Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX НазваниеРаботы "Беседа двух старцев" Дела o86.30 => o86.30 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
14
    Места проживания
      Ульяновская о., г.Мелекесс, дом Евдокии Васильевны Ирдинкиной 
      Год начала 1954 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1955 
      Месяц окончания 1 
      После освобождения о.Гавриил вернулся в Мелекесс с узелком в руках, в котором
      было Священное Писание и рукописи его духовных трудов.
      Дом его был конфискован. И он пошел в церковь, где несколько лет назад его арестовали.
      Многие боялись пригласить к себе батюшку после такого срока лагерей. Но
      нашлась добрая душа Евдокия Васильевна Ирдинкина, приютившая у себя о.Гавриила. до тех
      Дом Евдокии Васильевны превратился в домашнюю церковь. Перед иконами всегда
      горели лампады и свечи, ежедневно читалось молитвенное правило...
      О.Гавриил жил у Евдокии Васильевны до того момента, когда определением Судебной
      Коллегии Верховного суда РСФСР от 6 января 1055г. он был полностью
      реабилитирован и ему был возвращен его дом.
      В знак благодарности к Евдокии Васильевне и ее семье о.Гавриил пригласил их
      жить к себе, т.к. дом их стал совсем ветхим: "Будете за мной ухаживать, я человек
      больной, долго не проживу, а дом подпишу на вас"
      Ульяновская о., г.Мелекесс, ул.Неверова, 4 
      Год начала 1955 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1959 
      День окончания 18 
      Месяц окончания 10 
      Как говорил сам о.Гавриил, он "вернулся после лагеря именно в Мелекесс молиться
      за своих врагов", строго следуя заповедям Божиим. После лагеря о.Гавриил не
      служил в храме — было слабое здоровье.
      Церковные службы он старался не пропускать. У него было большое смирение, придя
      в храм, он стоял всегда у порога среди нищих.
      О.Гавриил подавал прошение Патриарху Алексию I благословить его в Одесский
      Свято-Успенский мужской монастырь, но получил ответ, что "с этим вопросом следует
      обратиться непосредственно к правящему архиерею Одесской епархии", а те боялись
      в то время брать к себе священнослужителей, прошедших лагеря.
      Но по Воле Божией к о.Гавриилу стало обращаться еще больше верующих, о нем узнали
      во всей стране.
      По данным [3], священники из зависти запретили о.Гавриилу приходить в церковь.
      Он стал служить Божественную Литургию у себя дома.
      Многие духовные чада, узнав о возвращении батюшки, приезжали к нему со всех концов
      страны. Он обладал необыкновенной духовной благодатью, каждому преподавал свое
      духовное "лекарство".
      Многие шли к батюшке со своими бедами, радостями и болезнями, испрашивая совета,
      благословения, и все уходили от него с обретенным душевным покоем.
      О.Гавриил еще при жизни был украшен Богом даром прозорливости и исцелений.
      Этому имеется более 100 свидетельств.
      Пока было здоровье, несколько раз о.Гавриил бывал в Москве, посетил родные
      пензенские места. Везде к нему стекался народ, тогда уже многие считали его
      святым человеком. Он всех принимал и выслушивал с большой радостью.
      О.Гавриил не забывал своих родных и близких, проживавших в Пензенской обл. В г.Кузнецке жила
      его сестра Пелагея, а младший брат Григорий — в Москве, но последние годы жизни
      батюшки сам часто приезжал в Мелекесс. О.Гавриил последний раз посетил родные пензенские
      места в июне 1956г. Гостил в Самодуровке у родственника Петра Ивановича Игошкина,
      глубоко верующего человека. Обойдя пешком родные места: села Сыресь (Сыресево),
      Самодуровку, Шугурово, Шкудим, Качим и др. он служил молебны, панихиды, совершал
      крещения, в домах родных совершал Божественную литургию, причащал Святых Христовых
      Таин. Последнюю в своей земной жизни панихиду о.Гавриил совершил на могиле своих
      родителей, которые похоронены около церкви Рождества Христова с.Сыресево, где сам
      был крещен.
      Последние годы батюшка стал заметно стареть, но, как и прежде, к нему шли люди.
      Перед его духовным взором открывалась душа человека. В лучах исходящей от него
      любви согревались сотни людей. Всех приходивших к нему он обязательно кормил, а
      приезжим находил место для ночлега в своем домике. Для этого были сделаны широкие
      лавки, которые ставились на ночь на свободное место, а днем убирались.
      О.Гавриилу была свойственна полная нестяжательность. Ни подаренные вещи, ни деньги
      долго у него не задерживались. Обычно он уже в течение того же дня передавал
      полученное нуждающимся, соразмеряя, кому что нужней, и сам уже никогда не
      вспоминал об этом.
      Несмотря на общение с огромным количеством пасомых, старец Гавриил не получал
      вреда от многочасовых бесед с ними и всегда пребывал невозмутимым, как бы неприступным
      для суетного мирского духа.
      Характерной чертой о.Гавриила было его огромное терпение. Он постоянно был на людях,
      выслушивая их скорби, нужды, беды, искушения и т.д., однако никогда ни взглядом,
      ни словом он не выказал и тени гнева, раздражения или неприязни.
      К нему шли как миряне, так и священники. В его записной книжке значились около 500
      адресов, среди которых были митрополиты: Ленинградский И Ладожский Елевферий,
      Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), епископ, впоследствии митрополит,
      Мануил (Лемешевский), епископ Серафим (Шарапов) и др.
      Среди его духовных чад был о.Николай Кузьмин, по рекомендации о.Гавриила закончивший
      Духовную Семинарию, а затем и Академию; после смерти о.Гавриила он имел попечение
      о его духовных чадах в Мелекессе.
      О.Гавриил был не лишен писательского дара, после него осталось большое духовное
      наследство: проповеди, многочисленные письма, повести. Его творения многократно
      переписывались и стали достояниями многих людей

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ