Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Оболенский Аркадий Николаевич Дела o16.96 => o16.96 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
    Места проживания
      Орел, Бригадная ул., 42 
      Год окончания 1937 
      Местом высылки о.Аркадий избрал г.Орел, где проживала его жена.
      В Орле о.Аркадий был заштатным священником. Жил на иждивении детей.
      Церковная община Орла ходатайствовала о регистрации о.Аркадия священником
      Сергиевской церкви, так как Иверская церковь уже была закрыта. Но горсовет ответил
      отказом. Его все-таки приглашали служить, как митрофорного протоиерея, очень
      почитаемого в городе, на торжественных богослужениях в большие праздники в
      Афанасьевской и Васильевской церквях Орла. Но постоянной службы у о.Аркадия не
      было, и есть свидетельства, что он голодал и просил милостыню около Никольской
      церкви. Положение лишенцев было безнадежным, и все, кто знал батюшку, старался
      ему помочь.
      Из протокола допроса в 1937г.:
          "— Какое участие Вы с 1928г. принимали в церковной деятельности?
           — С 1928г. я в церкви не служил. В 1928г. церковная община возбуждала ходатайство
             о регистрации меня священником Сергиевской церкви, в этом было отказано.
           — Вы служили в Васильевской и Смоленской церкви священником?
           — В 1935г. служил несколько раз на торжественных службах по приглашению
             церковного старосты Котельникова в Васильевской церкви г.Орла.
             Приглашался на торжественные службы как митрофорный протоиерей.
           — Смоленскую церковь Вы посещали?
           — Да, посещал.
           — Как часто?
           — По праздничным дням (религиозным).
           — С кем из священников г.Орла Вы были связаны?
           — В тесной связи из орловских священников я ни с кем не состоял. Но хорошо
             знаком с бывшим настоятелем Смоленской церкви Воскресенским Василием Васильевичем,
             священниками Тихомировым, Ждановичем Леонтием, Тапковым Стефаном,
             Ястребовым Владимиром и др.
           — С епископом Иннокентием (Никифоровым) Вы знакомы?
           — Знаком только официально...
           — В 1928г. священник кладбищенской церкви Тапков от имени церковной общины
             возбуждал ходатайство перед Орловским Горсоветом о Вашем допуске к церковному
             служению в кладбищенской церкви... Какие происходили при этом разговоры?
           — В 1928г. священниками кладбищенской церкви были Афанасий Высоцкий, Стефан
             Тапков, Преображенский, Беляев и Ангелов, кои договорившись между собой
             и с церковным советом, от имени церковной общины кладбищенской церкви
             присылали ко мне Тапкова с заявлением о ходатайстве перед Горсоветом о
             моем восстановлении в правах на службу в кладбищенской церкви.
             Перед Тапковым я поставил условие, что в случае моего доступа к службе
             Горсоветом, что я согласен служить при богослужении в особо торжественные
             дни, а от треб отказывался по причине старости лет. Данные условия я высказал
             не ради материальной заинтересованности, ибо от своих детей я получал поддержку
             в виде перевода мне денег до 200 рублей в месяц, а соглашался на эти условия
             исключительно ради идеи богослужения... Горсовет в ходатайстве общины отказал..."
      О.Аркадий являлся непримиримым противником обновленчества.
      Из материалов дела 1937г. (очная ставка обвиняемых о.Аркадия и о.Стефана Тапкова):
         " — Обвиняемый Тапков, в своем показании от 13 мая 1937г. Вы заявили:
                 "В 1930г. после возвращения Оболенского из ссылки гор.Витебска
                  я служил в Сергиевской церкви вместе со священником Высоцким Афанасием
                  и Радмаевым Феодором... Приход Сергиевской церкви был небольшой, и идея
                  Тихоновского течения стала приходить в упадок. Лично я,
                  договорившись с перечисленными священниками Сергиевской церкви
                  и церковным советом, вел переговоры с Оболенским о его богослужении
                  в Сергиевской церкви... Оболенский с моим предложением согласился при
                  условии его службы в особо торжественные дни и после этого Оболенский
                  перед праздниками служил несколько раз, хотя официального разрешения
                  на допуск к службе не имел и считался заштатным священником с 1923г.
                  Приглашения на службу митрофорного протоиерея Оболенского священники
                  Сергиевской церкви преследовали две цели: ...увеличение доходов путем
                  проведения службы в церкви священником с "золотой шапкой" [митрой],
                  коим являлся Оболенский и усиление авторитета тихоновского течения
                  в г.Орле".
           — Обвиняемый Оболенский, подтверждаете ли Вы показания Тапкова?
           — Да, подтверждаю, что такие переговоры велись, в церкви я служил, но
             чем руководствовались священники Сергиевской церкви, приглашая меня, я
             не знаю"
           — Обвиняемый Тапков, в своем показании от 14 мая Вы говорили:
                 "Оболенский, Воскресенский и Святицкий являются единственными митрофорными
                  протоиереями г.Орла, чем возвышался их авторитет среди остальной части
                  духовенства...
                  Тихомиров был академиком, а Оболенский до революции являлся преподавателем
                  Закона Божия в гимназии, чем их авторитет как монархистов среди
                  остальной части духовенства возвышался.
                  Кроме того, перечисленные мною лица являются непримиримыми противниками
                  всякого рода новшеств, вводимых в Церкви... и всегда боролись с
                  с ними всеми средствами, вплоть до называния "прогрессистов"-священников
                  "богоотступниками", "красными попами", предателями дела Церкви.
                  вплоть до бойкота церквей и священников, вводящих новшества, как это
                  было в начале при упоминовении в церквах местоблюстителя Сергия,
                  митрополита Московского и Коломенского"...
            — Обвиняемый Оболенский, Вы подтверждаете показания Тапкова?
            — Да, подтверждаю, за исключением того, что ни к каким монархическим
              партиям я не принадлежал..."
    Аресты
      Орел 
      Год ареста 1937 
      День ареста 15 
      Месяц ареста 3 
      Был арестован органами Орловского ГО УНКВД и заключен в Орловскую тюрьму.
      Всего было арестовано по этому делу 30 человек.
      Состав семьи на момент ареста:
      Сыновья: Василий — инженер НКПТС в Москве,
               Михаил — в Чехословакии,
               Сергей — бухгалтер в Москве,
               Степан работает в Дальне-Восточном крае на лесозаготовках,
      Дочь: Елизавета, в замужестве Гутерман (муж Давид Самуилович)
    Осуждения
      Особая тройка УНКВД Курской обл. 
      15 /08 /1937 
      Обвинение "член к/р церковно-монархической фашистской организации, к/р деятельность, вербовал новых членов, к/р фашистская пропаганда, помощь контрреволюционерам в ссылке" 
      Статья ст.58–10 ч.1 и ч.2,58–11 РСФСР 
      Приговор  высшая мера наказания — расстрел с конфискацией имущества 
      Групповое дело "Дело протоиерея Аркадия Оболенского и др., Орел, 1937г." 
      14 января 1937г. на 30 человек, арестованных и обвиняемых УНКВД по Курской обл.
      завело дело Д.4207 (Д.6825-П) (хранится в Архиве УМГБ по Орловской обл.)
      Из этих 30 человек, арестованных по делу, 15 человек, в том числе о.Аркадий, были осуждены
      по этому же делу. 6 человек были осуждены как участники
      террористической группы (эти 21 обвиняемых реабилитированы в 1957г.).
      Еще 8 человек, арестованных и обвиненных по делу, были осуждены решением "тройки"
      от 27.11.1937г. по делу Д.7036-П (Архив УФСБ по Орловской обл.) и реабилитированы в 1955г.
      Епископ Иннокентий (Никифоров) был осужден решением "тройки" от 04.12.1937г.
      по делу Д.3442 (Архив УФСБ по Курской обл.)
      Дело было начато 14 января 1937г. и окончено 31 мая 1937г.
      Против о.Аркадия были использованы показания его давнего знакомого, учившегося
      вместе с ним в семинарии и бывшего его духовным сыном, священника N. Его показания
      отец Аркадий не признал правдивыми.
      Из протокола допроса:
         "— При Вашем посещении Афанасьевской церкви Вы среди священников Тапкова и
            других вели разговоры на антисоветские темы, о закрытии церквей, о наскоках
            Японии на границы ДВК, питая надежду, "что под влиянием международного
            положения Соввласть свою позицию по отношению к Церкви изменит в лучшую
            сторону для духовенства". Как к таким разговорам относился Тапков и другие
            священники?
          — В период редких и коротких посещений Афанасьевского храма мною разговоры
            со священнослужителями на политические темы не проводились... Я приходил в
            храм только для молитвы...
          — О чем Вы говорили с Преображенским 14.08.1936г. в алтаре Афанасьевской
            церкви об аресте Преображенского и его допросах в УНКВД.
          — Я не мог не выразить своей радости о его освобождении из-под ареста...
            Я ему указал, что всякая власть — от Бога и выказал сожаление, что
            Преображенский не сказал этого на допросах, и тогда бы не
            стали его обвинять в контрреволюции...
          — Объясните, с какой стороны Вы не согласны с учением Карла Маркса о религии,
            как об опиуме для народа?
          — Учение Карла Маркса я беру под сомнение лишь потому, что, по моему мнению,
            оно не проверено жизнью, а отсюда делаю вывод, что оно ошибочно".
      Из протокола допроса о.Аркадия:
        " — Категорически отрицаю, что вел антисоветские разговоры в алтаре
            Афанасьевской церкви, потому что они не отвечают действительности и
            добавляю, что я говорил присутствующим в алтаре священникам, что нельзя
            разговаривать в алтаре и превращать его в базар.
          — На основании чего Вы пришли к выводам, что священники Тапков, Преображенский,
            и Беляев превратили алтарь церкви в базар?
          — ...Мне мешали сосредоточиться в молитве. Содержания разговоров и разговоров
            на политические темы я не слышал...".
      Из обвинения:
          "Будучи враждебно настроенным к Советской власти, примыкал к церковно-монархической
           к/р организации и, как участник к/р организации, занимался активной
           а/с деятельностью".
      Виновным в принадлежности к церковно-монархической организации и а/с агитации
      и к/р деятельности о.Аркадий себя не признал. Показал, что о существовании такой
      к/р организации ему ничего не известно.
      Из медицинского заключения (от 22.05.1937г.):
           "...73 года... Эпилепсия, к физическому труду по ... не годен. Этапом следовать
            на далекие расстояния может [нрзб] ..."
      Из 30 человек 25 были расстреляны, остальные получили большие сроки в ИТЛ.
    Места заключения
      Орел, тюрьма 
      Год начала 1937 
      День начала 15 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1937 
      День окончания 23 
      Месяц окончания 8 
      Содержался в тюрьме по I категории

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ