База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Фаминцев (Фоминцев) Вениамин Иванович Дела osw.27 => osw.27 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
Служение
    Служение
    Московская губ., Коломенский у. (Московская о., Ступинский р.), с.Мещерино, церковь Рождества Пресвятой Богородицы 
    протоиерей 
    Должность настоятель 
    Год начала 1925 
    Год окончания 1938 
    День окончания 27 
    Месяц окончания 2 
    В семье о.Вениамина было двое детей: сын и дочь. Сын Серафим (1909г.р.), больной
    от рождения, умер в 1934г. Дочь (1911г.р.) жила отдельно. Супруга его давно
    умерла. О.Вениамин жил одиноко, и все свое время и всего себя посвящал служению
    Церкви.
    В 1936г. Мещеринский сельсовет запретил о.Вениамину ходить с молебнами по домам
    прихожан. Ранее для этого требовалась справка из Мещеринской амбулатории,
    что в селе нет эпидемических заболеваний. С 1936г. амбулатория отказалась
    давать церковному совету такие справки.
    Тогда прихожане обратились в сельский совет с просьбой, что если нельзя ходить
    с иконами и крестами, к которым прихожане прикладываются, то пусть разрешат
    ходить хотя бы с кружкой, к которой никто не прикладывается и куда люди могут
    опускать деньги на содержание храма, после того как священник поздравит
    их с праздником. Но и этого сельсовет не разрешил, мотивируя тем, что "в селе
    эпидемия скарлатины", хотя на самом деле всего лишь несколько жителей болело
    ангиной.
    7 марта 1936 года прихожане направили заявление во ВЦИК:
       
    "Приходской совет постановил обратиться за разрешением этого вопроса
        ввиду предстоящей Пасхи в постоянную центральную культкомиссию при ВЦИКе.
        Если нельзя ходить с иконами и крестом, к которым прикладываются, то
        нельзя ли ходить безо всего, поздравляя с праздником и собирая священнику
        на прожитие и уплату налогов...
        Внутрицерковные приходы слишком малы, потому что народ, занятый в колхозах,
        не всегда имеет время ходить в церковь, следовательно, остается главным
        доходом требоисправление (крестины, похороны), которых также много,
        и хождение в праздники по приходу.
        Приходской совет просит культкомиссию дать то или иное разъяснение по этому
        вопросу".

    Ответа на письмо не последовало, а с лета 1937г. гонения на Русскую Православную
    Церковь резко усилились. 26 ноября 1937г. в районной газете "Вперед" появилась
    статья под названием "Совещание селькоров и редакторов стенгазет", в которой,
    как пример подрывной деятельности "церковников", сообщалось:
       "Мещеринский поп всеми способами пытается "подружиться" с колхозниками и
       "приблизиться" к ним. Он не прочь прочитать газету колхозникам,
       "побеседовать" с ними о выборах, написать какое-либо заявление и т.д.
        В каждом таком случае любой факт, любую газетную заметку он пытается
        истолковать в выгодном для себя свете, клевеща на советскую власть,
        ведя контрреволюционную агитацию".

    Прочитав эту возмутительную ложь, о.Вениамин отправился к начальнику местной
    Мещеринской почты узнать, кто автор этой статьи, чтобы лично объясниться с ним
    и спросить, на основании чего она написана. Но начальник почты отвечать
    отказался, сказав, что, мол, "это секрет". О.Вениамин только рукой махнул,
    услышав такой ответ и в сердцах сказав, что "советской власти больше писать
    не о чем, как только собирать эти кляузы", — и вышел.
    В начале 1938г. сотрудники НКВД потребовали от секретаря Мещеринского сельсовета,
    чтобы тот составил соответствующую интересам НКВД "характеристику" на
    о.Вениамина. Секретарь написал:
       "Священник занимается эксплуатацией ребятишек, заставив их однажды колоть
        дрова, а также проводил незаконно таинства крещения, не спросив на это
        разрешение сельсовета, и ходил по некоторым домам, где люди настроены
        антигосударственно, и вел с ними работу, что отражается на работе и
        настроении колхозников".

    Стали вызываться лжесвидетели. Один из них, девятнадцатилетний учитель
    Мещеринской школы, показал, что о.Вениамин:
       "Сагитировал одного из преподавателей. Тот стал читать Евангелие и ходить
        в храм, за что был уволен из школы и уехал из села неизвестно куда.
        По этому поводу священник сказал:
           "Вот видите, большевики спохватились, стали переходить в православную
            веру. Образованный учитель перешел в православную веру, а говорят все:
              "Бога нет".
            Скоро все коммунисты креститься будут"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ