База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Ковригина Пелагия Васильевна Дела o35.232 => o35.232 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1 Осуждения 1 ОписГрупДела
ОписанияГрупДел
d01.43
    "Дело к/р монархической группировки монахинь и духовенства. Пермская о., г.Соликамк, 1933г." 
    Архив ГАДПР Пермской обл. Ф.1. Оп.1 Д.8798. 
    СредиОбвиняемых 17 (21?) чел. 
    ПриблКолЧеловек 4 священника, 8 монахинь, 4 послушницы 
    ОбзорГрупповогоДела 
    ГАДПР — Государственный архив по делам политических репрессий
    ОсновныеОбвиняемые
      монахиня (послушница?) Кривошеина Матрена Степановна
      монахиня Елена (Одинцова Ульяна Михайловна)
      монахиня Ковригина Пелагия Васильевна
      монахиня Томилова Анна Степановна
      священник Кожевников Владимир Аркадьевич
      священник Коняев Михаил Михайлович
    ПериодCледствия
      Регион Пермская о., г.Соликамск и его окрестности 
      ПериодСледст с середины апреля 1933г. до 29 октября 1933г. 
      МестоЗаклСлед Пермская о., г.Соликамск, тюрьма и г.Березники, тюрьма 
      ОсновноеОбвин "член к/р монархической группировки монахинь и духовенства, связь с к/р монашествующей эмиграцией" 
      ГодОкончСледст 1933 
    ОбщееОписаниеДела 
    Обвиняемые были арестованы в г.Соликамске, а после перевезены в г.Березники
    Пермской обл. и содержались там в тюрьме ОГПУ.
    Из обвинительного заключения по следственному делу на "группировку":
            
    "В дореволюционное время на территории бывшего Верхне-Камского края
             главным церковно-монастырским центром являлся гор.Соликамск.
             На 4 тыс. жителей имелось 16 церквей и 2 монастыря.
             Благодаря проводимой культурно-массовой работе к 1931г. из 16 церквей
             осталось открытыми 2, церкви-монастыри были прикрыты в первые годы
             революции.
             Видя неустанное развитие промышленности [калийное], повышение культурного
             уровня населения, — а на основе этого — отход от религии значительного
             числа рабочих и служащих, — группа монашек, проживающих в городе после
             ликвидации бывшего женского монастыря, и местное духовенство при
             посредстве а/с элемента из числа бывших собственников приступила к
             организации к/р деятельности...
             Как в городе, так и в деревне, группировка вела свою подрывную работу
             путем использования беглого и местного кулачества, ссыльных и монашек...
             Начиная с зимы 1932/1933г года, группировка в своей а/с агитации шла
             явно на ускорение восстания крестьянства, указывая, что перемена власти
             будет на Святую Пасху...
             Агитация была настолько сильно развита, что к апрелю месяцу в ряде
             деревень района, прилегающих к Соликамску, а также соседнего
             Камско-Березовского района создалось нервозное настроение среди крестьян...
             В 1932г., в момент закрытия одной из Соликамских церквей, группировка
             оказала активное сопротивление закрытию церкви путем организации
             дневной и ночной охраны церкви верующими из числа ссыльных и монашек и
             составления подложных ходатайств во ВЦИК с подписями ссыльных — не членов
             религиозной общины...
             Следствием выявлено наличие связи с зарубежной монархической монашествующей
             эмиграцией и попытка к коллективному переходу госграницы частью членов
             группировки:
             В 1919г. из г.Чердыни при отступлении белых эмигрировала в Сибирь, а
             потом в Китай [Харбин игумения монастыря Руфина (Кокорева)...]
             С Руфиной эмигрировали благочинная того же монастыря Петухова Аполлинария
             Михайловна и монашка Мичурина Августа Александровна...
             В Харбине Руфина основала общину из монашек, где видным лицом и ближайшим
             помощником Руфины стала некто Терехина Антнина Федоровна, служащая
             английской конторы...
             Руфина завела письменную связь с Чердынью с оставшимисчя там монашками
             Ковригиной Пелагией и Щапковой Надеждой...
             Переехав в 1930г. на жительство в г.Соликамск и обосновавшись
             впоследствии в одном доме с монашками Соликамского монастыря... Ковригина
             в октябре 1932г. возобновила прерванную переписку с Руфиной... и
             Терехиной, которые, присылая деньги, обещали выслать еще большие суммы,
             если монашки Ковригина и др. переедут к ним в Харбин, предлагая ехать
             до Владивостока и там обратиться за помощью к монашкам на морском кладбище,
             которые помогут перебраться в Харбин..."

    "Часть обвиняемых (священники Владимир Аркадьевич Кожевников и Михаил Михайлович
    Коняев, а также монахиня Елена (Одинцова Ульяна Михайловна), будучи ранее
    принуждены к сортрудничеству с ОГПУ, были обвинены в "расконспирировании себя
    как секретных осведомителей" и в "систематическом не выполнении своей работы и
    не донесении о известных им а/с действиях".

    Священники о.Владимир Кожевников и о.Михаил Коняев были объявлены "руководителями
    к/р группировки".

    Приговор был вынесен 29.10.1933г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР.
    Все обвиняемые были освобождены из-под стражи после вынесения приговора,
    кроме Белкина Александра Егоровича, приговоренного к 3 годам
    концлагерей и монахини Жулановой Анны Федоровны, дело которой было выделено
    в отдельное производство и передано в суд.
    Обвиняемые по делу были реабилитированы в 1999г.
    СписокПострадавших ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ