База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Московская губ., Коломенский у. (Московская о., Ступинский р.), с.Мещерино, церковь Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Должностьнастоятель Год начала1925 Год окончания1938 День окончания27 Месяц окончания2
В семье о.Вениамина было двое детей: сын и дочь. Сын Серафим (1909г.р.), больной
от рождения, умер в 1934г. Дочь (1911г.р.) жила отдельно. Супруга его давно
умерла. О.Вениамин жил одиноко, и все свое время и всего себя посвящал служению
Церкви.
В 1936г. Мещеринский сельсовет запретил о.Вениамину ходить с молебнами по домам
прихожан. Ранее для этого требовалась справка из Мещеринской амбулатории,
что в селе нет эпидемических заболеваний. С 1936г. амбулатория отказалась
давать церковному совету такие справки.
Тогда прихожане обратились в сельский совет с просьбой, что если нельзя ходить
с иконами и крестами, к которым прихожане прикладываются, то пусть разрешат
ходить хотя бы с кружкой, к которой никто не прикладывается и куда люди могут
опускать деньги на содержание храма, после того как священник поздравит
их с праздником. Но и этого сельсовет не разрешил, мотивируя тем, что "в селе
эпидемия скарлатины", хотя на самом деле всего лишь несколько жителей болело
ангиной.
7 марта 1936 года прихожане направили заявление во ВЦИК: "Приходской совет постановил обратиться за разрешением этого вопроса ввиду предстоящей Пасхи в постоянную центральную культкомиссию при ВЦИКе. Если нельзя ходить с иконами и крестом, к которым прикладываются, то нельзя ли ходить безо всего, поздравляя с праздником и собирая священнику на прожитие и уплату налогов... Внутрицерковные приходы слишком малы, потому что народ, занятый в колхозах, не всегда имеет время ходить в церковь, следовательно, остается главным доходом требоисправление (крестины, похороны), которых также много, и хождение в праздники по приходу. Приходской совет просит культкомиссию дать то или иное разъяснение по этому вопросу".
Ответа на письмо не последовало, а с лета 1937г. гонения на Русскую Православную
Церковь резко усилились. 26 ноября 1937г. в районной газете "Вперед" появилась
статья под названием "Совещание селькоров и редакторов стенгазет", в которой,
как пример подрывной деятельности "церковников", сообщалось: "Мещеринский поп всеми способами пытается "подружиться" с колхозниками и "приблизиться" к ним. Он не прочь прочитать газету колхозникам, "побеседовать" с ними о выборах, написать какое-либо заявление и т.д. В каждом таком случае любой факт, любую газетную заметку он пытается истолковать в выгодном для себя свете, клевеща на советскую власть, ведя контрреволюционную агитацию".
Прочитав эту возмутительную ложь, о.Вениамин отправился к начальнику местной
Мещеринской почты узнать, кто автор этой статьи, чтобы лично объясниться с ним
и спросить, на основании чего она написана. Но начальник почты отвечать
отказался, сказав, что, мол, "это секрет". О.Вениамин только рукой махнул,
услышав такой ответ и в сердцах сказав, что "советской власти больше писать
не о чем, как только собирать эти кляузы", и вышел.
В начале 1938г. сотрудники НКВД потребовали от секретаря Мещеринского сельсовета,
чтобы тот составил соответствующую интересам НКВД "характеристику" на
о.Вениамина. Секретарь написал: "Священник занимается эксплуатацией ребятишек, заставив их однажды колоть дрова, а также проводил незаконно таинства крещения, не спросив на это разрешение сельсовета, и ходил по некоторым домам, где люди настроены антигосударственно, и вел с ними работу, что отражается на работе и настроении колхозников".
Стали вызываться лжесвидетели. Один из них, девятнадцатилетний учитель
Мещеринской школы, показал, что о.Вениамин: "Сагитировал одного из преподавателей. Тот стал читать Евангелие и ходить в храм, за что был уволен из школы и уехал из села неизвестно куда. По этому поводу священник сказал: "Вот видите, большевики спохватились, стали переходить в православную веру. Образованный учитель перешел в православную веру, а говорят все: "Бога нет". Скоро все коммунисты креститься будут"
тройка при НКВД Московской обл. 09/03/1938 Приговорвысшая мера наказания расстрел
2 марта 1938г. о.Вениамин был допрошен.
Виновным себя о.Вениамин не признал. Из протокола допроса:
" Следствие располагает материалами, что вы на похоронах... восхваляли Муссолини и политику фашизма...
Такого разговора я не припомню. Возможно, был какой разговор о международном положении, но восхвалять фашистов я не мог.
Как вы смотрите на заметку про вас, напечатанную в газете "Вперед" 26 ноября 1937 года?
Это чистая клевета, нет ни одного правдивого слова.
Следствием установлено, что вы при получении данной газеты в помещении почты клеветали на советскую власть. Признаете это?
Действительно, я в тот момент был на почте, говорил, что напечатана чистая ложь, и просил назвать мне селькора. На что мне ответили: "Это секрет". С этим я и ушел. Больше я ничего не говорил.
Как и при каких обстоятельствах вы агитировали педагога Чекалина, который стал посещать церковь?
Летом 1937г. я сидел на берегу реки. Ко мне подошел Иван Тихонович Чекалин, который спросил меня: "Есть ли Бог?" Я ответил, что "да". И после этого мы с ним говорили часа два о жизни Христа. Он попросил у меня Евангелие. Я дал ему, после этого он стал посещать церковь.
Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
В предъявленном мне обвинении я виновным себя не признаю".
6 марта 1938г. следствие было завершено.
9 марта постановлением "тройки" о.Вениамин был приговорен к расстрелу
Московская о., г.Кашира, тюрьма Год начала1938 День начала27 Месяц начала2 Год окончания1938 Месяц окончания3 Москва, Таганская тюрьма Год начала1938 Месяц начала3 Год окончания1938 День окончания14 Месяц окончания3