Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Ковригина Пелагия Васильевна
    Ковригина Пелагия Васильевна 
    Год рождения 1898 
    День рождения 5 
    Месяц рождения 10 
    Место рождения Пермская губ. (Пермская о., Куединский р.), д.Верх-Дойная 
    монахиня 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Служение
        Пермская губ., г.Чердынь, Иоанно-Богословский женский монастырь 
        монахиня 
        Год начала 1913 
        Год окончания 1919 
        Игуменией и основательницей монастыря была матушка Руфина (Кокорева Ольга
        Андреевна.
        Из материалов следственного дела 1933г.:
                 "В 1919г. из г.Чердыни при отступлении белых эмигрировала в Сибирь, а
                 потом в Китай [Харбин игумения монастыря Руфина (Кокорева)...].
                 С Руфиной эмигрировали благочинная того же монастыря Петухова Аполлинария
                 Михайловна и монашка Мичурина Августа Александровна...
                 В Харбине Руфина основала общину из монашек, где видным лицом и ближайшим
                 помощником Руфины стала некто Терехина Антонина Федоровна, служащая
                 английской конторы...".
        После закрытия и разграбления обители многие бывшие его насельницы, в том числе
        монахиня Пелагия Ковригина, остались в Чердыни
      Места проживания
        Пермская о., г.Чердынь 
        Год окончания 1929 
        Из материалов следственного дела 1933г.:
                "Игумения Руфина завела письменную связь с Чердынью с оставшимися там
                 монашками Ковригиной Пелагией и Щапковой Надеждой...".
        Игумения, матушка Руфина приглашала Пелагию Ковригину и других монахинь
        приехать к ней в Харбин, присылала монахиням деньги.
        Из письма игумении Руфины к Пелагии Ковригиной:
               "...Молимся о всех вас... Когда получу твое письмо, пошлю тебе денег.
                Приезжайте с монахиней Надеждой [Щапковой], займите денег, а по приезде
                вашем вышлем все деньги...
                Полинька, родная, дорогая, приезжай! Если никто не поедет, ты одна,
                моя хорошая, очень нужна... Вам здесь много легче и спасительнее будет...
                Кланяйся всем, посылаю всем благословение... Храни тебя и всех моих
                сестер Господь. Ваша мама".
        Из показаний монахини Пелагии на следствии 1933г.:
              "... В письмах ко мне Руфина, Терехина и Петухова называли меня и других
               монахинь в Чердыни — страдалицы..., видимо, потому, что мы остались
               без монастыря и одни, и жили уже не в монастыре...Одновременно с письмами
               они помогали нам материально... Посылая на деньги, они обещались выслать
               еще большие суммы, если мы поедем к ним. Указывали, что надо ехать до
               Владивостока, а там обратиться к монашкам, живущим на морском кладбище,
               которые помогут перебраться в Харбин...
               Но мы, несмотря на эти приглашения, все же не уехали к ним, связанные в
               Чердыни воспоминаниями и близостью монастыря, а также наличием знакомых...
               Последнее мое письмо от конца 1928г. по предъявлении признаю, писано мной...".
        В Чердыни монахиня Пелагия сначала была прихожанкой собора, после занятия его
        обновленцами перешла в Успенскую церковь.
        Из письма Пелагии Ковригиной из Чердыни игумении Руфине в г.Харбин от 13.06.1928г.:
              "Милая, незабвенная родная мамочка! 4 мая собор взяли обновленцы...
               Соборный притч со всем приходом перешел в Успенскую церковь.
               Как хорошо направилась церковная жизнь в Чердыни, совместно служили
               пассии и акафисты.
               Приехали хорошие священники о.Владимир Кожевников, — о.Аркадия сын,
               вместо Скворцова [обновленца] и в Преображенскую церковь о.Алексей
               Горшков и Кольчуга. Теперь его [Скворцова], если кто встретит, называют
               Иудой-предателем. В собор к нему никто не ходит.
               Также Богоявленская церковь скоро перейдет на обновление.
               Затем наш отец Димитрий уехал к себе на родину в Рязань в гости.
               Вместо него у нас о.Аркадий [Кожевников]..."
        В 1930г. монахиня Пелагия Ковригина переехала в Соликамск
        Пермская о., г.Соликамск 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1933 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 4 
        Переехав в Соликамск, обосновалась впоследствии в одном доме с монахинями,
        бывшими насельницами Соликамского монастыря.
        Работала уборщицей, курьером. С 1931г. — копировщица в организации
        "Союзкалий".
        В октябре 1932г. возобновилась переписка монахини Пелагии с игуменией Руфиной и ее
        помощницей Антониной Терехиной, прерванная в 1928г.
        Из показаний монахини Пелагии Ковригиной на следствии в 1933г.:
              "...В начале января сего [1933 ] года я получила письмо от Терехиной.
               Она просила сообщить, не желает ли кто отсюда из СССР переехать к ним
               в Харбин...
               Обсуждение наше о поездке в Харбин вылилось в желание покинуть
               страну, которую мы считали страной насилия м притеснения...
               Я лично не разделяла полностью мнения своих товарок, но некоторые стороны
               текущей жизни мне также не нравились, и я, если б представилась такая
               возможность, также поехала бы к Руфине...".
        В начале 1933г. власти решили закрыть церковь.
        Верующие, в том числе монахиня Пелагия Ковригина, защищали церковь,
        установили дневное и ночное дежурство прихожан, писали ходатайства во ВЦИК
      Аресты
        Пермская о., г.Соликамск 
        Год ареста 1933 
        День ареста 14 
        Месяц ареста 4 
        Монахиня Пелагия Ковригина была арестована и заключена в тюрьму вместе с группой
        монахинь и священников г.Соликамска, и на них было заведено следственное дело
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        29/10/1933 
        Обвинение "а/с агитация, член к/р группировки, к/р деятельность, распространение провокационных слухов, сопротивление закрытию церкви, связь с зарубежной монашествующей эмиграцией" 
        Приговор дело прекратить, из-под стражи освободить 
        Групповое дело "Дело к/р монархической группировки монахинь и духовенства. Пермская о., г.Соликамк, 1933г." 
        Дело 8798–1–1 ГАДПР Пермской обл.
        Из обвинительного заключения по следственному делу на "группировку":
                "В дореволюционное время на территории бывшего Верхне-Камского края
                 главным церковно-монастырским центром являлся гор.Соликамск.
                 На 4 тыс. жителей имелось 16 церквей и 2 монастыря.
                 Благодаря проводимой культурно-массовой работе к 1931г. из 16 церквей
                 осталось открытыми 2, церкви-монастыри были прикрыты в первые годы
                 революции.
                 Видя неустанное развитие промышленности [калийное], повышение культурного
                 уровня населения, — а на основе этого — отход от религии значительного
                 числа рабочих и служащих, — группа монашек, проживающих в городе после
                 ликвидации бывшего женского монастыря, и местное духовенство при
                 посредстве а/с элемента из числа бывших собственников приступила к
                 организации к/р деятельности...
                 Как в городе, так и в деревне, группировка вела свою подрывную работу
                 путем использования беглого и местного кулачества, ссыльных и монашек...
                 Начиная с зимы 1932/1933г года, группировка в своей а/с агитации шла
                 явно на ускорение восстания крестьянства, указывая, что перемена власти
                 будет на Святую Пасху...
                 Агитация была настолько сильно развита, что к апрелю месяцу в ряде
                 деревень района, прилегающих к Соликамску, а также соседнего
                 Камско-Березовского района создалось нервозное настроение среди крестьян...
                 В 1932г., в момент закрытия одной из Соликамских церквей, группировка
                 оказала активное сопротивление закрытию церкви путем организации
                 дневной и ночной охраны церкви верующими из числа ссыльных и монашек и
                 составления подложных ходатайств во ВЦИК с подписями ссыльных — не членов
                 религиозной общины...
                 Игумения бывшего монастыря Руфина завела письменную связь с Чердынью с
                 оставшимися там монашками Ковригиной Пелагией и Щапковой Надеждой...
                 Переехав в 1930г. на жительство в г.Соликамск и обосновавшись
                 впоследствии в одном доме с монашками Соликамского монастыря...,
                 Ковригина в октябре 1932г. возобновила прерванную переписку с Руфиной...
                 Следствием выявлено наличие связи с зарубежной монархической монашествующей
                 эмиграцией и попытка к коллективному переходу госграницы частью членов
                 группировки..."
      Места заключения
        Пермская о., г.Соликамск, тюрьма 
        Год начала 1933 
        День начала 14 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1933 
        Пермская о., г.Березники, тюрьма ОГПУ 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1933 
        Месяц окончания 10 
        После решения ОСО от 29.10.1933г. Пелагия Ковригина из-под стражи была освобождена.
        Дальнейшая ее судьба неизвестна
    Реабилитация
      Дата 00/00/1999 
      По году репрессий 1933 
    Публикации
      Душу не погублю. Исповедники и осведомители в документах и... о методах агентурной работы/ Сост., предисловие В.А.Королева. М.: Содружество Православный Паломник, 2001. 240с., ил. 
      С.17–23,26,31,32. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ