Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Аресты Орловская губ. Год ареста1932 День ареста27 Месяц ареста7 Обвинение при аресте"руководство Орловским отделением контрреволюционной церковно-монархической организации "Ревнители церкви""
По данным [4] арестован 27.02.1932г.
Вместе с епископом Николаем было арестовано и проходило по делу 127 человек.
Епископа обвиняли в том, что он, при содействии 5 человек орловского духовенства
"явился руководителем и организатором контрреволюционной церковно-монастырской
организации "Ревнители Церкви", направлял контрреволюционную деятельность на
борьбу против Сов.власти и колхозного строительства. Для пополнения рядов
контрреволюционеров организовал два подпольных монастыря, проводил пострижение в
монашество, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 5810, 5811 УК РСФСР".
На допросах в ГПУ Владыка дал такие показания: "Антисоветская деятельность моя
была проявлена при индивидуальном моем разговоре среди духовенства и мирян в
следующем виде: я принимал у себя и оказывал приют репрессированным Сов.властью
за антисоветскую деятельность. Так, по приказу высланному в г.Орел ... Назарию
предоставил квартиру и материальную помощь. Я пересылал деньги через близких
родственников находящимся в ссылке ... архимандриту Пантелеимону и Льву Адамову.
Оказывая материальную помощь, я считал их страдальцами за веру, укреплял их
морально, укреплял их способность бороться за дело религии. Из мест заключения
духовенства я получал известия об их жизни и в свою очередь сообщал о своей. Как
я уже показал ранее, я болел душой за закрытие Сов.властью монастырей... Моими
единомышленниками были игумен Алексий и игумен бывшего мужского Орловского
монастыря Ипполит Носик, которые стремились организовать вокруг церкви монашество
и пополнить монашество глубоко верующими людьми, стремящимися послужить религии.
Я стремление их поддерживал. Подбирали для этого подходящих, и я благословлял
игумена Ипполита на постриг их в монашество. Всего с моего разрешения постриглось
до 20-ти человек. Таким путем мы пополняли монашество новыми свежими кадрами. И
вопреки запрещениям Сов.власти организовывали монашество вокруг церкви, по сути
создали монастыри. Для более успешного объединения вокруг церкви религиозных
крестьян практиковали постриги схимниц, которых имеется в Орле несколько. Они
своим схимничеством известны далеко за пределами Орловского района. К ним на
поклон приходили крестьяне из других селений. Приходившие крестьяне задавали
всевозможные вопросы, в том числе и о колхозном строительстве. Помню случай, и
меня спрашивали вступать в колхозы? Я на это отвечал, что это дело безбожия,
я могу давать ответы на вопросы, связанные с религией. Мой ответ, конечно, не
мог удовлетворить спрашивающего. Но, в то же время, в колхозы ходить не следует,
как в безбожную организацию. С духовенством г.Орла я иногда беседовал о плохой
нашей жизни при Сов. власти, что я и переживал с наложением на меня больших
налогов, что частично и послужило моим уходом на покой"