Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX Год рождения 1851 Дела o65.124 => o65.124 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
    Служение
      Пермская губ., Ирбитский у. (Свердловская о., Байкаловский р.), с.Краснослободское (Красная Слобода), Богоявленская церковь 
      священник 
      Год начала 1918 
      Год окончания 1920 
      В 1918г. на село Краснослободское стали наступать части Белой Армии адмирала Колчака.
      При белых о.Стефан снова стал совершать богослужения в Богоявленской церкви с.Краснослободское.
      В 1918г. Богоявленская церковь обслуживала, кроме с.Краснослободское,
      с.Гомяковское, д.Мельниково, с.Зуевское и др.
      О.Стефан благословлял своих духовных чад вступать в ряды Белой Армии, на стороне
      которой воевал и его сын Николай.
      Из материалов дела 1920г.:
          
      "...О.Стефан Хитров в 1918г. принимал активное участие в свержении Советской
           власти. А именно: когда белыми был занят г.Ирбит, но в Иленской волости еще
           существовал Совет, в это время священник Хитров собрал всех местных кулаков,
           организовал комитет общественной безопасности и всех членов Совета взял
           под контроль. На этом собрании он высказывался за арест всех сочувствующих
           Советской власти... ".

      При отступлении армии адмирала Колчака о.Стефан вынужден был уйти с белыми.
      О.Стефан был стар (ему было более 70 лет), и он хотел остаться служить в своем
      родном селе. Родной сын Николай долго уговаривал батюшку уехать.
      Батюшка, наконец, согласился, тем более, что русским православным воинам
      в Белой Армии нужен был священник.
      О.Стефан стал отступать вместе с армией Колчака
      Акмолинская о., г.Омск, церковь при лазарете 
      священник 
      Должность военный священник, священник при лазарете в Белой Амии 
      С белыми о.Стефан отступал до г.Омска, где и остался служить священником при
      лазарете.
      Когда Омск захватили красные, то о.Стефан некоторое время продолжал служить
      при лазарете, исповедуя, причащая, соборуя раненых, духовно поддерживая
      болящих.
      Через несколько месяцев он решил вернуться в родное село.
      От Ирбитского комитета трудовой повинности он получил удостоверение об
      освобождении от всеобщей трудовой повинности в силу преклонного возраста
      Пермская губ., Ирбитский у., Нижнеиленская вол. (Свердловская о., Байкаловский р.), с.Краснослободское, Богоявленская церковь 
      священник 
      Год окончания 1920 
      Местным властям было предписано всех "бегунцов", т.е. лиц, возвращающихся из стана
      Колчака, отправлять в концлагерь
    Аресты
      Пермская губ., Ирбитский у., Нижнеиленская вол. (Свердловская о., Байкаловский р.), с.Краснослободское 
      Год ареста 1920 
      Месяц ареста 3 
      Несмотря на имевшееся у о.Стефана удостоверение об освобождении от трудовой повинности,
      во время Великого Поста, в марте 1920г. власти решили арестовать престарелого
      священника "для заключения в концлагерь до тех пор, пока не будут побеждены
      саботаж и разруха".

      Когда за ним пришли, чтобы арестовать, о.Стефан попросил разрешения передать
      ключи от храма старосте Кокареву Павлу Григорьевичу. Тот, узнав об аресте
      батюшки, оповестил об этом других прихожан.
      Было срочно созвано приходское собрание, на котором о.Стефан простился со своими
      прихожанами и объявил о своем аресте. Верующие боялись остаться без священника,
      тем более, что это было время Великого Поста. "Кто нас будет исповедовать?" —
      говорили они.
      На собрании было принято решение освободить священника от ареста и собрать
      церковный сход. На ноги была поднята вся волость.
      Из постановлений (протоколов) церковного схода:
            "...Все единогласно постановили, что нам нужен священник, так как мы веры
             Православной, от Церкви не отказываемся, желаем отправлять все церковные
             таинства; поэтому мы просим, чтобы священника для нас оставили...
             Если ничего за ним предосудительного не замечается, то просим...
             не задерживать священника Богоявленской церкви Стефана Хитрова. Просим
             его отпустить нам, т.к. сейчас Великий Пост, и нам нужно всем говеть...
             Мы, прихожане..., в количестве 526 человек, единогласно постановили
             просить разъяснить нам, на основании каких причин арестовывается священник
             Хитров... Так как в деяниях священника мы не находим никаких преступных
             целей...., мы считаем нужным оставить его на месте при Храме...
             Довольно смотреть на Советскую власть..., на коммунистов: они хотят всех
             попов арестовать, церкви запечатывать и иконы выбрасывать...
             Надо нам как можно дружнее сплотиться, иначе нас всех по одному арестуют".

      Несмотря на просьбу практически всех жителей волости, во время Великого Поста
      о.Стефан был арестован.
      7/20 марта 1920г. были арестованы члены церковного совета
    Осуждения
      Коллегия Екатеринбургской губернской ЧК 
      16/08/1920 
      Обвинение "организация бунта против Советской власти, контрреволюционер, пытался восстановить малосознательные массы против Советской власти во имя собственной шкуры" 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      По делу, кроме о.Стефана, проходили члены церковного совета Богоявленской церкви
      и др. участники церковного схода.
      Следствие по делу продолжалось 4 месяца. О.Стефан все это время находился
      под арестом. Виновным себя он не признал.
      3/16 августа 1920г. постановлением Екатеринбургской губернской ЧК о.Стефана
      приговорили к расстрелу. Остальных проходивших по делу приговорили к 5 годам
      лишения свободы

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ