Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT Дела o01.102 Фотографии 1 Фотоальбом Фотоальбом o01-72a.jpg Дела
o01.72 => o01.72 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Служение
      Владимир, Троицкая церковь 
      диакон 
      Год начала 1925 
      Год окончания 1930 
      Из материалов дела: "Троицкая церковь — фактически женский монастырь".

      О.Иосиф помогал сосланным архиереям: епископу Афанасию (Сахарову), архиепископу Николаю
      (Добронравову) и др. Во время заключения владыки Афанасия о.Иосиф переехал на
      квартиру епископа Афанасия, заботился о его старой матери, за доброту и
      искреннюю любовь она называла его вторым сыном.
      Из материалов дела:
      "Содержал мать епископа Афанасия (Сахарова) после его ссылки, которому и другим,
      ему подобным, организовал помощь и через монашек, и через имеющуюся у него
      на этот счет специальную кассу. Потапов имел специальную кружку для помощи ссыльным в
      разные места, в частности находящимся в ссылке архиепископу Николаю, епископу
      Афанасию (Сахарову) и др."

      Из показаний о.Иосифа на допросе (1931г.):
      "Помощь эта выражалась в сборе и отсылке продовольствия, которое приносили
      верующие в церковь с просьбой передать владыке Афанасию или епископу Николаю.
      Заносят верующие посылки для ссыльных и ко мне на квартиру. Кроме продовольственных
      посылок, я посылал и денежные переводы... В квартире у меня находится касса
      епископа Афанасия, которая состоит отчасти из средств, оставшихся после
      смерти его матери (умерла 29.11.1930г.), отчасти из пожертвований верующих.
      В пользу архиепископа Николая я также получал от верующих деньги, но в меньшем
      размере. До смерти матери епископа Афанасия деньги архиепископу Николаю
      собирала она, а я писал письма и слал переводы. После ее смерти получаемые
      пожертвования в пользу архиепископа Николая и епископа Афанасия я клал в одну кассу.
      Фамилий верующих, жертвовавших мне в помощь епископа Афанасия и архиепископа
      Николая я не помню и даже совершенно не знаю".

      Из материалов дела:
      "С епископом Афанасием диакон Потапов имел письменную связь через свою жену.
      В письмах от него он получает установки, как вести службу, кого поминать и
      исполняет его поручения. Эти установки Потаповым и Жабинским
      проводились в жизнь: Троицкая церковь превращена в монастырь, с выполнением
      всяких монастырских правил служения и поминания церковных чинов и, в частности,
      поминают "святую обитель сию", князей, царей и цариц, архиепископа Николая, епископа
      Афанасия, мать игумению Олимпиаду с сестрами". По показаниям свидетелей, в Троицкой церкви
      Жабинским и Потаповым за богослужением читалась молитва: "Вразуми, Господи,
      губящих Церковь Божию и разлагающих ее". Непримиримость к Соввласти
      Потапова, Жабинского и Устинова подтверждается их отрицательным отношением к
      распоряжению митрополита Сергия "О поминовении властей".

      Вместе с Устиновым и Жабинским Потапов 1928–1929гг. был запрещен в служении
      и также как и первые два, до сих пор остался ярым антисергиевцем.
      Потапов, Жабинский и адм. высланный Смирнов собирались в квартире старой девы
      Воиновой Евгении, (где сначала жила семья Потапова, а после расстрела Лебедева
      Потапов уехал). Эти сборища устраивались, преимущественно, по вечерам и
      проводились в а/с беседах о положении церкви и церковного управления в настоящее
      время.
      Говоря в момент сборищ о церковных делах, Потапов, будучи настроен против
      митрополита Сергия, говорил:
      "Задача Советской власти — уничтожить религию. Если бы Советская
      власть не пыталась бы уничтожить религию, ей было бы лучше... Советская власть
      церкви закрывает, духовенство высылает, чем создает недовольство верующих и
      духовенства...".

      Аналогично вела себя и жена Потапова, которая при встрече со
      своими знакомыми всегда ругает Советскую власть за то, что она не дает житья
      людям, морит голодом и т.п.
      Вне сборищ Потапов вел себя скрыто и разговаривал только с людьми, которым
      можно доверять.
      После перехода Троицкой церкви к обновленцам о.Иосиф стал
      служить в Никитской церкви
      Владимир, Никитская церковь 
      диакон 
      Год начала 1930 
      Год окончания 1931 
      Месяц окончания 6 
    Места проживания
      Владимир, Герцена, 17–1 
      Год окончания 1931 
      День окончания 3 
      Месяц окончания 1 
      В семье о.Иосифа и Марии Ивановны было трое малолетних детей
      Сначала семья о.Иосифа жила на квартире Евгении Воиновой.
      После ареста епископа Афанасия (Сахарова) о.Иосиф с семьей переехал на
      квартиру матери епископа Афанасия
    Аресты
      Владимир 
      Год ареста 1931 
      День ареста 3 
      Месяц ареста 11 
      Был арестован вместе с протоиереем Павлом Устиновым, иеромонахом Дамаскиным
      (Жабинским) и еще 15 священнослужителями, монахинями и мирянами
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
      07/03/1932 
      Обвинение "один из руководителей к/р группы церковников, близких еп.Афанасию (Сахарову), у себя на квартире организовывал а/с сборища, имел кассу для помощи ссыльному духовенству" 
      Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор 3 года концлагерей 
      Групповое дело "дело группы церковников, близких еп.Афанасию (Сахарову). Владимир, 1931г." 
      Из обвинительного заключения:
      "Была вскрыта а/с группировка реакционно-монархического духовенства и монашек,
      которая очень скрытно, используя церковный амвон, сборища на квартирах и
      частные беседы, вела а/с работу, направленную к порождению недовольства
      населения существующим строем, его мероприятиями вообще и, в частности,
      мероприятиями, касающимися церкви, религии и служителей религиозного культа.
      Идейное руководство принадлежало протоиерею Павлу Устинову, диакону Иосифу
      Потапову, иеромонаху Дамаскину (Жабинскому).
      Основная цель вышеозначенных лиц была сгруппировать вокруг себя все
      все контрреволюционное, недовольное, сколотить для использования кадры
      "ревнителей церкви Христовой", сохранить и использовать все монашествующее
      и, вместе с тем, вести к/р работу.
      Была организована специальная касса для помощи ссыльному духовенству
      и заключенным местного изолятора ("Красный крест").
      Из показаний о.Иосифа:
      "В а/с агитации и к/р деятельности виновным себя не признаю. Признаю, что
      оказывал материальную помощь ссыльным путем посылок и денег в адрес епископа
      Афанасия и архиепископа Николая"
    Места заключения
      Владимир, Домзак 
      Год начала 1931 
      День начала 3 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1932 
      Месяц окончания 3 
      ИТЛ 
      Год начала 1932 
      Год окончания 1934 
      Месяц окончания 6 
      Отбыл в лагере 2 года и 5 месяцев

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ