Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Архангельская о., Вилегодский р., с.Селяна, Селянский Никольский молитвенный дом на Виледи иеромонах Год начала1948 День начала14 Месяц начала1 Год окончания1950 День окончания11 Месяц окончания1
Прослужил в Селянском молитвенном доме два года.
Через два года был переведен настоятелем в Богоявленскую церковь Вилегодского р-на Архангельская о., Вилегодский р., с.Вилегодск, Богоявленская церковь иеромонах Год начала1950 День начала11 Месяц начала1 Год окончания1956 День окончания7 Месяц окончания2 Архангельская о., Котласский р., с.Туровец, Свято-Богоявленская церковь иеромонах Должностьнастоятель Год начала1956 День начала7 Месяц начала2 Год окончания1961
7 февраля 1956г. указом N 134 указом епископа Архангельского и Холмогорского Феодосия
иеромонах Модест был назначен настоятелем Свято-Богоявленской церкви с.Туровец.
В Туровце было две церкви. Старая деревянная церковь была построена в 1780г.
и имела два престола: во имя Богоявления Господня, второй во имя св.Николая
Чудотворца, службы проводились только летом. Действующая каменная церковь
построена в 1815г. и освящена во имя Успения Божией Матери.
В связи с пожарами храмы неоднократно сгорали, но строились вновь. Так был
разобран старый храм Богоявления. В дальнейшем на его месте стали строить часовню.
Начало службы на Туровце о.Модеста не было радостным: на это место претендовал
другой священник, несколько лет назад служивший там отец Григорий Лопатин.
Некоторые члены "двадцатки", которые привыкли, и которым нравился о.Григорий,
были против нового неизвестного священника, встретили отца Модеста "в штыки",
даже написали петицию в Патриархию. Однако, духовное начальство не удовлетворило их просьбу,
оставило свое решение о назначении настоятелем Богоявленской церкви
иеромонаха Модеста.
Нелегко давалась служба о.Модесту в части налаживания требуемого всеми
церковными правилами порядка, т.к. служившие понемногу перед ним священники
не успели навести должный порядок.
"Страсти" по о.Григорию после его отъезда потихоньку утихали, люди стали
привыкать к о.Модесту. Если в начале служения в течение почти трех месяцев
"бойкота" он сам пек просфоры, открывал храм, звонил в колокола, зажигал
лампады, то появились помощники из старого коллектива, а также приехали новые.
Из письма от 04.12.1957г. за 122 подписями граждан общины верующих, адресованному
архиепископу Никандру: "...Со времени настоятельства иеромонаха о.Модеста при нашем храме многое изменилось к лучшему, во-первых, самое главное, чем жива христианская душа это внятная уставная истовость богослужения, проповеди, слова Божия... Чистота и полное благолепие храма Божия и по хозяйственной части везде строгая дисциплина и расчетливость. Всегда мы видим его трезвого и во своем чину, не делается ни малейших поблажек членам церковного совета, как это было раньше. В прошедшие годы приходная сумма почти всегда была в норме 58 тысяч в год. За время служения отца Модеста при нашем храме повысилась доходность в 1956г. на 20 тысяч руб., а в 1957г. на 40 тысяч и более. Но несмотря на все это лучшее в приходской жизни о.Модеста... отдельные личности ведут подрывную деятельность против о.Модеста и занимаются грязной пропагандой против его справедливой и безупречной жизни. Он достоен высшей награды за его труды (чего мы ждем от Вашей милости ему), а не порицания и опорочения...".
Поддерживали о.Модеста родные и друзья. Некоторое время жила на Туровце его
мать, Серафима Яковлевна, приезжала в гости сестра, Анастасия Александровна,
племянницы, священник из Грузии о.Виссарион.
Указом архимандрита Никандра от 24.04.1958г. о.Модест был переведен на службу
в с.Айкино Коми АССР. Батюшка сдал все дела и имущество приходскому совету и
поехал к месту назначения. Однако в Котласе его догнала телеграмма,
повелевающая служить на Туровце до Радоницы, а позже последовала телеграмма
с приказом продолжить службу до особого распоряжения (которое поступило
только через четыре с половиной года).
Служение о.Модеста в эти годы было трудным.
Так, например, 16 января 1959г. вечером на Туровец приехал участковый милиционер,
который без предъявления документов на право проверки и обыска,
потребовал приходно-расходные документы и сделал обыск в комнате о.Модеста.
Взял 3100 рублей и просил приготовить еще. На вопрос отца Модеста:
"Что это значит?", милиционер ответил, что поступили жалобы на неправильное
расходование церковных средств.
Зная, что у него все в порядке, о.Модест подал рапорт в епархию и попросил
епархиальную канцелярию проверить церковные документы по приходу и расходу
денежных средств, акты ревизионной комиссии. Таким образом, он смог защититься
от клеветников. За помощью найти у праву на участкового, пришлось ехать
в Архангельск.
В результате в Туровец прибыли представители МВД области, Котласа и разобрались
с незаконными действиями участкового и заставили возвратить деньги, что и было
сделано.
Вся эта история неблагоприятно сказалась на слабом после пребывания в заключении
здоровье о.Модеста. Он заболел, как он пишет, "сердцем и нервами" и послал рапорт
архимандриту Никандру 28 января 1959г. с просьбой отпустить его из Архангельской
епархии, чтобы вернуться на свою родину в Кировскую епархию и ухаживать
за престарелой матерью. Ему шли письма с приглашениями служить в различных
храмах Кировской обл: г.Советска, сел Мутошкино, Великорецкого, Злобино,
села Ямского Котласского р-на.
Но разрешение на перевод не поступало, и о.Модест продолжал служить на Туровце.
Народ любил это место и, невзирая на запреты, особенно в большие летние праздники
(Троицы, Туровецкой Конной, Явления Божией Матери Одигитрии) собирался
из окрестных мест в большом количестве.
Кроме проведения служб, церковных обрядов крещения, венчания, отпевания,
выполнение которых не приветствовалось, о.Модест, как настоятель, был
ответственным и за всю финансово-хозяйственную деятельность храма.
Согласно письму финотдела Котласского Райсовета депутатов от 21 января 1959г.,
всем работникам храма, получающим заработную плату, необходимо было ежегодно
сдавать заполненные декларации о доходах в установленный срок. Ответственным
являлся настоятель. Во-время надо было платить и налоги.
Отчетность перед епархией, служебная переписка занимала немало времени.
В отпуск можно было ездить только по т.н. "отпускному билету". Сохранился
такой билет, выданный о.Модесту 20 апреля 1959г.
Храм находился далеко в лесу, откуда трудно было доехать. О.Модест обращался
с просьбой к уполномоченному по Архангельской обл. разрешить купить лошадь.
Ответ был таков: "Покупку лошади разрешить не могу, т.к. сенокосных участков
Вам не выделят и нечем будет ее кормить".
Председатель райисполкома был особенно зол на Церковь, гонял всех, запрещал
ходить в церковь, поддерживать храм, запрещал давать муку для просфор.
Приходилось всячески доставать, привозить. Однажды, когда скрытно везли муку
в почтовой машине, ее заставили открыть и выгрузили муку прямо в лесу. Пришлось
потом перевозить ее на тележке.
Послушница Глафира Шарина рассказывала, что однажды на Туровец приехал
председатель местного колхоза и стал требовать ключи от храма, сказав,
что ему его передали, и он сделает там склад. Ключи ему не дали, а наутро она
вместе с псаломщиком поехала в Москву, в Министерство по делам религии: "Приняли нас вежливо, я тому чиновнику всю ситуацию объяснила, Он куда-то сходил, принес бумаги и сказал, что "Есть закон, что у каждого священника должен быть только один храм, а у вас там два. Поэтому, один можно бы и передать, только не таким способом, как ваш председатель хотел бы сделать. Поезжайте домой, разберемся". Так, на какое-то время храм мы отстояли, не дали осквернить".
После празднования Успения Божией Матери в августе, отслуженного о.Модестом
в 1960г., от райисполкома поступило указание закрыть одну церковь.
Так как деревянная летняя церковь требовала большого ремонта, решили служить
в каменной церкви. В деревянную церковь был разрешен только вход вниз в кладовую.
Поэтому монахини, жившие при церкви, хранили ключи, прятали их, не отдавали
никому.
Большое некогда село Туровец постепенно пришло в упадок. Многие жители подались
в близлежащие города и поселки. Около храма в 1960-х гг. оставалось всего
несколько жилых домов.
Монахини жили впроголодь, питаясь в основном дарами леса. Прихожан было мало,
т.к. ходить в церковь фактически запретили.
Народ жил бедно, поделиться нечем, поэтому были рады любому сухарику.
Батюшкам местные жители носили молоко, а порой они сами ходили за ним
в близлежащую деревню Носыриха (Красная Гора), а то и просто чайку попить.
Строгий и очень ответственный в церковных делах о.Модест был очень мягким,
чутким человеком. Был он и добрым, отзывчивым. В его документах находятся две
расписки прихожан, бравших лично у него в долг деньги по 300 руб.
При о.Модесте были обновлены хозяйственные церковные постройки (дом для прихожан
и дом для священника), причем в основном за счет недорого купленного дома
в дер.Белые и пожертвованного имущества богатого жителя дер. Новинки.
Прихожане полюбили батюшку, благодарностью отвечали на его любовь, заботу о них.
Храм находился далеко в лесу. Люди собирались отовсюду, в основном пешком или
на попутном транспорте (лошадях, машинах). Конечно, прихожане уставали,
а впереди еще обратная дорога. Учитывая все это, заботливый батюшка за церковной
оградой построил длинные столы со скамейками. Службы проходили долго, по всем
правилам и заканчивались к обеду. После службы на столы ставили большие
кипящие самовары, сразу три. Прихожане садились, доставали свои узелки с едой,
пили чай, отдыхали, и, довольные, расходились по домам.
В церковные праздники о.Модест обходил дома прихожан, живущих недалеко от храма
"со славой". Для этого сначала необходимо было получить разрешение уполномоченного
Батюшку встречали хлебом-солью.
Одна из прихожанок, Валентина Андреевна Курилова, вспоминала слова о.Модеста,
сказанные на проповедях в Туровецком храме: "Если мы верим в Бога, а ничего нет мы ничего не теряем, если не верим, а есть мы все потеряем". Задумайтесь, пожалуйста, над этими словами, насколько они мудры!!!"
2 сентября 1961г. о.Модеста постигло большое горе умерла его мать.
О.Модест очень сокрушался о том, что его мечта о переводе в Кировскую епархию,
и дать тем самым покой матери в последние годы ее жизни, так и не была
удовлетворена.
О.Модест был отмечен Патриархом Алексием церковными наградами