Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодОсуждения 1938
Дела o03.109
    Агапит (Рогозин (Рагозин) Афанасий Иванович) 
    Год рождения 1869 
    День рождения 19 
    Месяц рождения 6 
    Место рождения Вологодская губ., Вельский у., Никифоровская вол., д.Мокрая Дуброва (Архангельская о., Вельский р., д.Селиваново) 
    архимандрит 
    Родился в семье государственного крестьянина Ивана Дмитриевича Рогозина и его
    жены Евдокии Ивановны. Не позднее 1894г. закончил двухклассное земское училище
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1894-1903гг.] [1903-1905гг.] [1905-1911гг.] [1911-1929гг.] [1929-1933гг.] [1933-1942гг.]
      Служение
        Архангельская губ., Соломбальское подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря 
        Должность трудник 
        Год начала 1894 
        Год окончания 1897 
        День окончания 31 
        Месяц окончания 7 
        Был насельником монастыря с 1894г.
        После отбытия воинской повинности в 1894г. поступил трудником на Соломбальское
        подворье Соловецкого монастыря.
        Через 2 года, 10 октября 1896г. он обратился к настоятелю монастыря и членам
        Учрежденного Собора монастыря с прошением о приеме его в число братства
        Соловецкой обители.
        Менее, чем через две недели прошение было удовлетворено с резолюцией:
            "Учрежденный Собор Соловецкого монастыря за хорошую и трудолюбивую жизнь
             согласен принять Афанасия Рогозина в число братства. Он может ходатайствовать
             об увольнении из своего общества, к которому приписан".
        От Вологодской казенной палаты поступило свидетельство N 15556 о том, что
        "на поступление в монастырь бывшего государственного крестьянина Афанасия Ивановича
        Рогозина препятствий не встречается, и со стороны Вологодского губернатора на это
        изъявляется согласие"
        Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь 
        Должность послушник 
        Год начала 1897 
        День начала 31 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1903 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 6 
        31 июля 1897г. он был зачислен в число послушников Соловецкого монастыря
      Рукоположение
        монах 
        Агапит 
        1903 
        День 22 
        Месяц 6 
        Место Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь 
      Служение
        Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, 
        монах 
        Год начала 1903 
        День начала 22 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1905 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 9 
      Рукоположение
        иеродиакон 
        1905 
        День 18 
        Месяц 9 
        Место Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь 
      Служение
        Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, 
        иеродиакон 
        Год начала 1905 
        День начала 18 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1909 
        Архангельск, подворье Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря 
        иеродиакон 
        Год начала 1909 
        Год окончания 1911 
        В 1909–1911гг. иеродиакон Агапит исполнял чреду богослужений в церкви Соловецкого
        подворья в Архангельске
      Образование
        Соловецкое братское училище 
        Не позднее 1915г. закончил 6 классов Соловецкого братского училища
      Рукоположение
        иеромонах 
        1911 
        День 24 
        Месяц 7 
        Место Архангельск, Зосимо-Савватиево-Германовский храм Соловецкого подворья Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря 
        Кто рукоположил викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) 
        Владыка Трифон был прислан в Соловецкую обитель с 4 по 24 июля 1911г. специально
        для рукоположения 23 человек монашествующей братии и для освящения новосозданного
        храма в Трифоно-Печенгской обители. 23 июля владыка Трифон служил Всенощное бдение
        в церкви Архангельского подворья Соловецкого монастыря с шестью сослужащими
        иеромонахами. За литургией 24 июля были рукоположены иеродиакон Агапит — во
        иеромонаха и монах Марк — во иеродиакона
      Служение
        Архангельск, подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря 
        иеромонах 
        Год начала 1911 
        День начала 24 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1912 
        Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь 
        иеромонах 
        Год начала 1912 
        Год окончания 1915 
        В 1912–1915гг. иеромонах Агапит исполнял чреду богослужений в монастыре.
        В послужном списке за 1915г. архимандрит Иоанникий так отзывался об о.Агапите:
             "Хороших качеств, к клиросному послушанию очень способен"
        Архангельская губ., совхоз "Соловки", монашествующая община Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря 
        иеромонах 
        Год начала 1920 
        День начала 29 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1923 
        После захвата монастыря представителями советской власти 29 апреля 1920г.
        монастырь еще несколько лет существовал под видом совхоза "Соловки", в котором
        трудились оставшиеся на островах насельники монастыря, в их числе —
        иеромонах Агапит.
        Его имя упоминается в "Списке монашествующей братии, послушников и
        богомольцев-трудников Соловецкого монастыря", составленном архимандритом
        Вениамином для представления в Кемский продовольственный комитет в июне 1920г.
        В этом списке значились имена насельников монастыря (571 человек), трудившихся
        в совхозе "Соловки" летом 1920г.
        Позднее Агапит (Рогозин) в числе 282 насельников монастыря поставил свою
        подпись под договором от 27 февраля 1921г., который заключили "граждане
        монашествующие Соловецкого Ставропигиального первоклассного монастыря, имеющие
        в нем свое местожительство" с "Управлением Соловецкими островами".
        Согласно этому договору, монашеской общине были переданы "в бессрочное
        бесплатное пользование находящиеся на Соловецком, Муксаломском Большом и Малом
        и Заяцком островах богослужебные здания", а именно — все церкви и часовни.
        В 1922г. иеромонах Агапит продолжал трудиться в совхозе, его имя включено
        в список рабочих совхоза "Соловки", состоящих на приварочном и денежном
        довольствии, на 1 января 1922г., в котором значится около 230 бывших насельников
        монастыря
        Архангельская губ., Соловецкие острова, церковь св. прп.Онуфрия Великого на монастырском кладбище 
        иеромонах 
        Должность настоятель 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1929 
        В 1923г. в связи с организацией Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН)
        большинство монашествующих были высланы с Соловецких островов.
        Иеромонах Агапит остался в числе братии (60–70 человек), отказавшихся покинуть
        Соловки.
        Им было позволено остаться в родных стенах в качестве вольнонаемных
        "инструкторов" по различным производствам. Они с радостью согласились, говоря,
        что "работают не на ГПУ, а состоят в послушании у Святой обители".
        В.Казачков, бывший заключенным СЛОНа в 1925–1928г., вспоминал:
            "В мое время в лагере работали 64 вольнонаемных Соловецких монаха.
             Некоторых я знал. Отец Агапит — уставщик, который следил за службой
             в церкви; отец Самсон — крупный специалист кузнечного дела; отец Авенир
             ведал системой каналов между озерами; отец Мельхиседек — специалист
             по портновской части, он шил мне пальто перед высылкой в Сибирь".
        Отец Агапит был настоятелем кладбищенской церкви в честь прп.Онуфрия Великого.
        Он являлся ближайшим помощником игумена Феофана и представителем общины
        Соловецких монахов, когда приходилось взаимодействовать с администрацией лагеря.
        Например, когда в сентябре 1925г. администрация приняла решение в целях
        антирелигиозной пропаганды произвести вскрытие мощей Соловецких преподобных
        Зосимы, Савватия, Германа и Иринарха, в комиссии, кроме начальника
        культурно-воспитательной части Д.Я.Когана и А.П.Иванова, принимали участие
        иеромонах Агапит и представители ссыльного духовенства: епископы Мануил
        (Лемешевский) и Иувеналий (Масловский), священники Вертоградский и Кедров.
        Влияние духовенства привело к тому, что мощи были помещены в антирелигиозный
        отдел краеведческого музея и, таким образом, сохранены.
        По воспоминаниям ссыльных католических священников, осенью 1925г. они вели
        переговоры с администрацией лагеря по поводу разрешения совершать свои
        богослужения в притворе кладбищенской церкви. Администрация, в принципе,
        не возражала, но о.Агапит с братией были настроены категорически против этого.
        Поэтому католикам для совершения богослужений была выделена часовня
        прп.Германа в двух с половиной километрах от монастыря.
        В 1926–1929гг. Онуфриевскую церковь на монастырском кладбище могли посещать
        не только "монахи-инструктора" закрытого уже Соловецкого монастыря, но и
        сосланные по церковным делам архиереи, священники, миряне, — правда, по особому
        персональному разрешению начальника лагеря. Богослужения совершались ежедневно:
        в 4 часа утра Божественная литургия и в 6 часов вечера вечерня и утреня
      Рукоположение
        игумен 
        1929 
        Место Архангельская о., Соловецкие острова, монашеская община бывшего Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря 
        Состав монашеской общины на 1929г. зафиксирован в списке монашествующей братии
        Соловецкого монастыря, составленном 30 июля 1929г. иеромонахом Мартином
        в память 500-летия прихода на Соловки первых иноков Савватия и Германа.
        Список включает имена 58 человек; кроме сана и монашеских имен указан возраст,
        дата прибытия в монастырь, дата пострижения в монашество или рукоположения
        в священный сан.
        Из этого документа следует, что иеромонах Агапит пользовался всеобщим уважением,
        т.к. его имя стоит вторым после архимандрита Феофана, и что в 1929г. он был
        возведен в сан игумена кем-то из ссыльных архиереев.
        В помяннике, составленном 17 января 1929г. Никифором Стрелковым, жителем
        с.Козлы Архангельской губернии, имя игумена Агапита записано сначала среди
        иеромонахов по старшинству рукоположения 11-м на Л.2 об., а затем дописано
        на Л.2, с саном игумена. Возможно, что Стрелковы узнали о возведении его
        в сан игумена, когда игумен Агапит уже поселился в Архангельске после 1930г.
      Служение
        Архангельская губ., Соловецкие острова, церковь св.прп.Онуфрия Великого на монастырском кладбище 
        игумен 
        Должность настоятель 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1932 
        Архангельск, Кегостров, Ильинская Кегостровская церковь 
        игумен 
        Должность настоятель 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1933 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 10 
        После закрытия монастыря и Архангельского подворья монастыря о.Агапит служил
        в Архангельске в Ильинской церкви на Кегострове
      Рукоположение
        архимандрит 
        1933 
        День 1 
        Месяц 10 
        Место Москва, Московский Дорогомиловский кафедральный собор 
        Кто рукоположил управляющий Московской епархией архиепископ Дмитровский Питирим (Крылов) 
        1 октября 1933г. возведен в сан архимандрита, с возложением на него митры.
        Сохранилась справка:
           "Дана игумену Агапиту (Рогозину) в том, что он заместителем Патриаршего
            Местоблюстителя Преосвященным митрополитом Горьковским Сергием удостоен
            награждения саном Архимандрита, в каковой сан и возведен Преосвященным
            архиепископом Дмитровским Питиримом (Крыловым), Управляющим Московской
            епархией, за Божественной литургией в Московском Дорогомиловском
            кафедральном соборе 1 октября с возложением на означенного архимандрита
            митры, — что и удостоверяется подписью и приложением печати.
              (Подписи: Питирим, А. Дмитровский, протоиерей Александр Лебедев)"
      Служение
        Архангельск, о.Кегостров, Ильинская Кегостровская церковь 
        архимандрит 
        Должность настоятель 
        Год начала 1933 
        День начала 1 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1938 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 3 
        По-видимому, в том же 1933г. архимандрит Агапит был официально утвержден
        настоятелем Ильинской церкви на Кегострове, и продолжал им оставаться после
        возвращения из ссылки протоиерея Алексия Шилова в 1936г.
        Об этом свидетельствуют два документа, изъятых при аресте.
        8 мая 1936г. архиепископ Архангельский и Холмогорский Никон прислал
        "Настоятелю храма, что в Кегострове Архимандриту Агапиту" циркуляр о том, что
        при совершении таинства крещения над детьми обязательно требовать согласие
        обоих родителей.
        Также и циркуляр архиепископа Никона от 2 января 1937г. о поминовении
        за богослужением "Патриаршего Местоблюстителя нашего, Блаженнейшего Сергия,
        Митрополита Московского и Коломенского" адресован "Настоятелю храма
        на Кегострове Архимандриту Агапиту".
        В Кегостровской Ильинской церкви тайно совершали богослужения ссыльные
        епископы Игнатий (Садковский), а, возможно и епископ Парфений (Брянских)
      Места проживания
        Архангельск, ул.Энгельса (Воскресенская),30–2 
        Год начала 1933 
        День начала 1 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1938 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 3 
        Проживал в Архангельске на квартире Поспеловой Елизаветы Александровны
      Награды
        митра 
        Год награждения 1933 
        День 1 
        Месяц 10 
      Аресты
        Архангельск 
        Год ареста 1938 
        День ареста 14 
        Месяц ареста 3 
        14 марта 1938г. архимандрит Агапит был арестован по обвинению в "контрреволюционной
        агитации" как "активный участник контрреволюционной группировки духовенства"
      Осуждения
        Специальная Коллегия Архангельского облсуда 
        04/07/1938 
        Обвинение "контрреволюционная агитация, активный участник контрреволюционной группировки духовенства" 
        Статья ст.58–10 ч.1 УК РСФСР 
        Приговор 10 лет ИТЛ с поражением в правах на 5 лет 
        В первый раз допрашивали его 15.03.1938г., на следующий день после ареста,
        все обвинения он отрицал.
        Из протокола второго допроса 08.04.1938г. понятно, что Кегостровский
        приход пытался противостоять решению сельсовета закрыть Ильинский храм.
        В протоколе судебного заседания от 28.04.1938г. указано, что "обвиняемый
        Рогозин Афанасий Иванович виновным себя не признал".
        4 июля 1938г. по приговору Архангельского областного суда архимандрит Агапит
        заключен в ИТЛ на 10 лет с поражением в правах на 5 лет
      Места заключения
        Архангельск, тюрьма 
        Год начала 1938 
        День начала 14 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1938 
        День окончания 4 
        Месяц окончания 7 
        Белбалтлаг НКВД 
        Год начала 1938 
        День начала 11 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1940 
        День окончания 21 
        Месяц окончания 3 
        Прибыл в Белбалтлаг Котласским этапом 11 декабря 1938г.
        Убыл из Белбалтлага в Мончегорлаг 21 марта 1940г.
        Мурманская о., г.Мончегорск, Мончегорлаг НКВД 
        Год начала 1940 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1941 
        Месяц окончания 7 
        Находился в ИТЛ в г.Мончегорске на строительстве комбината "Североникель"
        Кировская о., Верхнекамский р., пос.Комендантский, Вятлаг НКВД, ОЛП-1 
        Год начала 1941 
        День начала 22 
        Месяц начала 7 
        Прибыл из Мончегорлага в Вятлаг НКВД 22 июля 1941г.
        Кировская о., Верхнекамский р., пос.Полевой-2 (Сангородок), Вятлаг НКВД, ОЛП-4 
        Кировская о., Верхнекамский р., ст.Фосфоритная, Вятлаг НКВД, ОЛП-10 
        Год окончания 1942 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 2 
    Кончина
      1942 
      День 1 
      Месяц 2 
      умер в заключении 
      Место Кировская о., Верхнекамский р., ст.Фосфоритная, Вятлаг НКВД, ОЛП-10, стационар 
      Место захоронения Кировская о., Верхнекамский р., Вятлаг НКВД, ОЛП-10, п/к Старцево, кладбище 
      Умер 1 февраля 1942г. в стационаре 10-го лагерного пункта Вятлага от истощения
      и старческой дряхлости.
      Захоронен 2 февраля 1942г. на кладбище подкомандировки Старцево лагпункта 10
      Вятлага
    Реабилитация
      Дата 26/02/1992 
      По году репрессий 1938 
    Публикации 
      1 За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. 
      С.8. 
      2 В Вятлаге пострадавшие. Материалы к жизнеописаниям. Изд-во: Культурно-просветительское движение "Вятская переправа". Вятка, 2019. 
      С.19–20. 
      3 https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/5285/ (Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке. Биографии. Агапит (Рогозин (Рагозин) Афанасий Иванович), архимандрит). 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ