Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1990 Дела or1.35 => or1.35 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
Служение
    Служение
    Архангельская о., Вилегодский р., с.Селяна, Селянский Никольский молитвенный дом на Виледи 
    иеромонах 
    Год начала 1948 
    День начала 14 
    Месяц начала 1 
    Год окончания 1950 
    День окончания 11 
    Месяц окончания 1 
    Прослужил в Селянском молитвенном доме два года.
    Через два года был переведен настоятелем в Богоявленскую церковь Вилегодского р-на
    Архангельская о., Вилегодский р., с.Вилегодск, Богоявленская церковь 
    иеромонах 
    Год начала 1950 
    День начала 11 
    Месяц начала 1 
    Год окончания 1956 
    День окончания 7 
    Месяц окончания 2 
    Архангельская о., Котласский р., с.Туровец, Свято-Богоявленская церковь 
    иеромонах 
    Должность настоятель 
    Год начала 1956 
    День начала 7 
    Месяц начала 2 
    Год окончания 1961 
    7 февраля 1956г. указом N 134 указом епископа Архангельского и Холмогорского Феодосия
    иеромонах Модест был назначен настоятелем Свято-Богоявленской церкви с.Туровец.
    В Туровце было две церкви. Старая деревянная церковь была построена в 1780г.
    и имела два престола: во имя Богоявления Господня, второй — во имя св.Николая
    Чудотворца, службы проводились только летом. Действующая каменная церковь
    построена в 1815г. и освящена во имя Успения Божией Матери.
    В связи с пожарами храмы неоднократно сгорали, но строились вновь. Так был
    разобран старый храм Богоявления. В дальнейшем на его месте стали строить часовню.
    Начало службы на Туровце о.Модеста не было радостным: на это место претендовал
    другой священник, несколько лет назад служивший там отец Григорий Лопатин.
    Некоторые члены "двадцатки", которые привыкли, и которым нравился о.Григорий,
    были против нового неизвестного священника, встретили отца Модеста "в штыки",
    даже написали петицию в Патриархию. Однако, духовное начальство не удовлетворило их просьбу,
    оставило свое решение о назначении настоятелем Богоявленской церкви
    иеромонаха Модеста.
    Нелегко давалась служба о.Модесту в части налаживания требуемого всеми
    церковными правилами порядка, т.к. служившие понемногу перед ним священники
    не успели навести должный порядок.
    "Страсти" по о.Григорию после его отъезда потихоньку утихали, люди стали
    привыкать к о.Модесту. Если в начале служения в течение почти трех месяцев
    "бойкота" он сам пек просфоры, открывал храм, звонил в колокола, зажигал
    лампады, то появились помощники из старого коллектива, а также приехали новые.
    Из письма от 04.12.1957г. за 122 подписями граждан общины верующих, адресованному
    архиепископу Никандру:
       
    "...Со времени настоятельства иеромонаха о.Модеста при нашем храме многое
       изменилось к лучшему, во-первых, самое главное, чем жива христианская душа —
       это внятная уставная истовость богослужения, проповеди, слова Божия...
       Чистота и полное благолепие храма Божия и по хозяйственной части везде
       строгая дисциплина и расчетливость. Всегда мы видим его трезвого и во своем
       чину, не делается ни малейших поблажек членам церковного совета, как
       это было раньше. В прошедшие годы приходная сумма почти всегда была в
       норме 58 тысяч в год. За время служения отца Модеста при нашем храме
       повысилась доходность в 1956г. на 20 тысяч руб., а в 1957г. на 40 тысяч и
       более. Но несмотря на все это лучшее в приходской жизни о.Модеста...
       отдельные личности ведут подрывную деятельность против о.Модеста и занимаются
       грязной пропагандой против его справедливой и безупречной жизни.
       Он достоен высшей награды за его труды (чего мы ждем от Вашей милости ему),
       а не порицания и опорочения...".

    Поддерживали о.Модеста родные и друзья. Некоторое время жила на Туровце его
    мать, Серафима Яковлевна, приезжала в гости сестра, Анастасия Александровна,
    племянницы, священник из Грузии о.Виссарион.
    Указом архимандрита Никандра от 24.04.1958г. о.Модест был переведен на службу
    в с.Айкино Коми АССР. Батюшка сдал все дела и имущество приходскому совету и
    поехал к месту назначения. Однако в Котласе его догнала телеграмма,
    повелевающая служить на Туровце до Радоницы, а позже последовала телеграмма
    с приказом продолжить службу до особого распоряжения (которое поступило
    только через четыре с половиной года).
    Служение о.Модеста в эти годы было трудным.
    Так, например, 16 января 1959г. вечером на Туровец приехал участковый милиционер,
    который без предъявления документов на право проверки и обыска,
    потребовал приходно-расходные документы и сделал обыск в комнате о.Модеста.
    Взял 3100 рублей и просил приготовить еще. На вопрос отца Модеста:
    "Что это значит?", милиционер ответил, что поступили жалобы на неправильное
    расходование церковных средств.
    Зная, что у него все в порядке, о.Модест подал рапорт в епархию и попросил
    епархиальную канцелярию проверить церковные документы по приходу и расходу
    денежных средств, акты ревизионной комиссии. Таким образом, он смог защититься
    от клеветников. За помощью найти у праву на участкового, пришлось ехать
    в Архангельск.
    В результате в Туровец прибыли представители МВД области, Котласа и разобрались
    с незаконными действиями участкового и заставили возвратить деньги, что и было
    сделано.
    Вся эта история неблагоприятно сказалась на слабом после пребывания в заключении
    здоровье о.Модеста. Он заболел, как он пишет, "сердцем и нервами" и послал рапорт
    архимандриту Никандру 28 января 1959г. с просьбой отпустить его из Архангельской
    епархии, чтобы вернуться на свою родину в Кировскую епархию и ухаживать
    за престарелой матерью. Ему шли письма с приглашениями служить в различных
    храмах Кировской обл: г.Советска, сел Мутошкино, Великорецкого, Злобино,
    села Ямского Котласского р-на.
    Но разрешение на перевод не поступало, и о.Модест продолжал служить на Туровце.
    Народ любил это место и, невзирая на запреты, особенно в большие летние праздники
    (Троицы, Туровецкой Конной, Явления Божией Матери Одигитрии) собирался
    из окрестных мест в большом количестве.
    Кроме проведения служб, церковных обрядов крещения, венчания, отпевания,
    выполнение которых не приветствовалось, о.Модест, как настоятель, был
    ответственным и за всю финансово-хозяйственную деятельность храма.
    Согласно письму финотдела Котласского Райсовета депутатов от 21 января 1959г.,
    всем работникам храма, получающим заработную плату, необходимо было ежегодно
    сдавать заполненные декларации о доходах в установленный срок. Ответственным
    являлся настоятель. Во-время надо было платить и налоги.
    Отчетность перед епархией, служебная переписка занимала немало времени.
    В отпуск можно было ездить только по т.н. "отпускному билету". Сохранился
    такой билет, выданный о.Модесту 20 апреля 1959г.
    Храм находился далеко в лесу, откуда трудно было доехать. О.Модест обращался
    с просьбой к уполномоченному по Архангельской обл. разрешить купить лошадь.
    Ответ был таков: "Покупку лошади разрешить не могу, т.к. сенокосных участков
    Вам не выделят и нечем будет ее кормить".

    Председатель райисполкома был особенно зол на Церковь, гонял всех, запрещал
    ходить в церковь, поддерживать храм, запрещал давать муку для просфор.
    Приходилось всячески доставать, привозить. Однажды, когда скрытно везли муку
    в почтовой машине, ее заставили открыть и выгрузили муку прямо в лесу. Пришлось
    потом перевозить ее на тележке.
    Послушница Глафира Шарина рассказывала, что однажды на Туровец приехал
    председатель местного колхоза и стал требовать ключи от храма, сказав,
    что ему его передали, и он сделает там склад. Ключи ему не дали, а наутро она
    вместе с псаломщиком поехала в Москву, в Министерство по делам религии:
       "Приняли нас вежливо, я тому чиновнику всю ситуацию объяснила, Он куда-то
        сходил, принес бумаги и сказал, что
           "Есть закон, что у каждого священника должен быть только один храм,
            а у вас там два. Поэтому, один можно бы и передать, только не таким
            способом, как ваш председатель хотел бы сделать. Поезжайте домой,
            разберемся".
        Так, на какое-то время храм мы отстояли, не дали осквернить".

    После празднования Успения Божией Матери в августе, отслуженного о.Модестом
    в 1960г., от райисполкома поступило указание закрыть одну церковь.
    Так как деревянная летняя церковь требовала большого ремонта, решили служить
    в каменной церкви. В деревянную церковь был разрешен только вход вниз в кладовую.
    Поэтому монахини, жившие при церкви, хранили ключи, прятали их, не отдавали
    никому.
    Большое некогда село Туровец постепенно пришло в упадок. Многие жители подались
    в близлежащие города и поселки. Около храма в 1960-х гг. оставалось всего
    несколько жилых домов.
    Монахини жили впроголодь, питаясь в основном дарами леса. Прихожан было мало,
    т.к. ходить в церковь фактически запретили.
    Народ жил бедно, поделиться нечем, поэтому были рады любому сухарику.
    Батюшкам местные жители носили молоко, а порой они сами ходили за ним
    в близлежащую деревню Носыриха (Красная Гора), а то и просто чайку попить.
    Строгий и очень ответственный в церковных делах о.Модест был очень мягким,
    чутким человеком. Был он и добрым, отзывчивым. В его документах находятся две
    расписки прихожан, бравших лично у него в долг деньги по 300 руб.
    При о.Модесте были обновлены хозяйственные церковные постройки (дом для прихожан
    и дом для священника), причем в основном за счет недорого купленного дома
    в дер.Белые и пожертвованного имущества богатого жителя дер. Новинки.
    Прихожане полюбили батюшку, благодарностью отвечали на его любовь, заботу о них.
    Храм находился далеко в лесу. Люди собирались отовсюду, в основном пешком или
    на попутном транспорте (лошадях, машинах). Конечно, прихожане уставали,
    а впереди еще обратная дорога. Учитывая все это, заботливый батюшка за церковной
    оградой построил длинные столы со скамейками. Службы проходили долго, по всем
    правилам и заканчивались к обеду. После службы на столы ставили большие
    кипящие самовары, сразу три. Прихожане садились, доставали свои узелки с едой,
    пили чай, отдыхали, и, довольные, расходились по домам.
    В церковные праздники о.Модест обходил дома прихожан, живущих недалеко от храма
    "со славой". Для этого сначала необходимо было получить разрешение уполномоченного
    Батюшку встречали хлебом-солью.
    Одна из прихожанок, Валентина Андреевна Курилова, вспоминала слова о.Модеста,
    сказанные на проповедях в Туровецком храме:
       "Если мы верим в Бога, а ничего нет — мы ничего не теряем, если не верим,
        а есть — мы все потеряем". Задумайтесь, пожалуйста, над этими словами,
        насколько они мудры!!!"

    2 сентября 1961г. о.Модеста постигло большое горе — умерла его мать.
    О.Модест очень сокрушался о том, что его мечта о переводе в Кировскую епархию,
    и дать тем самым покой матери в последние годы ее жизни, так и не была
    удовлетворена.
    О.Модест был отмечен Патриархом Алексием церковными наградами

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ