Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Осуждения тройка при УНКВД УССР по Киевской обл. ././1939 Обвинение"руководитель контрреволюционной подпольной церковной организации, антисоветская агитация, шпионаж" Статьяст.5410 УК УССР Приговорумер в тюрьме до окончания следствия
Из показаний "свидетеля" от 21.09.1938г.: "Квартира Русановича была местом сборища контрреволюционеров с.Гоголево и попов из других сел Плоского, Светильного и других, фамилий я не знаю...".
Показания другого "свидетеля" от 09.10.1938г.: "Русанович происходит из семьи служителей культа и сам был попом. В начале революции был служителем культа в с.Плоское, а потом приблизительно в 19281929гг. прибыл в Гоголев, т.к. приход в Плоском был закрыт. В Гоголеве продолжал осуществлять религиозные обряды. Его вызывали в сельсовет, требовали подписку, что не будет совершать обряды. Он говорил: "Советская власть напрасно закрыла церкви, ей не сегодня-завтра придется их открывать. Веруйте в Бога, ибо написано было на небеса, что иначе погибнете"".
9 октября 1938 года (очная ставка): "Свидетель: [Русанович] проводил подрывную деятельность. Призывал, чтоб верили в Бога. Русанович: Да, это подтверждаю, но в Гоголев прибыл не в 1928, а в 1934г.".
Из показаний свидетеля от 14.10.1938г.: "Русанович по своим убеждениям ярый монархист и большой антисемит. Распространял слухи о будущей войне. Его квартира была местом сборищ всевозможных контрреволюционных элементов, он устроил у себя дома нелегальную церковь, где проводил разные обряды. Я лично сообщал в сельсовет об этих фактах контрреволюционной деятельности Русановича".
Очная ставка с этим свидетелем: "Свидетель: [Русанович] распространял контрреволюционные пораженческие слухи. Говорил, что на небе было написано: "Час расплаты наступит". Русанович: Да, час расплаты наступит. Подтверждаю".
Из показаний "свидетеля" от 7 января 1939г. "Крестил детей, является контрреволюционным человеком".
Вот другие выдержки из ответов протоиерея Иоанна на допросах: "Советская власть не в состоянии перевоспитать сознание людей, она думает, что убьет религию в народе, но это неправильно, народ верил и будет верить. Вот возьмите перепись 1936г.: 75 процентов населения записались верующими, а поскольку советской власти это невыгодно, будут проводить повторно, чтобы исказить истину". "Да, я говорил, что мы живем в нищете, в голоде и холоде, а при этом у нас отбирают и нашу духовную пищу церковь и веру, всячески ее преследуют". "Да, подтверждаю, я говорил, что с этой властью придет диавол. Вот возьмите 1933 год. Тогда правительство специально устроило голод, чтобы умертвить 22 миллиона людей, об этом советская власть умалчивает, но народ помнит и не забудет". "Да, я совершал религиозные обряды крещения детей, чтобы они имели Божию защиту, совершал у себя дома молебны и богослужения и говорил о колхозах как о нежизнеспособной системе, что ведет к обнищанию колхозников. "Да, я пробуждал религиозные чувства крестьян, говорил, чтобы верили в Бога, иначе погибнут".
Из обвинительного заключения (9 октября 1938г.): "В Броварской РО НКВД поступили данные о том, что житель с.Гоголево Русанович Иван Семенович проводит подпольную контрреволюционную деятельность. Каждое воскресенье под видом молебного служения Русанович собирал у себя дома верующих из окрестных сел. Находясь в камере, Русанович проводил контрреволюционную религиозную пропаганду. Его антисоветская деятельность подтверждается показаниями свидетелей и очными ставками".
Последние допросы о.Иоанна проводились уже в самой камере, поскольку после
многочисленных истязаний и избиений он не мог ходить.
Из записей об этом от 27 декабря 1938г. и 3 января 1939г.: "Заключенный Русанович И.С. идти на допрос не может".
Поскольку о.Иоанн категорически отказывался на допросах называть имена своих
единомышленников и давать показания о них, чекистские палачи пытали его
с изощренной жестокостью. Отцу Иоанну в тюрьме НКВД искалечили ноги,
однако духовно сломить его так и не удалось: он не оговорил себя и не выдал
ни одного из своих единомышленников