Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Орел, Бригадная ул., 42 Год окончания1937
Местом высылки о.Аркадий избрал г.Орел, где проживала его жена.
В Орле о.Аркадий был заштатным священником. Жил на иждивении детей.
Церковная община Орла ходатайствовала о регистрации о.Аркадия священником
Сергиевской церкви, так как Иверская церковь уже была закрыта. Но горсовет ответил
отказом. Его все-таки приглашали служить, как митрофорного протоиерея, очень
почитаемого в городе, на торжественных богослужениях в большие праздники в
Афанасьевской и Васильевской церквях Орла. Но постоянной службы у о.Аркадия не
было, и есть свидетельства, что он голодал и просил милостыню около Никольской
церкви. Положение лишенцев было безнадежным, и все, кто знал батюшку, старался
ему помочь.
Из протокола допроса в 1937г.:
" Какое участие Вы с 1928г. принимали в церковной деятельности?
С 1928г. я в церкви не служил. В 1928г. церковная община возбуждала ходатайство о регистрации меня священником Сергиевской церкви, в этом было отказано.
Вы служили в Васильевской и Смоленской церкви священником?
В 1935г. служил несколько раз на торжественных службах по приглашению церковного старосты Котельникова в Васильевской церкви г.Орла. Приглашался на торжественные службы как митрофорный протоиерей.
Смоленскую церковь Вы посещали?
Да, посещал.
Как часто?
По праздничным дням (религиозным).
С кем из священников г.Орла Вы были связаны?
В тесной связи из орловских священников я ни с кем не состоял. Но хорошо знаком с бывшим настоятелем Смоленской церкви Воскресенским Василием Васильевичем, священниками Тихомировым, Ждановичем Леонтием, Тапковым Стефаном, Ястребовым Владимиром и др.
С епископом Иннокентием (Никифоровым) Вы знакомы?
Знаком только официально...
В 1928г. священник кладбищенской церкви Тапков от имени церковной общины возбуждал ходатайство перед Орловским Горсоветом о Вашем допуске к церковному служению в кладбищенской церкви... Какие происходили при этом разговоры?
В 1928г. священниками кладбищенской церкви были Афанасий Высоцкий, Стефан Тапков, Преображенский, Беляев и Ангелов, кои договорившись между собой и с церковным советом, от имени церковной общины кладбищенской церкви присылали ко мне Тапкова с заявлением о ходатайстве перед Горсоветом о моем восстановлении в правах на службу в кладбищенской церкви. Перед Тапковым я поставил условие, что в случае моего доступа к службе Горсоветом, что я согласен служить при богослужении в особо торжественные дни, а от треб отказывался по причине старости лет. Данные условия я высказал не ради материальной заинтересованности, ибо от своих детей я получал поддержку в виде перевода мне денег до 200 рублей в месяц, а соглашался на эти условия исключительно ради идеи богослужения... Горсовет в ходатайстве общины отказал..."
О.Аркадий являлся непримиримым противником обновленчества.
Из материалов дела 1937г. (очная ставка обвиняемых о.Аркадия и о.Стефана Тапкова): " Обвиняемый Тапков, в своем показании от 13 мая 1937г. Вы заявили: "В 1930г. после возвращения Оболенского из ссылки гор.Витебска я служил в Сергиевской церкви вместе со священником Высоцким Афанасием и Радмаевым Феодором... Приход Сергиевской церкви был небольшой, и идея Тихоновского течения стала приходить в упадок. Лично я, договорившись с перечисленными священниками Сергиевской церкви и церковным советом, вел переговоры с Оболенским о его богослужении в Сергиевской церкви... Оболенский с моим предложением согласился при условии его службы в особо торжественные дни и после этого Оболенский перед праздниками служил несколько раз, хотя официального разрешения на допуск к службе не имел и считался заштатным священником с 1923г. Приглашения на службу митрофорного протоиерея Оболенского священники Сергиевской церкви преследовали две цели: ...увеличение доходов путем проведения службы в церкви священником с "золотой шапкой" [митрой], коим являлся Оболенский и усиление авторитета тихоновского течения в г.Орле".
Обвиняемый Оболенский, подтверждаете ли Вы показания Тапкова?
Да, подтверждаю, что такие переговоры велись, в церкви я служил, но чем руководствовались священники Сергиевской церкви, приглашая меня, я не знаю"
Обвиняемый Тапков, в своем показании от 14 мая Вы говорили: "Оболенский, Воскресенский и Святицкий являются единственными митрофорными протоиереями г.Орла, чем возвышался их авторитет среди остальной части духовенства... Тихомиров был академиком, а Оболенский до революции являлся преподавателем Закона Божия в гимназии, чем их авторитет как монархистов среди остальной части духовенства возвышался. Кроме того, перечисленные мною лица являются непримиримыми противниками всякого рода новшеств, вводимых в Церкви... и всегда боролись с с ними всеми средствами, вплоть до называния "прогрессистов"-священников "богоотступниками", "красными попами", предателями дела Церкви. вплоть до бойкота церквей и священников, вводящих новшества, как это было в начале при упоминовении в церквах местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенского"...
Обвиняемый Оболенский, Вы подтверждаете показания Тапкова?
Да, подтверждаю, за исключением того, что ни к каким монархическим партиям я не принадлежал..."
Орел Год ареста1937 День ареста15 Месяц ареста3
Был арестован органами Орловского ГО УНКВД и заключен в Орловскую тюрьму.
Всего было арестовано по этому делу 30 человек.
Состав семьи на момент ареста:
Сыновья: Василий инженер НКПТС в Москве, Михаил в Чехословакии, Сергей бухгалтер в Москве, Степан работает в Дальне-Восточном крае на лесозаготовках,
Дочь: Елизавета, в замужестве Гутерман (муж Давид Самуилович)
Особая тройка УНКВД Курской обл. 15/08/1937 Обвинение"член к/р церковно-монархической фашистской организации, к/р деятельность, вербовал новых членов, к/р фашистская пропаганда, помощь контрреволюционерам в ссылке" Статьяст.5810 ч.1 и ч.2,5811 РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел с конфискацией имущества Групповое дело"Дело протоиерея Аркадия Оболенского и др., Орел, 1937г."
14 января 1937г. на 30 человек, арестованных и обвиняемых УНКВД по Курской обл.
завело дело Д.4207 (Д.6825-П) (хранится в Архиве УМГБ по Орловской обл.)
Из этих 30 человек, арестованных по делу, 15 человек, в том числе о.Аркадий, были осуждены
по этому же делу. 6 человек были осуждены как участники
террористической группы (эти 21 обвиняемых реабилитированы в 1957г.).
Еще 8 человек, арестованных и обвиненных по делу, были осуждены решением "тройки"
от 27.11.1937г. по делу Д.7036-П (Архив УФСБ по Орловской обл.) и реабилитированы в 1955г.
Епископ Иннокентий (Никифоров) был осужден решением "тройки" от 04.12.1937г.
по делу Д.3442 (Архив УФСБ по Курской обл.)
Дело было начато 14 января 1937г. и окончено 31 мая 1937г.
Против о.Аркадия были использованы показания его давнего знакомого, учившегося
вместе с ним в семинарии и бывшего его духовным сыном, священника N. Его показания
отец Аркадий не признал правдивыми.
Из протокола допроса:
" При Вашем посещении Афанасьевской церкви Вы среди священников Тапкова и других вели разговоры на антисоветские темы, о закрытии церквей, о наскоках Японии на границы ДВК, питая надежду, "что под влиянием международного положения Соввласть свою позицию по отношению к Церкви изменит в лучшую сторону для духовенства". Как к таким разговорам относился Тапков и другие священники?
В период редких и коротких посещений Афанасьевского храма мною разговоры со священнослужителями на политические темы не проводились... Я приходил в храм только для молитвы...
О чем Вы говорили с Преображенским 14.08.1936г. в алтаре Афанасьевской церкви об аресте Преображенского и его допросах в УНКВД.
Я не мог не выразить своей радости о его освобождении из-под ареста... Я ему указал, что всякая власть от Бога и выказал сожаление, что Преображенский не сказал этого на допросах, и тогда бы не стали его обвинять в контрреволюции...
Объясните, с какой стороны Вы не согласны с учением Карла Маркса о религии, как об опиуме для народа?
Учение Карла Маркса я беру под сомнение лишь потому, что, по моему мнению, оно не проверено жизнью, а отсюда делаю вывод, что оно ошибочно".
Из протокола допроса о.Аркадия: " Категорически отрицаю, что вел антисоветские разговоры в алтаре Афанасьевской церкви, потому что они не отвечают действительности и добавляю, что я говорил присутствующим в алтаре священникам, что нельзя разговаривать в алтаре и превращать его в базар.
На основании чего Вы пришли к выводам, что священники Тапков, Преображенский, и Беляев превратили алтарь церкви в базар?
...Мне мешали сосредоточиться в молитве. Содержания разговоров и разговоров на политические темы я не слышал...".
Из обвинения: "Будучи враждебно настроенным к Советской власти, примыкал к церковно-монархической к/р организации и, как участник к/р организации, занимался активной а/с деятельностью".
Виновным в принадлежности к церковно-монархической организации и а/с агитации
и к/р деятельности о.Аркадий себя не признал. Показал, что о существовании такой
к/р организации ему ничего не известно.
Из медицинского заключения (от 22.05.1937г.): "...73 года... Эпилепсия, к физическому труду по ... не годен. Этапом следовать на далекие расстояния может [нрзб] ..."
Из 30 человек 25 были расстреляны, остальные получили большие сроки в ИТЛ.