База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
монах Симон 1917 День23 Месяц12 МестоСмоленская Зосимова пустынь
Был пострижен в мантию во имя апостола Симона Кананита схимонах Симон 1920 День13 Месяц9
В 1920г. был пострижен в схиму
Владимирская губ., Александровский у., ст.Арсаки, Смоленская Зосимова пустынь монах, схимонах (с 13.09.1920г.) Должностьпослушник Год начала1917 День начала23 Месяц начала12 Год окончания1923 Месяц окончания1
Схимонах Симон подвизался в Зосимовой пустыни до ее закрытия.
17.01.1923г. скончался игумен обители Герман.
В конце января 1923г. было объявлено о закрытии Зосимовой пустыни и о выселении
монахов с территории обители
Владимирская о., ст.Арсаки Год начала1923 Месяц начала1 Год окончания1924
После выселения монахов из Зосимовой пустыни до декабря 1924г. схимонах Симон
переехал к своим знакомым Барановым, проживавшим на даче вблизи обители.
Из письма схимонаха Симона от 01.02.23г.: "В воскресенье нагрянула к нам ликвидационная комиссия и заявила, что мы более не монахи, а граждане, что церковь закрывается и что получено предписание о выселении нас в двухнедельный срок. Окрестные крестьяне подали ликвидаторам прошение об образовании прихода и о передаче храма этому новому приходу. Со своей стороны, бывшие монахи граждане Зосимовой пустыни подали тем же ликвидаторам заявление об образовании трудовой артели (я, как старик, в члены этой артели не вхожу). Оба прошения будут рассмотрены Александровским исполкомом. Тем временем ликвидаторы описали все монастырское имущество, в том числе и ризницу, и изъяли для увоза много облачений, ковров, а из рухлядной почти всю наличность. Утешительного мало. Что сделают со старцем Алексием не знаю. В его келлии были, описывали, старца напугали, осведомлялись о его возрасте... В случае надобности, впредь до выяснения моей дальнейшей судьбы, предложили мне у себя временный приют Барановы. Это большое для меня успокоение. По поводу своего устройства написал в Петроград, написал и в Тверь... Воспользовавшись их (Барановых) приглашением, я не думал побыть у них долго, так как предполагал, что в скорости мое финансовое положение наладится, и я буду иметь возможность осуществить намеченный план: перебраться за границу с тем, чтобы устроиться в одном из сербских монастырей, заехав, конечно, к сестре, от которой должны были быть получены мною средства. Но человек предполагает, а Бог располагает. Вышло не по-моему. Сестра, как оказывается, выслала мне деньги в иностранной валюте еще в марте, но я их не получил. Недоразумение до сих пор не выяснилось. Поэтому я осел у Барановых и проживаю то, что выручается от продажи моего скромного имущества. В финансовой неудаче вижу перст Божий и отношусь ко всему спокойно. Благодарю Господа за Его милости ко мне, грешному. Мне здесь хорошо. Стараюсь быть полезным моим гостеприимным хозяевам: занимаюсь огородом и садом и вообще исполняю то, что не под силу женщинам, рублю, например, дрова. Ввиду того, что источник дохода, коим я теперь пользуюсь, должен в скором времени иссякнуть, я озабочен был приисканием какого-либо заработка. С Божией помощью, таковой нашелся в виде расписывания деревянных кустарных изделий, этим способом можно зарабатывать рублей пять-десять в день. При нашей скромной жизни этой суммы хватит на оплату моего содержания. Не теряю, впрочем, надежды перебраться за границу, на что имею благословение старца. Хотя, повторяю, мне и здесь хорошо, но я все же нахожусь выбитым из колеи. К тому же мне недостает храма, недостает старца и духовника. Порою бывает тяжело от кощунственного отношения к святыне. Я в обитель не хожу, однако на днях мне пришлось увидеть с балкона дачи, как увозили металлические одежды с престолов и надгробие блаженного старца Зосимы" Тверская о., Осташковский р., хут.Сиговка Год начала1924 Месяц начала5 Год окончания1924
Из письма от 10.05.24г.: "...Некоторые обстоятельства вынудили меня переменить место жительства. Барановы вознамерились, было, переносить свой дом в Посад, я опять очутился, было, без крова, а тут пришло письмо от родственников Толстых с приглашением приехать жить у них. Евдокия Алексеевна Толстая, урожденная Штекельберг, моя двоюродная сестра со стороны матери (дочь моей тетки Марии Николаевны). Кроме родства с нею связывают меня тесные узы дружбы: мы росли вместе, проживая в Твери. Муж ее, Николай Алексеевич, прекрасный, добрый, честный человек, с которым я тоже очень сжился... По зимам жили они в Осташкове, в прекрасном собственном доме, а на лето переезжали на хутор Сиговку, находящийся в девяти верстах от города. После того как дом был реквизирован, они переселились на постоянное жительство на названный хутор, где проживаю теперь и я. Оба они люди верующие и благочестивые. Все мы почти однолетки. Вблизи от нас небезызвестная Нилова пустынь, продолжающая благополучно существовать под флагом трудовой артели. Храмы, хотя и обращены в приходские, но продолжают обслуживаться черным духовенством. Таким образом мы не лишены храма Божия. При существовании собственных лошади и лодки попадать в них не представляет затруднений, и это обстоятельство широко учитывается нами. Местность здесь красивая, обилие воды и лесов. Озеро Селигер обильно питает нас рыбой: ершами, окунями, сигами, судаками, лещами, язями, щуками, налимами и проч... Окружающие нас леса изобилуют грибами. Живем мы очень скромно, трудясь каждый в поте лица, по мере сил своих, так как труд, прилагаемый к земле, является единственным источником нашего существования. Слуг не имеем, а имеем сотрудников из бывших слуг, пожелавших остаться на началах равенства и братства. Это очень симпатично, и об этом я всегда мечтал. Меня приурочили к огороду, я всегда особенно любил эту отрасль хозяйства, занимался ею в Огибалово и кое-что в ней смыслю. Имеются парники и рассадники. Копаюсь в земле, как крот... преимущество пришлось отдать огороду, носящему характер промышленный, так как не только обязан питать нас своими продуктами, но и должен давать доход от продажи излишков, доход, идущий на покупку того, что не производит земля. Для удовлетворения нужд личных по обуви и одежде
необходим зимний заработок, приисканием коего я и озабочен. Пока трачу экономно деньги, присланные мне сестрою из Дании. Получить подходящий заработок здесь затруднительно и даже невозможно, приходится искать на стороне. Рассчитываю, с Божией помощью, получить из Твери недурно оплачиваемую переписку нот или переводы с французского языка. Само собою, тоскую по монастырю. Монах в миру это рыба на песке. Просился в Нилову пустынь. Не принимают ввиду старости моей и стесненного материального положения обители. Продолжаю стучать, может быть и отворят. Имею сильную нравственную поддержку и духовное утешение в лице местного приходского священника отца Михаила. Этот человек незаурядный, академик, самородок, вдовец, ведущий образ жизни очень приближающийся к монашескому, человек вдумчивый, крепкий в вере, бессеребренник, променявший настоятельство в Новотарусском кафедральном соборе на скромное положение сельского батюшки. Я с ним близко сошелся и пользуюсь взаимностью"