База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX МестоСмерти Брянск Дела osw.114 => osw.114 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
Служение
    Служение
    Брянская (Орловская) о., Навлинский р., с.Крапивно, Благовещенская церковь 
    священник 
    Год начала 1930 
    День начала 23 
    Месяц начала 3 
    Год окончания 1930 
    День окончания 2 
    Месяц окончания 6 
    Брянская о., Брасовский р., с.Холмецкий Хутор, церковь св.прп.Макария Египетского 
    священник 
    Год начала 1930 
    День начала 2 
    Месяц начала 6 
    Год окончания 1936 
    День окончания 26 
    Месяц окончания 8 
    2 июня 1930г. о.Стефан был переведен в храм села Холмецкий хутор Брасовского р-на.
    Храм был построен помещиком Степаном Степановичем Апраксиным в 1797г. для жителей
    села Крупец. Центральный алтарь был освящен во имя св. прп.Макария Египетского,
    северный придел — во имя свв. безсебренников Косьмы и Дамиана, а южный — в честь
    мучеников Адриана и Наталии.
    Из воспоминаний племянницы о.Стефана Пелагеи Егоровны Митиной:
         
    "По характеру он был очень строгий. Мы, дети, все его очень любили,
          уважали и побаивались. Он никогда детей не ругал. Мы могли забраться
          на печку, играть, шуметь, мы трезвонили в колокола, у нас были свои
          небольшие колокольчики, пели духовные канты, и он нам в этом не мешал.
          Отец Стефан всегда ходил в подряснике. Было у него и свое хозяйство.
          Он ходил косить траву для скота, рубил дрова. У него прислуги не было,
          и всю работу делал сам. Умел пилить, строгать, ложки делать...
          Нас, детей, отец Стефан будил на Причастие, когда уже все Часы прочитаны,
          или когда Евангелие будут читать...
          Жил отец Стефан сначала не очень бедно, еда была самая обычная, деревенская,
          каша, картошка, молоко, яички, сало.
          После коллективизации — отобрали корову, стали жить беднее,
          А в гонения жили и вовсе одним подаянием. Но во все времена матушка
          кормила всех нищих, отец Стефан говорил, чтобы никому не отказывала.
          Она вела нищих в дом, и угощала их.
          Отец Стефан, если к нему приходили причастить или пособоровать больного,
          никому не отказывал, даже тогда, когда начались гонения.
          Однажды его пригласили в Брасово для беседы. Он тогда пришел поздно
          вечером в Тростную, потому что ему идти было ближе, чем в Хутор Холмецкий.
          Отца Стефана тогда продержали в Брасово целый день, а идти ему было
          далеко до дома, и он зашел к отцу. Мы, дети, уже легли спать.
          Отец Стефан пришел весь мокрый... Дедушка растопил железную печку,
          было уже холодно. Шел дождь со снегом, за окном был октябрь месяц.
          Начали сушить батюшкину одежду и обувь. То, что мы, дети, могли лежа
          услышать, что отец Стефан сказал деду, как ему предложили отречься
          от своей веры:
             "Вы крестьянский сын, мы Вам предложим любую работу, нам нужны
              образованные люди".
          А он им отвечал:
             "Не могу я этого сделать".
          Его спросили:
             "Вы служили в Царской армии, Вам предлагали там остаться?"
          Он ответил:
             "Это не мое призвание. Я вернулся в монастырь".
          Его спросили:
             "А Вы знаете, что с Вами будет в будущем, и Вы с этим согласны?"
          Тогда он сказал:
             "Да, я свой Крест буду нести до конца"".
    2 июня 1932 года Епископ Брянский и Севский Даниил (Троицкий) "за усердную и
    полезную службу Церкви Божией" наградил иерея Стефана набедренником.
    По ходатайству благочинного, протоиерея Алексия Соколова, "за усердное служение
    и благонравное поведение" ко дню Святой Пасхи 1935 года Епископ Брянский и
    Севский Иоасаф (Шишковский-Дрылевский) наградил о. Стефана камилавкой.
    Семья отца Стефана жила в приходской сторожке. Хозяйства не было, держали
    только корову, но из-за нее наложили непосильный налог на сдачу молока,
    а через некоторое время корову забрали.
    В ноябре 1935 года стало известно, что с храма, в котором служил о.Стефан,
    собираются снять колокола. Его вызвали в правление колхоза, где объявили
    постановление о снятии колоколов с храмов. Предложили дать подписку
    об ответственности за возможные волнения в церковном приходе.
    Отец Стефан ответил, что лучше ему быть арестованным, чем призывать прихожан
    снять колокола по приказу власти.
    На требование отдать ключи от храма он сказал, что ключи не у него,
    а у председателя ревизионной комиссии, который вскоре пришел в храм, но отдать
    ключи отказался. Тогда представители власти взломали замок в храме и вывезли
    колокола.
    Несколько месяцев спустя архиепископ Смоленский Серафим (Остроумов), в ведении
    которого с 30 декабря 1935 года находилась Брянская Епархия, направил приходским
    священникам через благочинных циркулярное письмо, в котором убеждал
    не противодействовать представителям власти при снятии колоколов, так как
    важнее было не дать повода к закрытию храма, чем сохранить колокольный звон.
    В 1936 году была засуха, прихожане не раз просили отца Стефана совершить
    молебен о ниспослании дождя. Затем они просили совершить молебен на полях.
    Согласно давнему местному обычаю, чтимому в округе со времени постройки храма
    в селе Холмецкий Хутор, летом совершался Крестный ход с Тихвинской иконой
    Божией Матери для избавления от стихийных бедствий, падежа скота и неурожая,
    с обязательным хождением по домам прихожан. Отец Стефан предложил председателю
    церковного совета храма во имя Преподобного Макария Великого сходить
    в сельсовет и добиться разрешения на проведение молебна. Председатель сельсовета
    сначала согласился, но на следующий день отменил свое распоряжение, и молебен
    провести не удалось

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ