Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Москва, церковь Спаса Преображения на Б.Спасской протоиерей Должностьнастоятель Год начала1923 Год окончания1934 Месяц окончания7
19 августа 1924 года в храме Спаса Преображения в последний раз совершал
служение Патриарх Тихон.
В июле 1925г. скончался служивший в Спасской церкви протоиерей Николай
Заозерский (родитель расстрелянного в 1922г. протоиерея Александра Заозерского).
В декабре 1925г. арестовали и выслали из Москвы на 3 года о.Николая Покровского.
В конце ноября 1926г. на общем собрании верующих под председательством
Александра Ивановича Беляева на место скончавшегося прот.Николая Заозерского
был избран обновленческий священник Иосиф Ярошинский (который прослужил
недолго, будучи отвергнут приходом Спасской церкви).
Заместителем председателя этого собрания был протоиерей Александр Пятикрестовский.
На этом собрании в ноябре 1926г. были избраны члены полностью тихоновского
приходского совета.
В члены этого приходского совета был избран и протоиерей Александр Пятикрестовский.
В 1926г. о.Александром был приглашен служить протоиерей Александр Левитский,
ранее служивший почти 20 лет в Троицком храме на Троицкой улице и покинувший
этот храм после захвата его обновленцами.
По решению приходского совета от 22 февраля 1927г. он был утвержден временно
исполняющим обязанности священника.
В мае 1927г. приходским собранием на вакантную должность священника из четырех
кандидатов был избран митрофорный протоиерей Александр Левитский.
Рядом с храмом Спаса, в Докучаевом переулке, жил в 1920-е годы известный священник,
проповедник и духовный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий. О.Валентин дружил
с настоятелем Спасской церкви протоиереем Александром Пятикрестовским и часто в ней
проповедовал. В 1928г. о.Валентин был арестован и сослан в Красноярский край.
В 1929г. Сокольнический райсовет постановил закрыть церковь Спаса в Спасской
в числе других церквей.
Община храма подала заявление против закрытия церкви, где было сказано, что храмом
пользуются не только верующие прихода, но и прихожане окрестных закрытых храмов,
"всего 3500040000 верующих, в храме постоянно совершаются обряды, устроена часовня
для помещения покойников". И тогда храм удалось отстоять.
9 ноября 1930г. о.Александр участвовал в отпевании о.Валентина Свенцицкого.
(Гроб с телом о.Валентина, которое осталось совершенно нетленным, было
перевезено в Москву).
С 1932г. председателем приходского совета стал Иван Степанович Желтов,
ставший ближайшим помощником и единомышленником настоятеля
о.Александра Пятикрестовского.
Тогда же в храм вернулся священник Николай Покровский.
В июле 1934г. под давлением НКВД, о.Александр Пятикрестовский был уволен за штат,
а храм Спаса Преображения передали обновленцам.
Священники Александр Левитский и Николай Покровский, диаконы (всего 5 членов причта)
и община верующих перешли в храм св.мчч.Адриана и Натальи на Мещанской ул.
Москва, Б.Спасская, 13/15 Год окончания1935 Месяц окончания1 Московская о., пос.Ленино-Дачное, Советская, 31 Год начала1934 Месяц начала1 Год окончания1935
О.Александр, в связи с увольнением за штат, переселился в пос.Ленино-Дачное
под Москвой. Духовные чада стали его посещать на новом месте
Московская о., пос.Ленино-Дачное Год ареста1935 День ареста15 Месяц ареста1
15 января 1935г. о.Александр Пятикрестовский был арестован.
"При аресте изъяты паспорт N 134841, расписание поездов, книжка".
Из ближайших родственников в анкете указана жена (детей у них не было,
"они жили как брат с сестрой").
"Состояние здоровья миокардит, артрит".
Одновременно с о.Александром в Москве арестовали бывшего председателя приходского
совета Спасской церкви Ивана Степановича Желтова
Особое Совещание при НКВД СССР 26/03/1935 Обвинение"контрреволюционная деятельность" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор5 лет ссылки в Красноярский край Групповое дело"Дело протоиерея Александра Пятикрестовского и И.С.Желтова. Москва, Спасская церковь в Спасской, 1935г."
ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.43983.
О.Александр проходил по делу вместе с Иваном Степановичем Желтовым.
Дело было начато 15 января и окончено 23 марта 1935г.
Допросы о.Александра производились 19,27 и 28 января и 20 марта 1935г.
На следствии показания против о.Александра давали служившие с ним
о.Николай Покровский и диаконы Петр Рождественский и Михаил Толузаков (Полузаков?).
Протоиерей Александр Левитский показания против о.Александра давать отказался.
Из показаний этих свидетелей обвинения: "До революции Пятикрестовский принадлежал к самой реакционной части духовенства в Москве и поддерживал тесную связь с известным черносотенцем и монархистом попом Иоанном Кронштадтским, последователем которого он является и до настоящего времени. После революции Пятикрестовский стал активным контрреволюционером". "... В общину верующих "Спаса" примерно в 1919г. откуда-то прибыли "иоанниты", которым он уделял большое внимание, посещал их на квартирах. Через некоторое время образовалась большая группа последователей о.Иоанна Кронштадтского, их влияние сказалось и на остальных верующих и образовалась большая группа последователей о.Иоанна Кронштадтского. В целях дальнейшего укрепления и внедрения в среду верующих учения Иоанна Кронштадтского Пятикрестовский А. ввел общие исповеди и соборования..." В частных беседах Пятикрестовский А. об Иоанне Кронштадтском отзывался как о великом пастыре, большом молитвеннике, жизнь которого должна быть примером для прочих пастырей и верующих". "В дни памяти о.Иоанна Кронштадтского Пятикрестовский А. прославлял его, совершал торжественные богослужения, заупокойную всенощную панихиду, при поминаниях произносил: "Приснопамятного отца нашего священного протоиерея Иоанна" тем самым приравнивая его к лику святых. Иногда Пятикрестовский А. во время службы произносил слово, в котором отмечал заслуги о.Иоанна Кронштадтского перед Церковью и ставил в пример его жизнь и деятельность, призывая следовать ему как пастырей, так и верующих". "Служа священником в церквях города Москвы, он организовывал верующих женщин в тайные сестричества, обрабатывал и склонял их к тайному монашеству и организовал к церкви Спаса на Спасской улице целое паломничество разных фанатиков". Тайными монахами в деле названы бывший до революции старостой церкви.
По материалам дела, в числе прихожан Спасской церкви было не меньше десяти
монахинь (в том числе названы Алла, Агния, Гавриила, Серафима, Ангелина,
Евфимия, Нонна, Платонида, Рафаила, Татиана), в 1920-е и 1930-е годы
совершались тайные постриги.
Тайными монахами названы бывший до революции старостой церкви
(домовладелец, купец, гласный Городской думы) Петр Булатов иеродиакон Онуфрий
и последний председатель приходского совета Иван Желтов.
На следствии о.Александру припомнили, что во время кампании по "изъятию церковных
ценностей" он противился изъятию священных сосудов, а после "изъятия" призвал
верующих пожертвовать серебро для изготовления новых богослужебных сосудов
взамен отобранных, хотя, как показывал на следствии священник Николай Покровский,
"в храме остались медные и деревянные сосуды, которые можно было использовать".
Он же также сообщил следствию, что о.Александр "скрыл от изъятия большую
серебряную чашу, дискос, звездицу, лжицу и крест серебряный аналойный".
Из обвинения о.Александра Пятикрестовского и И.С.Желтова: "...Будучи ярыми приверженцами церкви и сторонниками царского строя а/с настроены и недовольны проводимыми Советской властью мероприятиями по закрытию церквей, они группировали вокруг себя верующих, среди которых проводили систематическую антисоветскую агитацию, распространяли провокационные слухи о якобы проводимых Советской властью гонениях на Церковь и верующих. Они являлись последователями и приверженцами Ивана Кронштадтского, известного ярого монархиста и черносотенца. Также в к/р целях использовали для а/с агитации посещающих церковь юродивых, создавая им условия для к/р работы и всячески их поощряя... В тех же целях Пятикрестовским А. был приглашен на службу иеромонах Роман, который среди верующих пользовался популярностью как специалист по изгнанию бесов...".
О.Александр виновным в контрреволюционной деятельности и агитации себя не признал: "В предъявленном мне обвинении по ст.5810 УК РСФСР виновным себя не признаю. Видя, что за последнее время происходит оскудение веры православной, и будучи духовным пастырем, считал своей нравственной обязанностью призывать верующих к частому причащению и исповеди в целях поднятия нравственности среди прихожан. Вводя общее соборование, я преследовал цель укрепления физических и духовных сил верующих моего прихода. Последователем о.Иоанна Кронштадтского я не был, но я его большой почитатель как человека, большого праведника. С о.Иоанном Кронштадтским я был знаком лично. В 1895г. я совершал дважды совместно с ним богослужение. Его память я чту и до настоящего момента. В дни его памяти совершал поминание "приснопамятного отца нашего протоиерея Иоанна". Произнося при поминании "отца нашего", я подчеркивал его значение для верующих как пастыря праведной жизни, имеющего всероссийское значение. Прославляя о.Иоанна Кронштадтского, я преследовал цель оживить в сердцах верующих образ праведника, каким был Иоанн Кронштадтский. В нашем приходе проживают душевно больные Альховская Анна Афанасьевна, "тетя Маша", некто "Иван Михайлович", довольно часто посещающие церковь. Указанные лица среди отдельных верующих имели большой авторитет, считались блаженными, большими прозорливцами. Иеромонах Роман на службу в церковь не приглашался, посещал он церковь, как простой богомолец. О том, что он занимался изгнанием бесов, я не знал..."
26 марта 1935г. протоиерей Александр Пятикрестовский был приговорен
к 5 годам ссылки в Красноярский край, И.С.Желтов к 3 годам ИТЛ
Москва, Бутырская тюрьма Год начала1935 День начала15 Месяц начала1 Год окончания1935 Красноярский край, Пировский р., д.Алгайск Год начала1935 Год окончания1938 День окончания12 Месяц окончания2
О.Александр был отправлен в ссылку в г.Алгайск Красноярского края.
Матушка Александра Ивановна последовала за ним в ссылку