умел подойти именно так, как того требовал
        душа человека. За каждой Литургией батюшка говорил хотя бы краткое слово. По воскресеньям,
        после вечерней службы, проводил беседы на тему о Молитве Господней, каждый раз
        разбирая всего одно прошение, но раскрывал его очень глубоко, приводя слова святых
        отцов, рассказывая о мельчайших подробностях жития святых.
        Он говорил негромко, неторопливо, и проповедь о.Бориса находила отклик в сердцах людей.
        Но не всем пришлась по душе популярность о.Бориса, строгое
        его отношение к богослужениям: на батюшку посыпались доносы. Ему запретили принимать
        людей наедине в крещальне и дома. Из воспоминаний духовной дочери о.Бориса [Зв2]:
        "И конечно, о.Борис был под надзором. И ему запрещали общение с молодежью. Наши
        общения были чреваты. Я все это испытывала на себе, лавируя среди комсомольцев,
        и у входа в храм и в храме, но как-то без страха, не осознавая опасности. А
        тех кто попадал, проходил через испытания. Берег Господь молитвами о.Бориса,
        меня легкомысленную, берег и от вступления в комсомол, дважды уводя меня из
        двора райкома по странным причинам. И я, грешная, удостоилась ощущать на себе
        действие благодати Божией, исходившей через о.Бориса. Молился о.Борис за меня
        и моих чад! Сколько было скорбей, невзгод, болезней, но все чудесно проходило
        и было всегда посещением Божиим!" О.Борис не признавал общей исповеди. Он считал,
        что надо исповедовать грех перед священником, а не только перед Богом, т.к. сущность
        исповеди есть самопосрамление; исповедь есть страдание кающегося и сострадание
        к нему священника. Общую исповедь, говорил о.Борис, мог делать о.Иоанн Кронштадтский,
        который непосредственно видел душу человека и не допускал к Святой Чаше непокаявшихся.
        Но мы так делать не можем: при общей исповеди грех остается на человеке.
        В 1954г. о.Борис был назначен председателем Ташкентского Епархиального Совета
      Рукоположение
        иеромонах 
        Борис 
        1955 
        День 7 
        Месяц 10 
        Место Ташкент 
        Кто рукоположил архиепископ Ташкентский Ермоген (Голубев) 
        Под праздник Преподобного Сергия, во время всенощного бдения совершился постриг
        о.Бориса. Для участия в нем были вызваны монашествующие со всей епархии, находящиеся
        на приходах. Владыка Ермоген, постригая Бориса, не изменил его имени, а в приветст-
        венном слове сказал: "Я не изменил имени при постриге о.Бориса, ибо он всю жизнь
        был монах, нес монашеский подвиг"
        архимандрит 
        1955 
        День 26 
        Месяц 11 
        Место Ташкент 
        Кто рукоположил архиепископ Ташкентский Ермоген (Голубев) (?) 
        Владыка Ермоген выставил кандидатуру о.Бориса на епископство и повез его в Москву,
        будучи уверенным в успехе и захватив облачение для хиротонии, но гражданские власти
        не пропустили. Перед возвращением в Ташкент о.Борис посетил Лавру Преподобного Сергия,
        где произошел знаменательный эпизод. При входе о.Бориса в храм Преподобного Михея,
        где служился молебен, служащий иеромонах сделал знак певчим, чтобы они замолчали.
        В глубокой тишине о.Борис приложился к надгробию Преподобного Михея, сделал перед
        ним поклон, потом поклонился в сторону иеромонаха. Глас народа — глас Божий: певчие
        со всем народом грянули "Ис полла эти, дэспота", как если бы к мощам прикладывался
        архиерей. Позже он сказал одному духовному сыну, что при тогдашнем церковном положении
        он не мог быть епископом, поэтому молился, чтобы Господь отвел это — и молитва его
        была услышана
      Служение
        Ташкент, Успенский кафедральный собор 
        архимандрит 
        Должность благочинный, председатель Ташкенского епархиального совета, настоятель 
        Год начала 1955 
        День начала 26 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1957 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 8 
        В эти годы о.Борис почти ослеп — полная катаракта обоих глаз. 4.01.1956 он был
        освобожден от обязанностей благочинного, в 1957г. — от обязанностей настоятеля
        кафедрального собора с оставлением его в числе причта и назначением духовником
        епархии. Духовником епархии о.Борис оставался до самой кончины. Он многих
        окормлял как старец. Один из священников писал, что в лице о.Бориса Среднеазиатская
        епархия получила продолжение Оптинского старчества. Другой священник писал, что
        для многих он был учителем молитвы, учителем внутреннего делания и вообще христианской
        деятельной жизни. Известно много случаев прозорливости, хотя о.Борис старался скры-
        вать это.
        Батюшка говорил, что путь христианина похож на путь Спасителя, поэтому у каждого
        человека, идущего ко спасению, должна быть своя маленькая Голгофа. Чтобы со
        спокойствием и верою принять ее, необходимо, чтобы у каждого христианина был и
        свой Фавор, свой личный опыт знания Бога, Богообщения. "Общение со старцем
        Нектарием было моим Фавором", — говорил о.Борис. Говорил он также, что у него в
        жизни было два учителя: книга святителя Игнатия Брянчанинова и наставления старца
        Нектария, которые учили его практической жизни по заповедям Божиим
      Награды
        право ношения второго креста с украшениями 
        Год награждения 1958 
        Кем награжден Святейший Патриарх Алексий 
        Ранее указом Святейшего о.Борису было дано право совершать Литургию при
        открытых Царских вратах
    Кончина
      1971 
      День 11 
      Месяц 11 
      Место Ташкент 
      Место захоронения Ташкент, русское православное кладбище 
      В последние годы жизни о.Борис сильно ослабел; кроме почти полной слепоты, у него
      появились частые боли в сердце, больном смолоду, бессонница, постоянная боль в ногах,.
      10 ноября 1971г. он чувствовал себя плохо, но, как обычно, был за утренней и
      вечерней службой, после которой участвовал в торжественном молебне с акафистом
      св. великомученику и целителю Пантелеимону. Исповедывать он не мог и впервые перенес
      исповедь на утро. Дома он собрал всех и попросил прочесть указанное им место из
      творений святителя Игнатия Брянчанинова, после чего стал говорить, что человек
      воспринимает мир через пять чувств. Некоторые наделены шестым чувством — интуицией,
      но есть еще обладающие седьмым. Они воспринимают самые тонкие и сокровенные чувства
      и мысли людей. Этим свойством обладали и обладают старцы, видящие душу человеческую.
      Это были последние слова Батюшки. Благословив всех он ушел к себе.
      Утром 11 ноября ему стало плохо с сердцем, и он попросил приехавшую
      из Москвы духовную дочь Елену Сергеевну Волнухину вызвать "скорую". Это было выполнено,
      Елена Сергеевна сидела у его постели. Пульс постепенно слабел и наконец совсем исчез.
      Душа его отошла ко Господу.
      Весть о кончине о.Бориса вскоре облетела весь Ташкент и многие верующие со скорбью
      и слезами направились в Успенский кафедральный собор проститься с почившим
      пастырем. Все знали его как бессеребренника, отдающего людям все без остатка,
      жившего, как сказал епископ Платон, "большой духовной мерой".
      Даже на дешевенький памятничек у него не оказалось средств.
      13 ноября епископ Платон Ташкентский и Средне-Азиатский совершил заупокойную
      литургию и отпевание по монашескому чину. Похоронили о.Бориса недалеко от
      Александро-Невского храма и часовни в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих
      радость".
      По сведениям [Зв3] в настоящее время на могиле стоит большой точеный крест с Распятием,
      у могилы мраморный оклад и мраморный пол, близ могилы стоят две скамьи. Могила
      всегда ухожена и редко когда на ней не горят свечи. Память о.Бориса особо чтится,
      как в Москве, так и в Ташкенте. 11 ноября на могиле его многолюдно, в храмах
      всей большой епархии — Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии служатся
      панихиды
    Реабилитация
      Дата 04/11/1958 
      Кем реабилитирован Судколлегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР 
      По году репрессий 1931 
    Публикации
      1 Архимандрит Борис (Холчев). Огласительные беседы с крещаемыми; Беседы о молитве Господней. СПб., 1995. 
      2 Епископ Стефан Никитин// Московский журнал. 1996. N 2. 
      С.41–49. 
      3 Емельянов Н.Е. За Христа пострадавшие// Татьянин день. 1998. Февраль. N 19. 
      С.12. 
    Заявители
      1 Медведева Надежда Кирилловна 
      2 Хуссу Вера 
      духовная дочь 
      3 Проскурнякова Тамара Семеновна 
    Документы
      1 Архив Ташкентского Епархиального Управления. Послужной список архимандрита Бориса (Холчева) 
      2 ЦА ФСБ РФ. Д.Р-41650. 

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ