Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Осуждения тройка при ПП ОГПУ по Московской обл. 10/04/1931 Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор5 лет ссылки в Казахстан
Вызванный для допроса как свидетель секретарь сельсовета показал: "Священник Назарий Грибков во время развернувшейся работы по коллективизации сельского хозяйства выступил с церковного амвона с проповедью, говоря, что "урожай зависит от Бога". Мол, "что Бог задумает, то и сделает". Этой проповедью он довел молящихся до плача. Цель же проповеди была в том, чтобы сорвать коллективизацию, так как "если урожай зависит от Бога, зачем же строить колхозы, нужно только молиться и в колхоз не идти"".
На допросе арестованные не признали себя виновными.
Следователей интересовали знакомства отца Назария с некоторыми людьми,
а также, не вели ли они с ним антисоветских разговоров.
Из показаний о.Назария на допросе: "В с.Туголес я... перевелся из д.Починки... Тогда я и познакомился со священником Иоанном Боголеповым, председателем церковного совета Панкратовым и Яблонской, до этого же я никого из них не знал. С момента моего переезда Боголепов и Панкратов иногда у меня бывали, в частности, перед заговеньем Боголепов был у меня в гостях. Мы выпили с ним чаю и разошлись. В беседе о прошлом священник Боголепов говорил: "Вот я пришел с матушкой проститься по старинному обычаю". Я ответил: "В старину на масленице рыбку ели, может быть, она у кого и есть, а у меня сейчас нет, и угостить нечем". Больше он у меня не бывал. Панкратов, когда ко мне заходил, то мы говорили исключительно о церковных делах, о том, что нет масла и т.п. для церковных надобностей. Варвару Крюкову и Александру Яблонскую я знаю, но связи с ними никакой не имел. Об обновлении иконы и о листочке с молитвой я слышал, но кто служил молебен и кем распространялась молитва, мне неизвестно. Проповеди я говорил, но не касался советской власти и ее мероприятий. В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, т.к. антисоветской агитации я не вел и с крестьянами на политические темы не беседовал".
4 апреля 1931г. следствие было завершено.
В составленном обвинительном заключении следователь писал: "Дело возникло из поступивших в Шатурский Райаппарат ПП ОГПУ МО сведений о том, что в деревне Туголес Шатурского района Московской области существует антисоветская группировка, возглавляемая попом Боголеповым Иваном Андреевичем. ... Названная группировка систематически проводит по деревням антисоветскую и противоколхозную агитацию,... используя при этом религиозные убеждения, а также обрабатывает в антисоветском духе отдельных крестьян-бедняков... Для более успешного осуществления своей деятельности участниками группировки в начале марта 1931г. была пущена легенда о том, что якобы имеющаяся икона у Яблонской Александры обновила свой лик, в честь чего по инициативе фигурантов группировки был отслужен в церкви торжественный молебен, с большим стечением крестьян из окружающих деревень... В деревнях Туголес, Лузгарино, Пустошь, Черусти, Варюковка и ряде других деревнях Шатурского района в 19301931 годах действительно имели место случаи срыва собраний и общественно-политических кампаний и мероприятий советской власти, как например: хлебозаготовок, сенозаготовок и скотозаготовок, коллективизации, весенне-посевной кампании и так далее. Срывы являлись результатом организованной деятельности группы церковников и их приверженников крестьян, антисоветски настроенных, руководимых попом Боголеповым, в составе и при активном участии попа Грибкова, председателя церковного совета Панкратова, дочери дьякона, жены умершего фельдшера Яблонской Александры Семеновны и Крюковой Варвары Николаевны. Обвиняемые хотя и не группой в целом, но по два человека собирались преимущественно у попа Боголепова и в церковной сторожке, проводя всевозможные беседы антисоветского характера, которые впоследствии стремились прививать отдельным крестьянам с использованием их религиозных убеждений, что неоднократно успешно осуществляли на практике, на протяжении указанного периода времени... Фигуранты группы, связавшись со странницей, распространяющей антиколхозную агитацию, Варварой Крюковой, как через последнюю, так и сами совершали обманные действия с целью возбуждения суеверия среди крестьян о чудесах, а на почве этого агитировали за невхождение в колхозы и стремились срывать мероприятия, проводимые советской властью в деревне... Для более успешного осуществления своей антисоветской деятельности эта группа, возглавляемая попом Боголеповым, распространила слух о якобы обновившейся иконе Божией Матери, и в марте месяце 1931 года обвиняемой Яблонской были собраны деньги с крестьян, на которые ею был заказан попам Боголепову и Грибкову торжественный молебен обновленной иконе, причем на этом молебне было большое стечение крестьян окружающих деревень... Обвиняемые виновными себя в антисоветской деятельности не признали...".
В тот же день о.Назарий написал заявление уполномоченному ОГПУ: "Я имею на руках четырехлетнего сына, оставленного в чужих людях вследствие моего ареста, можно сказать, на произвол судьбы. Сегодня, 4 апреля, мне объявлено, что следствие по моему делу закончено, и, следовательно, дальнейший ход дела едва ли хоть сколько-нибудь может изменить или отрицательно повлиять на исход его. А посему прошу впредь до суда освободить меня из-под стражи".
Но в этом ему было отказано.
10 апреля 1931г. тройка при ПП ОГПУ по ст.5810 УК приговорила священников
Иоанна Боголепова и Назария Грибкова к 5 годам ссылки в Казахстан, Ивана Панкратова
к трем годам ссылки, Варвару Крюкову к пяти годам концлагерей.
Александра Яблонская была приговорена к трем годам ссылки условно и освобождена.
Перед отъездом о.Назария в ссылку послушницы Дарья и Параскева сказали: "Отец Назарий, не берите сына Колю с собой, пусть он будет у нас, и мы о нем позаботимся".
После высылки о.Назария его сына Николая воспитывали Дарья и Параскева