Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1941 Дела o16.391 => o16.391 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
    Рукоположение
      иеромонах 
      1927 
      День 23 
      Месяц 11 
    Служение
      Курская о. 
      иеромонах 
      Год начала 1927 
      День начала 23 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1929 
      Вскоре по состоянию здоровья (паралич левой руки и ноги) не смог совершать
      богослужения
      Курская о., Обоянский р., с.Рудавец 
      иеромонах 
      Должность на должности псаломщика 
      Год начала 1929 
      Год окончания 1930 
      День окончания 21 
      Месяц окончания 11 
      Исполнял обязанности псаломщика.
      В 1930г. выехал в Рыльск к епископу Иоанну (Панину)
    Места проживания
      Курская о., г.Рыльск 
      Год начала 1930 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1931 
    Аресты
      Курская (Центрально-Черноземная) о., г.Рыльск 
      Год ареста 1931 
      День ареста 12 
      Месяц ареста 4 
      По данным [Д1] в 1931г. проживал и был арестован в г.Тим Тимского р-на Курской обл.
      По другим данным, был арестован в Рыльске 30 ноября 1931г.
      12 апреля 1931г. по требованию агента уголовного розыска иеромонах Фока
      явился в отделение милиции и был арестован прямо в отделении.
      Он был обвинен в участии сразу в двух к/р группах.
      Им интересовались, кроме обоянских, — еще и сотрудники Льговского ОГПУ,
      которые как раз завершали дело под кодовым названием "Масоны".
      3 октября 1931г. он был переведен в Курский Домзак
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
      14/12/1931 
      Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор 3 года концлагерей, считая срок с 30.10.1931г. 
      тройка при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной обл. 
      16/04/1932 
      Обвинение "к/р деятельность, активный член церковно-монархической к-р организации, выполнял роль связиста, связи с к/р духовенством за границей" 
      Статья ст.58–10 ч.2,58–11 УК РСФСР 
      Приговор 3 года концлагерей 
      Групповое дело "дело участников к/р организации в ЦЧО, апрель 1932г." 
      Дело Д.П-12372 архива УФСБ по Курской обл.
      по делу проходило 36 человек — "церковников" Обоянского района.
      Иеромонах Фока обвинялся в участии в мифической "церковно-монархической
      к/р организации", в которой, якобы выполнял роль "связиста".
      Полупарализованный иеромонах-инвалид более полугода ожидал своей участи.
      Его допрашивали и требовали признаний. Он виновным себя не признавал.
      Из его показаний на допросах:
           
      "Я считаю, что Советская власть допущена Богом. Разделяю ее мысли о водворении
            на земле возможных для человека равенства и братства... Чтобы люди могли
            пожать друг другу горячо руки и сказать: мы все братья, долой вражду,
            воспримем мир, радость и любовь. Вот мои политические убеждения, —
            из каковых нисколько не вытекает контрреволюционных мыслей".
           "Я всегда был сторонником уединения, как по слабости здоровья, так и по
            своему образу мыслей... Зачем, для чего и почему ныне существующая власть
            утверждает, что я противник власти? Я являюсь наислабейшим последователем
            Христа, желающим остаток своих скорбных, может быть, дней прожить при
            исполнении своего любимого дела — служения и молитвы в храме Божием... ".

      Его пытались заставить оговорить себя и других, купив тем самым себе свободу,
      но он не соглашался задним числом признать существование в Обояни
      к/р церковно-монархической организации, связным которой он якобы являлся. Он твердо
      заявил:
         "Простите, Вы ставите мне на вид мою связь с духовенством Обояни...
          На это я отвечу, что протоиерей Петр Григорьев — мой приятель по школьной
          скамье, — и только. Таким же является другом и священник Василий Артамонов,
          у которого я за дальностью расстояний никогда и не был. Приезжая в Обоянь,
          я иногда заходил к Григорьеву обогреться и покушать... Священник
          Нестеров Николай являлся моим настоятелем по храму в с.Рудавец, с которым
          я прослужил только один год..."

      Обоянской "церковно-монархической организации" следователи решили придать
      статус "международной", обнаружив, что иеромонах Фока в 1920-е годы получал письма
      из Лондона от епископа Русской Зарубежной Церкви Николая (Карпова)
      (умер в октябре 1932г.), подвизавшегося когда-то в Обоянском Знаменском монастыре
      (где они с иеромонахом Фокой и познакомились), преподававшего в 1917–1918гг.
      в Обоянском духовном училище и эмигрировавшего из России в период
      Гражданской войны.
      Иеромонах Фока и епископ Николай, познакомившись в Обояни, в 1920-е годы
      переписывались.
      В своих письмах из-за границы епископ Николай позволял себе критику Советской
      действительности и укорял смирившееся с этой действительностью духовенство.
      Сторонников митрополита Сергия (Страгородского) епископ Николай приравнивал к
      обновленцам и называл людьми
      "с кривой душой, рабски боящимися своих богов-комиссаров".
      Их переписка прекратилась задолго до ареста иеромонаха Фоки, но
      иеромонаха Фоку обвинили в связях с к/р епископом Николаем.
      Сотрудники ОГПУ устраивали арестованным священникам провокации.
      О.Петру Григорьеву на допросе следователи приписали то, что якобы он
      "на предыдущем допросе говорил, что иеромонах Фока был связным между Курском, Рыльском
      и Обоянью". О.Петр ответил:
           "Я не говорил об этом, а это мне на предыдущих допросах сообщили, что
             "отец Фока сам признался, что был связным".
            Самому же мне об этом об этом ничего не было известно".

      На самом же деле "признание о.Фоки" было ложью следователей.
      Виновным себя о.Фока не признал.
      Признанный "не годным к физическому труду", о.Фока был приговорен к трем годам
      концлагерей.
      В ноябре 1932г. о.Фока, как и другие обвиняемые по Обоянскому делу, был
      привлечен по делу о "Ревнителях Церкви", к которому обоянское дело являлось
      прологом
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
      26/12/1932 
      Обвинение "состоял участником церковно-монархической к/р организации "Ревнители Церкви", а/с и антиколхозная агитация" 
      Статья ст.58–10 ч.1,58–11 УК РСФСР 
      Приговор 3 года концлагерей 
      Групповое дело "дело "Ревнителей церкви". 1932г." -> 
      Дело Д.П-11015 архива УФСБ по Курской обл.
      По делу "Ревнителей Церкви" было осуждено 413 человек, а главными обвиняемыми
      были архиепископ Курский и Обоянский Дамиан (Воскресенский), епископ Рыльский
      Иоанн (Пашин), епископ Орловский (будущий митрополит) Николай (Могилевский)
    Места заключения
      Курская о., г.Рыльск, Домзак 
      Год начала 1931 
      День начала 12 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1931 
      День окончания 3 
      Месяц окончания 10 
      Курск, Курский Домзак 
      Год начала 1931 
      День начала 3 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1932 
      концлагеря 
      Год начала 1932 
      Наказание в концлагерях отбыл. Чудом выжил

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ