База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Места проживания Башкирская АССР
В 1923г. студентка Педагогического техникума в Башкирской АССР,
участвовала в распространении воззваний против обновленчества епископа
Давлекановского Иоанна (Пояркова), викария Уфимской епархии.
Шел 1923 год. Обновленцы торжествовали, захватив в свои руки чуть ли не всю
епархию. В это время епископ Давлекановский Иоанн выпустил свое первое послание
с обличением лжи и предательства обновленчества. Послание это понесли по приходам
добровольцы-миряне. Велик перед Церковью подвиг этих посланников, называемых в
церковных кругах "апологетами" Православия. Это они сдвинули инертность
духовенства и возглавили движение народа. Они первые употребили термины
"советская церковь" и "врата ада" в отношении обновленцев и уточнили свое
исповедание словом "староцерковник". Их было много, и судьбы их разнообразны,
но некоторые из них уже при жизни получили общенародное признание "подвижников".
Таковой и была студентка педагогического техникума Валентина Ч.
В церковной истории редки такие цельные, чистые и деятельные характеры.
Валентину многие, даже из верующих, называли фанатичкой, она не стеснялась
этого названия и не стыдилась его: тогда многие поняли, что каждый христианин
обязан быть таким "фанатиком", как Валентина. Вела она работу преимущественно
среди женщин и делала невозможное: в приходах, куда она забиралась, происходили
молниеносные перевороты, обновленческое духовенство изгонялось, женщины
составляли "двадцатки" (группы правомочных принимать храм от сов. власти),
отбирали ключи от "живцов" (прозвание обновленцев в народе) и просто заставляли
представителей власти подписывать с ними договор на существование "Тихоновской"
церкви. Очень часто в двадцатки входили жены и сестры председателей сельсоветов,
членов волисполкомов, видных партийцев так велико было обаяние Валентины, так
сильно ее слово, так захватывающа ее деятельность.
За Валентиной буквально гонялась вся милиция, ячейки, комсомольцы и коммунисты.
По дорогам в села, захваченные обновленцами, ставили пикеты из лиц, видевших
Валентину, но ее проводили местными тропинками и она являлась неожиданно.
Вспыхивал "бабий психоз", как писали районные газеты, приход делался
староцерковным, а Валентина исчезала бесследно, чтобы вновь явиться там, где
меньше всего ее ждали. Когда, наконец, она была арестована дело уже было
сделано: обновленчество разбито