Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Москва, Московский Государственный университет, кафедра русского и советского искусства Должностьпрофессор Год начала1947
Все ограничения с Ильина М.А., связанные с репрессией,
были сняты в январе 1941г. по ходатайству сотрудников Академии архитектуры и
Президента Академии архитектуры.
В годы Великой Отечественной войны, после тяжелого ранения под Юхновом в
феврале 1942г., М.А. Ильин уже не мог вернуться в строй и все силы и
время отдавал научно-исследовательской работе, подготовив кандидатскую
диссертацию. Спецкурсы ученого по русской и советской архитектуре вскоре
были дополнены большими курсами и спецсеминарами по русскому и советскому
декоративно-прикладному искусству и художественной промышленности.
М.А.Ильину было чуждо отвлеченное кабинетное изучение произведения искусства,
он сознательно стремился к профессиональному освоению всех этапов создания
произведения, независимо от того, идет ли речь о здании или фарфоровой чашке.
И будучи профессором университета, он неустанно прививал студентам эту черту
дойти до всего самому, увидеть все своими глазами. Он вез своих учеников
в любое время года и в любую погоду в Звенигород, Рязань, Истру или Перяславль-
Залесский, вел по улицам и дворам Москвы, к мастерам миниатюры в подмосковное
с.Федоскино, в мастерские к художникам прикладного искусства. Своеобразный
и общительный человек, занимательный рассказчик, быстро находящий контакт с
самыми разными людьми, он превращал такие поездки и походы в незабываемые
уроки постижения искусства в неразрывной связи с жизнью, с историей родной
земли, с судьбами населяющих ее людей. Вообще для М.А. Ильина характерен
взгляд на историю искусства через призму творчества художника, архитектора.
О сложном он говорил просто и учил этому своих учеников.
В сороковых-шестидесятых годах он много работает над созданием целой галереи
творческих портретов ведущих архитекторов от древнерусского мастера Петра
до братьев Весниных. Особую страницу составляют его изыскания творчества
мастеров русского классицизма Баженова, Казакова, Захарова, Росси, Львова