Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Грибков Назарий Степанович Дела oc2.658 => oc2.658 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
Осуждения
    Осуждения
    тройка при ПП ОГПУ по Московской обл. 
    10/04/1931 
    Статья ст.58–10 УК РСФСР 
    Приговор 5 лет ссылки в Казахстан 
    Вызванный для допроса как свидетель секретарь сельсовета показал:
      
    "Священник Назарий Грибков во время развернувшейся работы по коллективизации
       сельского хозяйства выступил с церковного амвона с проповедью, говоря,
       что "урожай зависит от Бога". Мол, "что Бог задумает, то и сделает".
       Этой проповедью он довел молящихся до плача. Цель же проповеди была в том,
       чтобы сорвать коллективизацию, так как "если урожай зависит от Бога,
       зачем же строить колхозы, нужно только молиться и в колхоз не идти"".
    На допросе арестованные не признали себя виновными.
    Следователей интересовали знакомства отца Назария с некоторыми людьми,
    а также, не вели ли они с ним антисоветских разговоров.
    Из показаний о.Назария на допросе:
      "В с.Туголес я... перевелся из д.Починки... Тогда я и познакомился
       со священником Иоанном Боголеповым, председателем церковного совета
       Панкратовым и Яблонской, до этого же я никого из них не знал.
       С момента моего переезда Боголепов и Панкратов иногда у меня бывали,
       в частности, перед заговеньем Боголепов был у меня в гостях.
       Мы выпили с ним чаю и разошлись. В беседе о прошлом священник Боголепов
       говорил:
          "Вот я пришел с матушкой — проститься по старинному обычаю".
       Я ответил:
          "В старину на масленице рыбку ели, может быть, она у кого и есть,
           а у меня сейчас нет, и угостить нечем".
       Больше он у меня не бывал.
       Панкратов, когда ко мне заходил, то мы говорили исключительно о церковных
       делах, о том, что нет масла и т.п. для церковных надобностей.
       Варвару Крюкову и Александру Яблонскую я знаю, но связи с ними никакой
       не имел.
       Об обновлении иконы и о листочке с молитвой я слышал, но кто служил молебен
       и кем распространялась молитва, мне неизвестно.
       Проповеди я говорил, но не касался советской власти и ее мероприятий.
       В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, т.к. антисоветской
       агитации я не вел и с крестьянами на политические темы не беседовал".

    4 апреля 1931г. следствие было завершено.
    В составленном обвинительном заключении следователь писал:
       "Дело возникло из поступивших в Шатурский Райаппарат ПП ОГПУ МО сведений
       о том, что в деревне Туголес Шатурского района Московской области существует
       антисоветская группировка, возглавляемая попом Боголеповым Иваном Андреевичем.
       ... Названная группировка систематически проводит по деревням антисоветскую
       и противоколхозную агитацию,... используя при этом религиозные убеждения,
       а также обрабатывает в антисоветском духе отдельных крестьян-бедняков...
       Для более успешного осуществления своей деятельности участниками группировки
       в начале марта 1931г. была пущена легенда о том, что якобы имеющаяся икона
       у Яблонской Александры обновила свой лик, в честь чего по инициативе
       фигурантов группировки был отслужен в церкви торжественный молебен,
       с большим стечением крестьян из окружающих деревень...
       В деревнях Туголес, Лузгарино, Пустошь, Черусти, Варюковка и ряде других деревнях
       Шатурского района в 1930–1931 годах действительно имели место случаи срыва
       собраний и общественно-политических кампаний и мероприятий советской власти,
       как например: хлебозаготовок, сенозаготовок и скотозаготовок, коллективизации,
       весенне-посевной кампании и так далее.
       Срывы являлись результатом организованной деятельности группы церковников
       и их приверженников крестьян, антисоветски настроенных, руководимых
       попом Боголеповым, — в составе и при активном участии попа Грибкова,
       председателя церковного совета Панкратова, дочери дьякона, жены умершего
       фельдшера Яблонской Александры Семеновны и Крюковой Варвары Николаевны.
       Обвиняемые хотя и не группой в целом, но по два человека собирались
       преимущественно у попа Боголепова и в церковной сторожке, проводя всевозможные
       беседы антисоветского характера, которые впоследствии стремились прививать
       отдельным крестьянам с использованием их религиозных убеждений, что
       неоднократно успешно осуществляли на практике, на протяжении указанного
       периода времени...
       Фигуранты группы, связавшись со странницей, распространяющей антиколхозную
       агитацию, Варварой Крюковой, как через последнюю, так и сами совершали
       обманные действия с целью возбуждения суеверия среди крестьян о чудесах,
       а на почве этого агитировали за невхождение в колхозы и стремились срывать
       мероприятия, проводимые советской властью в деревне...
       Для более успешного осуществления своей антисоветской деятельности эта
       группа, возглавляемая попом Боголеповым, распространила слух о якобы
       обновившейся иконе Божией Матери, и в марте месяце 1931 года обвиняемой
       Яблонской были собраны деньги с крестьян, на которые ею был заказан
       попам Боголепову и Грибкову торжественный молебен обновленной иконе,
       причем на этом молебне было большое стечение крестьян окружающих деревень...
       Обвиняемые виновными себя в антисоветской деятельности не признали...".

    В тот же день о.Назарий написал заявление уполномоченному ОГПУ:
       "Я имею на руках четырехлетнего сына, оставленного в чужих людях
        вследствие моего ареста, можно сказать, на произвол судьбы.
        Сегодня, 4 апреля, мне объявлено, что следствие по моему делу закончено,
        и, следовательно, дальнейший ход дела едва ли хоть сколько-нибудь
        может изменить или отрицательно повлиять на исход его. А посему прошу
        впредь до суда освободить меня из-под стражи".

    Но в этом ему было отказано.
    10 апреля 1931г. тройка при ПП ОГПУ по ст.58–10 УК приговорила священников
    Иоанна Боголепова и Назария Грибкова к 5 годам ссылки в Казахстан, Ивана Панкратова

    — к трем годам ссылки, Варвару Крюкову — к пяти годам концлагерей.
    Александра Яблонская была приговорена к трем годам ссылки условно и освобождена.
    Перед отъездом о.Назария в ссылку послушницы Дарья и Параскева сказали:
       "Отец Назарий, не берите сына Колю с собой, пусть он будет у нас, и мы
        о нем позаботимся".

    После высылки о.Назария его сына Николая воспитывали Дарья и Параскева

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ