Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
иеродиакон Модест 1948 День5 Месяц1 МестоКировская о., Лузский р., г.Лальск, собор
Пострижен в монашество 23 декабря 1947г./5 января 1948г. иеромонах 1948 День14 Месяц1 МестоКировская о., Лузский р., г.Лальск
Дав согласие на переход в Архангельскую епархию, был возведен в сан иеромонаха
и назначен служить в Селянский молитвенный дом на Виледи
Архангельская о., Вилегодский р., с.Селяна, Селянский Никольский молитвенный дом на Виледи иеромонах Год начала1948 День начала14 Месяц начала1 Год окончания1950 День окончания11 Месяц окончания1
Прослужил в Селянском молитвенном доме два года.
Через два года был переведен настоятелем в Богоявленскую церковь Вилегодского р-на Архангельская о., Вилегодский р., с.Вилегодск, Богоявленская церковь иеромонах Год начала1950 День начала11 Месяц начала1 Год окончания1956 День окончания7 Месяц окончания2 Архангельская о., Котласский р., с.Туровец, Свято-Богоявленская церковь иеромонах Должностьнастоятель Год начала1956 День начала7 Месяц начала2 Год окончания1961
7 февраля 1956г. указом N 134 указом епископа Архангельского и Холмогорского Феодосия
иеромонах Модест был назначен настоятелем Свято-Богоявленской церкви с.Туровец.
В Туровце было две церкви. Старая деревянная церковь была построена в 1780г.
и имела два престола: во имя Богоявления Господня, второй во имя св.Николая
Чудотворца, службы проводились только летом. Действующая каменная церковь
построена в 1815г. и освящена во имя Успения Божией Матери.
В связи с пожарами храмы неоднократно сгорали, но строились вновь. Так был
разобран старый храм Богоявления. В дальнейшем на его месте стали строить часовню.
Начало службы на Туровце о.Модеста не было радостным: на это место претендовал
другой священник, несколько лет назад служивший там отец Григорий Лопатин.
Некоторые члены "двадцатки", которые привыкли, и которым нравился о.Григорий,
были против нового неизвестного священника, встретили отца Модеста "в штыки",
даже написали петицию в Патриархию. Однако, духовное начальство не удовлетворило их просьбу,
оставило свое решение о назначении настоятелем Богоявленской церкви
иеромонаха Модеста.
Нелегко давалась служба о.Модесту в части налаживания требуемого всеми
церковными правилами порядка, т.к. служившие понемногу перед ним священники
не успели навести должный порядок.
"Страсти" по о.Григорию после его отъезда потихоньку утихали, люди стали
привыкать к о.Модесту. Если в начале служения в течение почти трех месяцев
"бойкота" он сам пек просфоры, открывал храм, звонил в колокола, зажигал
лампады, то появились помощники из старого коллектива, а также приехали новые.
Из письма от 04.12.1957г. за 122 подписями граждан общины верующих, адресованному
архиепископу Никандру: "...Со времени настоятельства иеромонаха о.Модеста при нашем храме многое изменилось к лучшему, во-первых, самое главное, чем жива христианская душа это внятная уставная истовость богослужения, проповеди, слова Божия... Чистота и полное благолепие храма Божия и по хозяйственной части везде строгая дисциплина и расчетливость. Всегда мы видим его трезвого и во своем чину, не делается ни малейших поблажек членам церковного совета, как это было раньше. В прошедшие годы приходная сумма почти всегда была в норме 58 тысяч в год. За время служения отца Модеста при нашем храме повысилась доходность в 1956г. на 20 тысяч руб., а в 1957г. на 40 тысяч и более. Но несмотря на все это лучшее в приходской жизни о.Модеста... отдельные личности ведут подрывную деятельность против о.Модеста и занимаются грязной пропагандой против его справедливой и безупречной жизни. Он достоен высшей награды за его труды (чего мы ждем от Вашей милости ему), а не порицания и опорочения...".
Поддерживали о.Модеста родные и друзья. Некоторое время жила на Туровце его
мать, Серафима Яковлевна, приезжала в гости сестра, Анастасия Александровна,
племянницы, священник из Грузии о.Виссарион.
Указом архимандрита Никандра от 24.04.1958г. о.Модест был переведен на службу
в с.Айкино Коми АССР. Батюшка сдал все дела и имущество приходскому совету и
поехал к месту назначения. Однако в Котласе его догнала телеграмма,
повелевающая служить на Туровце до Радоницы, а позже последовала телеграмма
с приказом продолжить службу до особого распоряжения (которое поступило
только через четыре с половиной года).
Служение о.Модеста в эти годы было трудным.
Так, например, 16 января 1959г. вечером на Туровец приехал участковый милиционер,
который без предъявления документов на право проверки и обыска,
потребовал приходно-расходные документы и сделал обыск в комнате о.Модеста.
Взял 3100 рублей и просил приготовить еще. На вопрос отца Модеста:
"Что это значит?", милиционер ответил, что поступили жалобы на неправильное
расходование церковных средств.
Зная, что у него все в порядке, о.Модест подал рапорт в епархию и попросил
епархиальную канцелярию проверить церковные документы по приходу и расходу
денежных средств, акты ревизионной комиссии. Таким образом, он смог защититься
от клеветников. За помощью найти у праву на участкового, пришлось ехать
в Архангельск.
В результате в Туровец прибыли представители МВД области, Котласа и разобрались
с незаконными действиями участкового и заставили возвратить деньги, что и было
сделано.
Вся эта история неблагоприятно сказалась на слабом после пребывания в заключении
здоровье о.Модеста. Он заболел, как он пишет, "сердцем и нервами" и послал рапорт
архимандриту Никандру 28 января 1959г. с просьбой отпустить его из Архангельской
епархии, чтобы вернуться на свою родину в Кировскую епархию и ухаживать
за престарелой матерью. Ему шли письма с приглашениями служить в различных
храмах Кировской обл: г.Советска, сел Мутошкино, Великорецкого, Злобино,
села Ямского Котласского р-на.
Но разрешение на перевод не поступало, и о.Модест продолжал служить на Туровце.
Народ любил это место и, невзирая на запреты, особенно в большие летние праздники
(Троицы, Туровецкой Конной, Явления Божией Матери Одигитрии) собирался
из окрестных мест в большом количестве.
Кроме проведения служб, церковных обрядов крещения, венчания, отпевания,
выполнение которых не приветствовалось, о.Модест, как настоятель, был
ответственным и за всю финансово-хозяйственную деятельность храма.
Согласно письму финотдела Котласского Райсовета депутатов от 21 января 1959г.,
всем работникам храма, получающим заработную плату, необходимо было ежегодно
сдавать заполненные декларации о доходах в установленный срок. Ответственным
являлся настоятель. Во-время надо было платить и налоги.
Отчетность перед епархией, служебная переписка занимала немало времени.
В отпуск можно было ездить только по т.н. "отпускному билету". Сохранился
такой билет, выданный о.Модесту 20 апреля 1959г.
Храм находился далеко в лесу, откуда трудно было доехать. О.Модест обращался
с просьбой к уполномоченному по Архангельской обл. разрешить купить лошадь.
Ответ был таков: "Покупку лошади разрешить не могу, т.к. сенокосных участков
Вам не выделят и нечем будет ее кормить".
Председатель райисполкома был особенно зол на Церковь, гонял всех, запрещал
ходить в церковь, поддерживать храм, запрещал давать муку для просфор.
Приходилось всячески доставать, привозить. Однажды, когда скрытно везли муку
в почтовой машине, ее заставили открыть и выгрузили муку прямо в лесу. Пришлось
потом перевозить ее на тележке.
Послушница Глафира Шарина рассказывала, что однажды на Туровец приехал
председатель местного колхоза и стал требовать ключи от храма, сказав,
что ему его передали, и он сделает там склад. Ключи ему не дали, а наутро она
вместе с псаломщиком поехала в Москву, в Министерство по делам религии: "Приняли нас вежливо, я тому чиновнику всю ситуацию объяснила, Он куда-то сходил, принес бумаги и сказал, что "Есть закон, что у каждого священника должен быть только один храм, а у вас там два. Поэтому, один можно бы и передать, только не таким способом, как ваш председатель хотел бы сделать. Поезжайте домой, разберемся". Так, на какое-то время храм мы отстояли, не дали осквернить".
После празднования Успения Божией Матери в августе, отслуженного о.Модестом
в 1960г., от райисполкома поступило указание закрыть одну церковь.
Так как деревянная летняя церковь требовала большого ремонта, решили служить
в каменной церкви. В деревянную церковь был разрешен только вход вниз в кладовую.
Поэтому монахини, жившие при церкви, хранили ключи, прятали их, не отдавали
никому.
Большое некогда село Туровец постепенно пришло в упадок. Многие жители подались
в близлежащие города и поселки. Около храма в 1960-х гг. оставалось всего
несколько жилых домов.
Монахини жили впроголодь, питаясь в основном дарами леса. Прихожан было мало,
т.к. ходить в церковь фактически запретили.
Народ жил бедно, поделиться нечем, поэтому были рады любому сухарику.
Батюшкам местные жители носили молоко, а порой они сами ходили за ним
в близлежащую деревню Носыриха (Красная Гора), а то и просто чайку попить.
Строгий и очень ответственный в церковных делах о.Модест был очень мягким,
чутким человеком. Был он и добрым, отзывчивым. В его документах находятся две
расписки прихожан, бравших лично у него в долг деньги по 300 руб.
При о.Модесте были обновлены хозяйственные церковные постройки (дом для прихожан
и дом для священника), причем в основном за счет недорого купленного дома
в дер.Белые и пожертвованного имущества богатого жителя дер. Новинки.
Прихожане полюбили батюшку, благодарностью отвечали на его любовь, заботу о них.
Храм находился далеко в лесу. Люди собирались отовсюду, в основном пешком или
на попутном транспорте (лошадях, машинах). Конечно, прихожане уставали,
а впереди еще обратная дорога. Учитывая все это, заботливый батюшка за церковной
оградой построил длинные столы со скамейками. Службы проходили долго, по всем
правилам и заканчивались к обеду. После службы на столы ставили большие
кипящие самовары, сразу три. Прихожане садились, доставали свои узелки с едой,
пили чай, отдыхали, и, довольные, расходились по домам.
В церковные праздники о.Модест обходил дома прихожан, живущих недалеко от храма
"со славой". Для этого сначала необходимо было получить разрешение уполномоченного
Батюшку встречали хлебом-солью.
Одна из прихожанок, Валентина Андреевна Курилова, вспоминала слова о.Модеста,
сказанные на проповедях в Туровецком храме: "Если мы верим в Бога, а ничего нет мы ничего не теряем, если не верим, а есть мы все потеряем". Задумайтесь, пожалуйста, над этими словами, насколько они мудры!!!"
2 сентября 1961г. о.Модеста постигло большое горе умерла его мать.
О.Модест очень сокрушался о том, что его мечта о переводе в Кировскую епархию,
и дать тем самым покой матери в последние годы ее жизни, так и не была
удовлетворена.
О.Модест был отмечен Патриархом Алексием церковными наградами