Ќовомученики, исповедники, за ’риста пострадавшие в годы гонений на –усскую ѕравославную ÷ерковь в XX в.
(с) ѕ—“√”, ѕ—“Ѕ» (с) Ѕратство во »м€ ¬семилостивого —паса
Home page NIKA_ROOT ƒела ol1.149 ‘отографии 1 ‘отоальбом ‘отоальбом ol4-10a.jpg
ƒела
ol4.10
    јгапий (јгапов ¬асилий  узьмич) 
    ‘амили€  јгапов 
    √од рождени€ 1881 
    ƒень рождени€ 24 
    ћес€ц рождени€ 1 
    ћесто рождени€ “верска€ губ., ¬ышневолоцкий у., д. арманово 
    схиархимандрит 
    –одилс€ в кресть€нской семье. –одители не учили мальчика молитве, но, как он
    позднее рассказывал, у него "созрело желание молитьс€ уже с п€тилетнего
    возраста". ћаленький ¬ас€ "очень любил слушать взрослых, когда они читали или
    говорили о чем-то Ѕожественном, особенно о монастыре". ¬ восемь лет ¬асилий
    јгапов окончил трехклассную земскую школу и был отправлен родител€ми учитьс€ швейному
    делу в ѕетербург, где у него окончательно созрело решение уйти в монастырь
    –одство ‘отографии[1] [2] [3] ѕ≈–»ќƒџ ∆»«Ќ»[1903-1911гг.] [1911-1927гг.] [1927-1934г.] [1934-1941гг.] [1941-1947гг.] [1947-1968гг.] [1968-1979гг.] [1979г.]
      —лужение
        Ќовгородска€ губ., Ќовгородский у., ¬ознесенско-ћакарьевский монастырь (пустынь преподобного ћакари€ –имл€нина) 
        ƒолжность  послушник (послушание портного, чтеца) 
        √од начала 1903 
        ƒень начала 13 
        ћес€ц начала 4 
        √од окончани€ 1911 
        ƒень окончани€ 10 
        ћес€ц окончани€ 6 
        ¬ апреле 1903 года он оставил ѕетербург и пешком добралс€ до монастыр€
        преподобного ћакари€ –имл€нина в Ќовгородской губернии. Ќасто€тель монастыр€,
        игумен јрсений, сначала отказалс€ его прин€ть, счита€, что "петербургские мастеровые
        порченные, балованные". —о слезами, на колен€х умол€л ¬асилий вз€ть его
        в монастырь.
        ѕосле шестимес€чного испытани€ ¬асилию в обители было назначено послушание
        портного.  роме того, новый насто€тель монастыр€, игумен  ирилл, поручил ему
        за трапезой читать жити€ св€тых. ѕотом он был чтецом в храме за богослужением.
        ќн радовалс€ ежедневному пребыванию в храме. —ам же он особенно любил книги
        св€тоотеческие. »з них он узнал о последстви€х греха и о пока€нии. »ногда
        брати€ заставала его за книгой с заплаканными глазами
      –укоположение
        монах 
        јфиноген 
        1911 
        ƒень 10 
        ћес€ц 6 
        ћесто Ќовгородска€ губ., ¬ознесенско-ћакарьевский монастырь (пустынь преподобного ћакари€ –имл€нина) 
        ѕострижен в мантию с именем јфиноген. ѕо данным [2] был пострижен 10 июл€ 1911г.
        «а семилетний период пребывани€ в монастыре, благодар€ чтению духовных книг и
        молитве »исусовой, у него "не было мыслей посторонних", к этому же он
        "приложил, по совету јввы ƒорофе€, самоукорение, а оно возбуждало чувство
        пока€ни€"
        иеродиакон 
        1912 
        ƒень 9 
        ћес€ц 12 
        ћесто Ќовгород, —офийский —обор 
         то рукоположил епископ јндроник (Ќикольский) 
        иеромонах 
        1917 
        ƒень 18 
        ћес€ц 6 
        ћесто Ќовгородска€ губ., ¬ознесенско-ћакарьевский монастырь (пустынь преподобного ћакари€ –имл€нина) 
         то рукоположил архиепископ Ќовгородский и —тарорусский јрсений (—тадницкий) 
      —лужение
        Ќовгородска€ губ., ¬ознесенско-ћакарьевский монастырь (пустынь преподобного ћакари€ –имл€нина) 
        монах, иеродиакон, иеромонах 
        ƒолжность  келарь (1919–1921гг.), ризничий (с 1921г.) 
        √од начала 1911 
        √од окончани€ 1924 
        ƒень окончани€ 15 
        ћес€ц окончани€ 7 
        «а эти годы подвижнической жизни иеромонах јфиноген стал хорошо известен среди
        местных прихожан. Ќа исповедь к о.јфиногену выстраивалась цела€ толпа, поэтому
        ему порой приходилось простаивать в храме до самого утра. Ѕывало, уже начинаетс€
        служба, а о.јфиноген все исповедовал народ. Ќаконец к нему подходил кто-либо из
        монахов и тихо говорил: "Ѕатюшка, нужно уходить". “огда только перед самым
        богослужением, старец прерывал исповедь. —лучалось ноги от многочасового пребывани€
        без движени€ так затекали, что старец јфиноген не мог сделать ни шага: тогда два
        диакона брали его под руки и уводили в алтарь
      Ќаграды
        набедренник 
        √од награждени€ 1922 
        ƒень 29 
        ћес€ц 5 
         ем награжден архиепископ јрсений (—тадницкий) 
      јресты
        Ќовгородска€ губ., ¬ознесенско-ћакарьевский монастырь (пустынь преподобного ћакари€ –имл€нина) 
        √од ареста 1924 
        ƒень ареста 15 
        ћес€ц ареста 7 
        ¬ 1922г. началась кампани€ по изъ€тию церковных ценностей. ≈стественно, что во
        многих обител€х и приходах пр€тали самые чтимые иконы, мощевики и литургические
        сосуды. 15 июл€ 1924г. в ¬ознесенско-ћакарьевский монастырь из Ќовгорода
        нагр€нули чекисты. ќни провели обыск и нашли спр€танные в обители св€тыни.
        ¬ результате были арестованы насто€тель монастыр€ епископ  ирилл (¬асильев)
        и 15 насельников — среди них и иеромонах јфиноген
      ќсуждени€
        30 /01 /1925 
        ѕриговор  3 года высылки на поселение из —еверо-«ападного региона –оссии 
        Ќачалось следствие, суд состо€лс€ только через полгода и проходил три дн€
        ≈пископа  ирилла (¬асильева) осудили на 5 лет тюрьмы со строгой изол€цией.
        ѕриговоры остальным инокам оказались менее суровыми.
        ќ.јфиногену был предоставлен выбор города дл€ поселени€ и он избрал г.ќсташков
        ќдновременно о.јфиноген вместе с другими осужденными насельниками ћакарьевской
        пустыни послал апелл€цию в ћоскву. „ерез 6 мес€цев пришел ответ, подтверждающий
        приговор и о.јфиноген был вынужден отправитс€ в ќсташков
      ћеста заключени€
        Ќовгород, городска€ тюрьма 
        √од начала 1924 
        ƒень начала 15 
        ћес€ц начала 7 
        √од окончани€ 1925 
        ћес€ц окончани€ 1 
         алининска€ о., г.ќсташков 
        √од начала 1926 
        ƒень начала 8 
        ћес€ц начала 8 
         аждую неделю о.јфиноген об€зан был €вл€тьс€ "на отметку" в местные органы, где
        состо€л на учете. » все же ему, пусть и не без труда, удалось вскоре поселитьс€
        в обители преп.Ќила —толобенского на одном из островов озера —елигер, неподалеку
        от ќсташкова
         алининска€ о., оз.—елигер, Ќилова —толбенска€ пустынь 
        √од окончани€ 1927 
        Ќасто€тель монастыр€ архимандрит »оанникий прин€л о.јфиногена в число братии и
        определил послушание по его специальности — шить облачени€.
        ѕрошел год и о.јфиноген послал в ћоскву новое за€вление с просьбой освободить
        его от высылки. ¬ этот раз прошение было неожиданно удовлетворено и вскоре
        о.јфиноген получил освобождение и даже со сн€тием судимости. ¬ том же 1927г.
        старец вернулс€ в ћакарьевскую пустынь
      —лужение
        Ќовгородска€ о., г.Ћюбань,  рестовоздвиженский храм подворь€ пустыни преподобного ћакари€ –имл€нина 
        иеромонах 
        ƒолжность  келарь 
        √од начала 1927 
        √од окончани€ 1932 
        ƒень окончани€ 18 
        ћес€ц окончани€ 2 
        Ќа территории монастыр€ уже располагалс€ колхоз; монахам были оставлены лишь два дома.
        Ќасто€тель обители был уже о.‘ерапонт, живший, однако, не в самом монастыре, а
        на монастырском подворье в Ћюбани. ќ.јфиногена он оставил при себе помощником.
        ¬ Ћюбани старец прожил еще 4 года
      Ќаграды
        золотой наперсный крест 
        √од награждени€ 1929 
        ƒень 15 
        ћес€ц 4 
         ем награжден митрополит —ерафим („ичагов) 
        –ешение о награждении прин€л митрополит —ерафим („ичагов), а надел крест на
        о.јфиногена епископ ѕетергофский Ќиколай (ярушевич) в соборе јлександро-Ќевской
        Ћавры в Ћенинграде в день ¬хода √осподн€ в »ерусалим
      јресты
        Ќовгородска€ о., г.Ћюбань 
        √од ареста 1932 
        ƒень ареста 18 
        ћес€ц ареста 2 
        Ѕыл арестован по делу "филиала "»ѕ÷"
        18 феврал€ 1932г., когда за одну ночь были арестованы все насельники, жившие
        как в самой ћакарьевской пустыни, так и на монастырском подворье в Ћюбани
      ќсуждени€
        22 /03 /1932 
        —тать€ ст.58–10,58–11 ”  –—‘—– 
        ѕриговор  3 года концлагерей 
      ћеста заключени€
        Ћенинград, тюрьма " ресты" 
        √од начала 1932 
        ƒень начала 18 
        ћес€ц начала 2 
        јрестованных монахов привезли в Ћенинград и заключили в известную наиболее
        жестокими пор€дками тюрьму " ресты". ћонастырь и подворье были осквернены
        Ќовосибирск, концлагерь 
        Ѕелбалтлаг 
        √од окончани€ 1934 
        –аботал на строительстве Ѕеломорканала.
        ќ.јфиноген, труд€сь в совершенно нечеловеческих услови€х, выжил тогда лишь
        по милости Ѕожией, по сути — чудом. ќсобенно страдал о.јфиноген тогда от голода.
        —лучалось, что по три дн€ подр€д не получал своей пайки хлеба, поскольку не
        вырабатывал дневную норму. ќднажды о.јфиногену пришла посылка и ее присвоил конвоир.
        ”головники, знав о посылке стали требовать ее от о.јфиногена и не поверив, что
        ее нет жестоко избили о.јфиногена. “ак, по попущению Ѕожию, терпел он холод, голод
        и побои, полага€сь во всем на волю √осподню и наде€сь лишь на ≈го милосердие.
        —пуст€ некоторое врем€ жизнь в лагере сделалась дл€ старца немного легче:
        в лагере по€вилс€ еще один иеромонах. “еперь иноки могли духовно укрепл€ть
        друг друга, а главное, исповедоватьс€. ѕокрыва€ голову листом лопуха вместо
        епитрахили, иноки взаимно, по-братски, отпускали грехи.
        ¬ лагере вместо положенных по приговору трех лет о.јфиноген пробыл два
        года — он был освобожден досрочно. ≈му определили местом жительства г.ћала€ ¬ишера
        ѕо данным [2] был освобожден в 1935г.
      ћеста проживани€
        Ћенинградска€ о., г.ћала€ ¬ишера 
        √од начала 1934 
        √од окончани€ 1941 
        ѕриехав в ћалую ¬ишеру, получив паспорт и встав на учет, о.јфиноген с помощью
        знакомых нашел себе комнату и "стал жить, как и прочие граждане нашей страны".
        —тарцу приходилось то работать сторожем, то заниматьс€ пошивочным ремеслом.
        Ќаиболее т€жко переживал о.јфиноген в это период жизни то, что не было никакой
        возможности предсто€ть ѕрестолу Ѕожию: он не служил в церкви со дн€ ареста
        в течение целых 9 лет. ѕрожил он в ћалой ¬ишере до самой войны с √ерманией
      —лужение
        Ќовгородска€ о., г.Ћюбань, ѕетропавловска€ церковь 
        иеромонах 
        ƒолжность  насто€тель 
        √од начала 1941 
        ƒень начала 11 
        ћес€ц начала 9 
        √од окончани€ 1942 
        ƒень окончани€ 1 
        ћес€ц окончани€ 4 
        ¬скоре после начала войны о.јфиноген вновь оказалс€ в Ћюбани, и оттуда он уже
        не смог вернутьс€ назад в ћалую ¬ишеру. Ќемцы внезапно зан€ли „удово и Ћюбань,
        и старцу пришлось остатьс€ на оккупированной территории.
        »з политических и пропагандистских соображений немецкие власти старались продемонстрировать
        свое терпимое отношение к православному духовенству и верующим. ѕоэтому оккупанты
        не стали чинить преп€тствий, когда любанские жители, хорошо помнившие о.јфиногена,
        попросили разрешить ему возобновить богослужение в местном храме.
        11 сент€бр€ 1941г. в день пам€ти ”секновени€ главы св.»оанна ѕредтечи, о.јфиноген
        совершил в любанской церкви свое первое после 9-ти летнего перерыва богослужение.
        “ак прослужил о.јфиноген в Ћюбани до 1 апрел€ 1942г. «атем его перевели в г.“осно
        Ћенинградска€ о., г.“осно,  азанска€ церковь 
        иеромонах 
        ƒолжность  насто€тель 
        √од начала 1942 
        √од окончани€ 1943 
        ƒень окончани€ 26 
        ћес€ц окончани€ 10 
        Ћатви€, г.“укумс 
        иеромонах 
        √од начала 1943 
        ƒень начала 28 
        ћес€ц начала 10 
        —тарец был вывезен немцами в качестве "рабочей силы" в г.“укумс, где он оказалс€
        как бы в некоем подобии "рабства". ≈го выставили "на продажу" на базаре в
        св€щенническом облачении. ќдин латыш его купил, отвез к себе, дал домик, а р€дом
        оказалс€ храм, где он стал служить. Ћатыш был человеком добрым и батюшку никогда
        не обижал. ¬скоре, однако, о.јфиноген, в соответствии с распор€жением епископа
        –ижского »оанна (√арклава) оказалс€ в —пасо-ѕреображенской ¬олгунской пустыни
        Ћатви€, ≈лгавский р., —пасо-ѕреображенска€ ¬олгунска€ пустынь 
        иеромонах 
        √од начала 1944 
        ћес€ц начала 2 
        √од окончани€ 1944 
        ћес€ц окончани€ 9 
        »менно в —пасо-ѕреображенской пустыни о.јфиногену и довелось встретитс€ с
        некоторыми иноками ѕсково-ѕечерского монастыр€ во главе с игуменом јгафоном (Ѕубиц).
        ¬ сент€бре о.јфиноген был вывезен немцами в –игу в женский —в€то-“роицкий монастырь
        –ига, —в€то-“роицкий женский монастырь 
        иеромонах 
        √од начала 1944 
        ћес€ц начала 9 
        √од окончани€ 1945 
        ƒень окончани€ 25 
        ћес€ц окончани€ 1 
        ѕрожив около 4-х мес€цев в –иге, о.јфиноген выехал в ѕечоры
        ѕсковска€ о., г.ѕечоры, ѕсково-ѕечерский —в€то-”спенский мужской монастырь 
        иеромонах 
        ƒолжность  казначей, ризничий 
        √од начала 1945 
        ƒень начала 10 
        ћес€ц начала 2 
        √од окончани€ 1947 
        10 феврал€ 1945г. ”казом архиепископа ѕсковского и ѕорховского √ригори€ („укова)
        о.јфиноген был официально переведен в ѕсково-ѕечерский монастырь.
        ¬ том же году был утвержден казначеем и ризничим.
        ќсновным послушанием иеромонаха јфиногена было шитье облачений и монашеских
        одежд.
         ак св€щенник, он нес также седмичную чреду служений
      Ќаграды
        палица 
        √од награждени€ 1947 
        ƒень 24 
        ћес€ц 3 
      –укоположение
        игумен 
        1947 
        ƒень 24 
        ћес€ц 3 
        ћесто ѕсковска€ о., г.ѕечоры, ѕсково-ѕечерский —в€то-”спенский мужской монастырь 
        ќ.јфиногена ”достоили сана игумена в день ¬хода √осподн€ в »ерусалим
        при наместнике обители архимандрите Ќектарии (√ригорьеве)
      —лужение
        ѕсковска€ о., г.ѕечоры, ѕсково-ѕечерский —в€то-”спенский мужской монастырь 
        игумен 
        ƒолжность  казначей, ризничий 
        √од начала 1947 
        ƒень начала 24 
        ћес€ц начала 3 
        ѕсковска€ о., ѕсковское озеро, о.«алит 
        игумен 
        ƒолжность  братский духовник (с 1960г.) 
        √од начала 1949 
        √од окончани€ 1968 
        ¬ 1949г. епископ ¬ладимир ( обец) благословил старца временно совершать богослужени€
        на о.«алит
      –укоположение
        архимандрит 
        1968 
        ƒень 22 
        ћес€ц 5 
        ћесто ѕсковска€ о., г.ѕечоры, ѕсково-ѕечерский —в€то-”спенский мужской монастырь 
      —лужение
        ѕсковска€ о., г.ѕечоры, ѕсково-ѕечерский —в€то-”спенский мужской монастырь 
        архимандрит 
        ƒолжность  братский духовник 
        √од начала 1968 
        √од окончани€ 1979 
        ƒень окончани€ 7 
        ћес€ц окончани€ 5 
        ѕоследние 13 лет жизни престарелого инока были неразрывно св€заны с ѕсково-ѕечерским
        монастырем. —тарец был назначен братским духовником, а по благословению иеросхимонаха
        —имеона (∆елнина) он прин€л на себ€ послушание по отчитыванию одержимых злыми
        духами. — этого времени к о.јфиногену стало приезжать множество страждущих нередко
        из самых отдаленных уголков –оссии. ќдни из них страдали более физически, другие
        сугубо духовно, от бесов. Ѕатюшка старалс€ принимать и тех и других, стрем€сь
        по возможности облегчить их скорби. » немало больных действительно исцел€лось.
        ¬ 1970-х годах старец много и т€жело болел, но, несмотр€ на слабое здоровье
        и весьма преклонный возраст (ему исполнилось уже 90 лет), он по-прежнему неустанно
        продолжал свои труды по духовному окормлению как иноков ѕсково-ѕечерского монастыр€,
        так и паломников-мир€н. ѕримерно за два мес€ца до смерти, в день —в€той ѕасхи,
        старцу еще довелось участвовать в монастырском богослужении, более в этой жизни
        он уже не служил в Ѕожием храме
      Ќаграды
        наперсный крест с украшени€ми 
        √од награждени€ 1962 
        ƒень 2 
        ћес€ц 2 
         ем награжден архиепископ »оанн (–азумов) 
        Ќаграда была вручена в день праздника —ретени€ √осподн€ в ознаменование 50-лети€
        служени€ в св€щенном сане и 60-лети€ иноческого жити€
        орден св€того кн€з€ ¬ладимира III степени 
        √од награждени€ 1976 
      –укоположение
        схиархимандрит 
        јгапий 
        1979 
        ƒень 7 
        ћес€ц 5 
        ћесто ѕсковска€ о., г.ѕечоры, ѕсково-ѕечерский —в€то-”спенский мужской монастырь 
        7 ма€ 1979г. о.јфиноген, будучи неизлечимо больным, был пострижен в схиму
        с именем в честь св€того мученика јгапи€ (пам€ть 1 сент€бр€).
        ѕо данным [7],[8] пострижен в схиму с именем јгапит
      —лужение
        ѕсковска€ о., г.ѕечоры, ѕсково-ѕечерский —в€то-”спенский мужской монастырь 
        схиархимандрит 
        √од начала 1979 
        ƒень начала 7 
        ћес€ц начала 5 
        √од окончани€ 1979 
        ƒень окончани€ 24 
        ћес€ц окончани€ 6 
        ќ.јгапий был смиренным иноком, всегда готовым помочь другим и делом, и словом.
        ѕеред кончиной старец ежедневно приобщалс€ —в€тых ’ристовых “аин и при
        этом пел пасхальные и другие церковные песнопени€.
        ¬ последний раз участвовал в богослужении на ѕасху
     ончина
      1979 
      ƒень 24 
      ћес€ц 6 
      ћесто ѕсковска€ о., г.ѕечоры, ѕсково-ѕечерский —в€то-”спенский мужской монастырь 
      ћесто захоронени€ ѕсковска€ о., г.ѕечоры, ѕсково-ѕечерский —в€то-”спенский мужской монастырь 
      ќтпевание совершил в ”спенском соборе монастыр€ митрополит ѕсковский и
      ѕорховский »оанн, в сослужении архимандрита √авриила, собора монастырских
      старцев и клириков из различных приходов.
      √роб с телом почившего был перенесен в Ѕогом зданные пещеры и установлен в нише
      р€дом с пещерным храмом в честь ¬оскресени€ ’ристова
    ѕубликации ->
      1.—инодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных св€щенно-церковнослужителей и мир€н —анкт-ѕетербургской епархии. XX столетие. —ѕб., 1999. —.15.
      2.¬ечна€ пам€ть почившим// ∆ћѕ. 1980. N 6. —.24–25.
      3.” пещер Ѕогом зданных: ѕсково-ѕечерские подвижники благочести€ ’’ века/ —ост. ё.√.ћалков, ѕ.ё.ћалков. ћ.: ѕравило веры, 1999.
      4.—инодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных св€щенно-церковнослужителей и мир€н —анкт-ѕетербургской епархии: ’’ столетие. 2-е издание дополненное. —ѕб., 2002. 280с. —.35.
      5.—анкт-ѕетербургский мартиролог. —ѕб.: »зд-во "ћиръ", "ќбщество св€тител€ ¬асили€ ¬еликого", 2002. 416с. —.35.
      6.Ўкаровский ћ.¬. »осифл€нство: течение в –усской ѕравославной ÷еркви. —ѕб.: Ќ»÷ "ћемориал", 1999. —.300.
      7.ќсипова ».». "—квозь огнь мучений и воды слез...": √онени€ на »стинно-ѕравославную ÷ерковь: ѕо материалам следственных и лагерных дел заключенных. ћ.: —еребр€ные нити, 1998. —.282.
      8.ѕсковский синодик пострадавших за веру ’ристову в годину гонений св€щеннослужителей, монашествующих и мир€н ѕсковской епархии ’’ столети€. ћосква — ѕсков: "ƒуховное преображение", 2005. —.150.

(c) ѕ—“√”. ‘акультет »ѕћ