Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][prev][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Анатолий (Смирнов)
    ( * ) Анатолий (Смирнов) 
    иеромонах 
    Специальность регент, композитор 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1909г.] [1909-1913гг.] [1913 - конец 1920-х гг.]
      Служение
        Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородицкая пустынь 
        монах 
        О.Анатолий был высокообразованным иноком, ведшим высокую подвижническую жизнь.
        Он был замечательным певцом и незаурядным регентом, писал духовную музыку.
        В начале XX века о.Анатолий в числе других монахов Глинской пустыни был приглашен
        в Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь, который был основан в 1882г.
        на берегу озера Иссык-Куль с целью распространения Православия в Туркестанском
        крае и духовного просвещения азиатских кочевников епископом Александром
        (Кульчицким)
        Туркестанский край, Семиреченская о., Пржевальский у., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь 
        монах 
        Год окончания 1909 
      Рукоположение
        иеромонах 
        1909 
        Место Туркестанский край, Семиреченская о., г.Верный (ныне Алма-Ата) 
      Служение
        Туркестанский край, Семиреченская о., г.Верный (ныне Алма-Ата), Успенская церковь Туркестанского архиерейского дома 
        иеромонах 
        Год начала 1909 
        О.Анатолий был приглашен в Иссык-Кульский Свято-Троицкий монастырь из
        Глинской пустыни вместе с иноками Серафимом и Феогностом. Городская
        суета тяготила глинского монаха, и в свободное от несения седмичных
        служб время он вместе с другими монахами удалялся в горное урочище
        Медео, где ими сообща был основан скит на сопке Мохнатой, в Аксайском
        ущелье около г.Верного (Алма-Аты)
        Туркестанский край, Семиреченская о., горное урочище Медео, скит на сопке Мохнатой 
        иеромонах 
        Год окончания 1913 
        В скиту были поставлены деревянные келии, поклонный крест, вокруг которого был
        разбит цветник, устроена подземная церковь в честь прп.Серафима Саровского.
        К этому периоду
        времени относится основание в г.Верном Иверско-Серафимовской женской общины,
        обращенной в 1910г. в женский общежительный монастырь. О.Анатолий прилагал к
        укреплению монастыря свое пастырское попечение, духовно окормляя его насельниц.
        В 1913г. в Иверско-Серафимовском монастыре началось большое смущение и нестроение.
        О.Серафим, болезнуя сердцем за судьбу монастыря, в котором духовная жизнь все
        больше и больше угасала, забрал своих духовных чад из монастыря в скит на Мохнатую
        сопку. Сами же монахи решили найти для своих подвигов более уединенное место
      Награды
        право ношения набедренника 
        Год награждения 1912 
      Служение
        Туркестанский край, Семиреченская о., Заилийское Алатау, Аксайское ущелье, скит на Кызыл-Жарской горе (недалеко от г.Верного) 
        иеромонах 
        Год начала 1913 
        Год окончания 1921 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 8 
        Место для скита было указано Богом: в поисках места монахи остановились на ночь
        в Аксайском ущелье близ пасеки у подножия Кызыл-Жарской горы и вдруг увидели на
        горе яркий свет. Поднявшись на гору, осмотрели место, откуда с наступлением
        сумерек исходило неземное сияние и вернувшись, говорили: "Какое дивное это место!
        Как там радостно! Какая там святость, красота какая, какая благодать!". На этом
        месте они поставили келии на расстоянии приблизительно 100 метров одну от другой,
        вырыли три пещеры — в одной хранили продукты, в двух других молились. (Пещеры эти
        существуют поныне.) Служили в большой деревянной келии о.Анатолия.
        Однажды о.Серафим видел в тонком сне следующее: "Идут они втроем — о.Анатолий,
        о.Феогност и о.Серафим по ущелью и видят — храм стоит, красоты необыкновенной.
        Зашли в него все втроем, но о.Анатолий вышел из храма и убежал. И висят в этом
        храме 5 горящих паникадил. Вот одно из них, центральное паникадило, закачалось,
        закачалось, оборвалось и упало на пол. Второе паникадило закачалось и упало.
        Третье паникадило закачалось, но не упало, удержалось, а два паникадила висели
        неподвижно". Этот сон оказался впоследствии вещим.
        В Аксайских горах монахи косили сено, выращивали картофель, у источника рядом со
        скитом сажали гвоздики...
        Лето 1921г. было очень дождливым и разрешилось сильнейшим наводнением-селем,
        который прошел в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери.
        В августе 1921г. все пятеро монахов Аксайского скита пошли в г.Верный (Алма-Ата)
        в Никольскую церковь на праздник целителя Пантелеимона. Двое из них остались в
        городе, а трое возвратились в скит. Утром 11 августа 1921г. были убиты
        вооруженными красноармейцами-грабителями иеромонахи Серафим и Феогност, а
        о.Анатолий, предупрежденный о.Серафимом, убежал на пасеку за помощью и остался
        жив. Он и отпевал, и хоронил, и служил сорокоуст по убиенным монахам.
        После всего случившегося оставшиеся в живых о.Анатолий, о.Пахомий и о.Ираклий
        жить в скиту не остались
        Туркестанский край, Семиреченская о., г.Верный (Алма-Ата), Вознесенский кафедральный собор 
        иеромонах 
        Должность регент архиерейского хора 
        Год начала 1916 
        В 1916г. о.Анатолий управлял архиерейским хором в Вознесенском кафедральном соборе г.Верного
        Туркестанский край, Семиреченская о., г.Верный, Всехсвятская церковь Иверско-Серафимовского женского монастыря 
        иеромонах 
        Должность священник, регент 
        Год начала 1921 
        После закрытия Иверско-Серафимовского женского монастыря еще некоторое время была
        действующей монастырская Всехсвятская церковь, в которой и служил о.Анатолий.
        Там же он управлял хором и писал музыку.
        В свободное от несения седмичных служб время он и иеромонах Серафим (Богословский)
        удалялись в горное урочище Медео, где ими был устроен скит на сопке Мохнатой
      Места проживания
        Абхазия, Кавказские горы, недалеко от г.Сухуми, келия в горах 
        В середине 1920-х гг. о.Анатолий ушел в Сухуми, где жил также в горах
      Аресты
        Абхазия, Кавказские горы, недалеко от г.Сухуми 
        Арестован в конце 1920-х гг.
      Осуждения
        ././. 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
    Кончина
      Неточная дата конец 1920-х гг. 
      расстрел 
      Живя в горах около г.Сухуми, о.Анатолий вел переписку с монахинями Иверско-
      Серафимовского монастыря. Вскоре ими была получена весть с Кавказа об
      аресте и расстреле о.Анатолия
    Канонизация
      1
        Преподобномученик иеромонах Анатолий 
        Дата 19930811 
        Кем канонизирован Синодальная комиссия при Московском Патриархате 
        Местночтимый святой Алма-Атинской епархии
      2
        Преподобномученик иеромонах Анатолий (Смирнов) 
        Дата 20000820 
        Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
        Кто представил Алматинская епархия 
        Дни памяти
          1
            Собор новомучеников и исповедников Российских 
            Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
          2
            Старый стиль 29.07 
            Новый стиль 11.08 
            День памяти в Патриашем календаре
    Публикации
      1 Королева В. Святые Алма-Атинские преподобномученики иеромонахи Серафим и Феогност //Свет Православия в Казахстане. 1993. N 5. 
      С.5–17. 
      2 Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. 
      С.7–8,25–30. 
      3 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
    Заявители
      Королева Вера Викторовна (исследователь) 

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ