Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX УчебЗаведение 2-е Тамбовское (Серафимовское) духовное училище
Дела ob4.05
    ( * ) Василий (Богоявленский Василий Дмитриевич) 
    Фамилия Богоявленский 
    Год рождения 1867 
    День рождения 1 
    Месяц рождения 2 
    Место рождения Тамбовская губ., Козловский у., с.Старое Сеславино (Тамбовская о., Первомайский р., с.Старое Сеславино) 
    архиепископ 
    Специальность магистр богословия 
    Родился 1/14 февраля 1867г. в семье священника местного храма Михаила Архангела
    о.Димитрия Ивановича Богоявленского (24.10.1840–01.1885) и его жены Елизаветы
    Александровны (ок.1842–1843гг.-не ранее 1917). Василий был третьим ребенком
    в многодетной семье. Известны его братья и сестры:
    Николай (род. в 1865/66г.), Василий (род. в 1867/1868), Мария (род. в 1869/70), Евгения (род. в 1871/72),
    Владимир (род. в 1873/74), Елена (род. в 1876/77), Екатерина (род. в 1878/79),
    Аркадий (род. в 1881/82).
    Воспитанный в строгом церковном благочестии, Василий с раннего детства проникся
    искренней любовью ко Святой Церкви и земному Отечеству и поэтому, по достижении
    совершеннолетия, у него не было сомнений в выборе пути. Он решил пойти по стопам
    своего отца, решив посвятить свою жизнь служению Господу и ближним.
    На духовое формирование Василия оказало большое влияние чтение книг
    духовно-нравственного содержания из библиотеки, собранной дедушкой Василия,
    известным протоиереем Иваном Степановичем Богоявленским (1802–1863).
    Родство Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1890г.] [1890-1896гг.] [1896-1908гг.] [1908-1909гг.] [1909-1916гг.] [1916-1917гг.] [1917-1918гг.] [1917-1918гг.]
      Образование
        2-е Тамбовское (Серафимовское) духовное училище
        Год окончания 1882 
        Тамбовская Духовная Семинария
        Год поступления 1882 
        Год окончания 1888 
        студент 
        Неприхотливый в быту, с детства приученный к труду и молитве, в Тамбовской
        Духовной Семинарии Василий проявил себя как одаренный ученик.
        В 1888г. он окончил по I разряду Тамбовскую Духовную Семинарию со званием студента.
        По данным [17] окончил Семинарию в 1889г.
        Женился на Елизавете Ивановне
      Рукоположение
        диакон 
        1889 
        День 20 
        Месяц 9 
      Служение
        Тамбовская губ., Козловский у. (Тамбовская о., Сосновский р.), с.Старая Дегтянка, церковь Рождества Христова 
        диакон (с 20.09.1889) 
        Должность учитель одноклассной церковно-приходской школы 
        Год начала 1889 
        День начала 20 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1890 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 3 
        Василий Богоявленский совмещал служение диакона с трудом учителя одноклассной
        церковноприходской школы
      Рукоположение
        священник 
        1890 
        День 11 
        Месяц 3 
      Служение
        Тамбовская губ., Кирсановский у., с.Овсянка, Покровская церковь 
        священник 
        Должность законоучитель церковно-приходских школ 
        Год начала 1890 
        День начала 11 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1896 
        В 1893г. в семье о.Василия родился сын Димитрий — единственный ребенок о.Василия.
        Жена о.Василия, матушка Елизавета Ивановна была больна чахоткой, и болезнь прогрессировала.
        Не позже 1896г. она скончалась в возрасте 23 лет
      Образование
        Казанская Духовная Академия
        Год поступления 1896 
        Год окончания 1900 
        кандидат богословия 
        В 1896г. о.Василий поступил в Казанскую Духовную Академию,
        ректором которой был в то время епископ Антоний (Храповицкий).
        О.Василий дорожил дружбой с владыкой Антонием и часто обращался к нему за духовным
        советом.
        О.Василий специализировался в области церковной истории.
        В 1900г. о.Василий окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия,
        Кандидатская работа — "Епархиальные съезды духовенства, их деятельность и
        значение"

        Будучи студентом академии, состоял законоучителем в Казанской общине сестер
        милосердия Красного Креста, вел религиозные собеседования с нижними чинами
        учебных команд при 5 батальонах, расположенных при Казанском вещевом
        интендантском складе
      Служение
        Казань, кафедральный собор 
        священник 
        Год начала 1900 
        Казань, Казанский Троице-Феодоровский женский монастырь 
        священник 
        Год окончания 1901 
        После окончания Духовной Академии епископ Антоний (Храповицкий) предложил
        о.Василию остаться в Казани. О.Василий был оставлен в Казани
        Казань, кладбищенская церковь 
        священник 
        Должность преподаватель Казанской Духовной Академии 
        Год начала 1901 
        Год окончания 1905 
        После окончания Духовной Академии епископ Антоний (Храповицкий) предложил
        о.Василию остаться в Казани. О.Василий был оставлен в Казани сначала священником
        кладбищенской церкви. Кроме того, он преподавал в Казанской Духовной Академии
        Казань, кафедральный собор 
        священник 
        Должность ключарь собора, законоучитель, член Духовной консистории (с 1907г.) 
        Год начала 1905 
        Год окончания 1908 
        С 1905г. о.Василий — ключарь кафедрального собора,
        законоучитель Спасо-Феодоровской школы, затем начальных городского и министерских
        училищ, а также Речного училища I разряда.
        В течение нескольких лет был членом комитета по проверке отчетов КазДА и Казанского
        епархиального женского училища.
        Член-учредитель братства во имя Пресвятой Богородицы при кафедральном соборе.
        Член Церковного историко-археологического общества.
        В 1907г. назначен членом Духовной консистории.
        4 июня 1907г. удостоен степени магистра богословия за сочинение "Вторая книга
        Маккавейская: Опыт исагогического исследования"
      Рукоположение
        иеромонах 
        Василий 
        1908 
        День 14 
        Месяц 8 
        Место Санкт-Петербург, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра 
        Кто рукоположил епископ Гдовский Кирилл (Смирнов) 
        Неоценимое влияние на личность о.Василия и на выбор им иноческого пути
        оказали два иерарха Русской Православной Церкви — митрополит Антоний (Храповицкий) и
        ректор Казанской Духовной Академии в годы его обучения и митрополит Санкт-Петербургского
        Антоний (Вадковский), также выпускник Тамбовской Духовной Семинарии и Казанской
        Духовной Академии.
        По благословению владыки Антония о.Василий оставил Казань и поступил в
        Александро-Невскую Лавру, где 14 августа 1908г. принял пострижение в монашеский
        чин с оставлением ему прежнего имени
        архимандрит 
        1908 
        День 15 
        Месяц 10 
        В том же 1908г. иеромонах Василий (Богоявленский) Указом Св.Синода был назначен
        ректором Черниговской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита
      Служение
        Чернигов, Черниговская Духовная Семинария 
        архимандрит 
        Должность ректор 
        Год начала 1908 
        День начала 15 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1909 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 10 
        Будучи ректором Семинарии, архимандрит Василий, "деликатно обходившийся со всеми",
        заслужил всеобщую любовь в Чернигове, проявил особый педагогический
        талант и организаторские способности, что стало известным за пределами
        Черниговской епархии.
        Епископ Василий хорошо знал быт семинаристов. Он был строг там, где необходимо,
        и вместе с тем открытый для общения, ректор не только позаботился о благоустройстве
        и расширении общежития, но и сделал яркой, насыщенной внеучебную жизнь воспитанников,
        позволял им некоторые развлечения, поощрял творчество.
        Летом 1909г. он вывез старших семинаристов на экскурсию по городам Крыма
      Рукоположение
        епископ 
        1909 
        День 26 
        Месяц 7 
        Место Санкт-Петербург, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра, Троицкий собор 
        Кто рукоположил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) и др. 
      Служение
        Харьковская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Сумской, викарий Харьковской епархии 
        Год начала 1909 
        День начала 26 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1911 
        День окончания 4 
        Месяц окончания 3 
        В качестве викария Харьковской епархии епископ Василий с успехом осуществил
        строительство гостевых домов для многочисленных паломников местной святыни.
        Он успел оставить по себе добрую память строительством странноприимных домов
        в Куряжском Преображенском монастыре, служившем местом его пребывания
        Черниговская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии 
        Год начала 1911 
        День начала 4 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1911 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 5 
        В начале марта 1911г. он был переведен в Черниговскую епархию викарным епископом
        Новгород-Северским
        Черниговская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Черниговский и Нежинский 
        Год начала 1911 
        День начала 12 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1916 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 10 
        12 мая 1911г., после смерти прежнего архиерея, епископ Василий был утвержден
        епархиальным епископом Черниговской епархии.
        За первые два года пребывания на кафедре епископ Василий объехал епархию, проповедовал
        во всех храмах, где совершал богослужения.
        26 июня 1911г. в Чернигове были заложены храм во имя св.Александра Невского и
        Епархиальный дом имени императора Николая II, освящение которых состоялось
        14 ноября 1912г.
        Вернувшись в Черниговскую епархию, епископ Василий приступил к модернизации
        епархиальной системы образования. Он поставил одной из главных своих задач
        развитие православного образования в области не только духовных, но и светских
        научных дисциплин: литературы, лингвистики (он сам знал не менее шести языков),
        основ агротехники и медицины.
        Епископ Василий видел культурно-просветительскую роль Церкви важнейшей ее миссией
        в русском обществе XX века.
        Николаевский епархиальный дом стал просветительским центром епархии.
        Его большой зал был предназначен для проведения лекций.
        В новом Епархиальном Николаевском доме, построенном под руководством владыки Василия в 1911–1912гг.,
        работала крупнейшая в России епархиальная бесплатная библиотека; проводились
        концерты инструментальной музыки и хорового пения, народные чтения.
        В Николаевском Епархиальном доме были организованы музей церковной старины,
        и школьный музей ученических работ и наглядных пособий, работал книжный магазин
        Братства св. князя Михаила Черниговского.
        В Епархиальном доме проходили собрания религиозно-философского общества, по типу
        петербургского, благословленного митрополитом Антонием (Вадковским).
        По благословению епископа Василия 11 апреля 1912г. в Николаевском хуторе
        Новгород-Северского уезда было открыто второе епархиальное женское училище
        с сельскохозяйственным отделением, которое вскоре было названо Василиевским
        во имя свт.Василия Великого.
        При Троицком монастыре владыка Василий устроил духовную музыкально-певческую школу.
        Черниговская епархия была одной из древнейших на Руси, и владыка Василий был
        достойным преемником ее выдающихся архипастырей. С именем епископа Василия было
        связано множество начинаний в епархии, которые так перечислял журнал
        "Русский Паломник":
            
        "...Устройство двух новых обширных странноприимных дома, прибывающих на
             поклонение мощам святителя Феодосия [Черниговского].
             Устройство совершенно нового в практике епархиальной жизни России дела —
             санатория для воспитанников семинарии, чем дается возможность склонных
             к туберкулезу учащимся провести летние месяцы в такой обстановке, которая
             требуется для подобного рода больных, современной медициной...
             Возведение Епархиального Дома с храмом и залой для религиозно-просветительских
             целей и целым рядом благотворительных учреждений при нем" [13].
        Епископ Василий организовал миссионерские пастырские курсы и церковно-певческую
        школу при архиерейском хоре.
        Он учредил двухлетние богословские курсы при семинарии для замещения хронически
        пустовавших священнических мест в бедных приходах.
        Черниговская епархиальная библиотека была одной из лучших в России.
        Деятельность Православного "Братства св.мч.Михаила, князя Черниговского" была
        преобразована "на новых широких началах": было создано 9 новых комитетов,
        открыты приходские отделения по всей епархии и т.п. Основной целью Братства, по
        замыслам Владыки, было "религиозно-нравственное просвещение народа путем
        устройства научно-богословских лекций для интеллигенции, посредством ведения
        популярно-научных чтений для народа, открытие при Братстве книжного склада, в
        котором "православный народ всегда может найти себе действительно
        нравственно-здоровую пищу".

        По распоряжению владыки Василия была создана ежедневная газета "Черниговский
        церковно-общественный вестник" и выходивший два раза в месяц журнал "Вера и жизнь",
        созданный в 1912г. с целью нравственного воспитания народа и православно-миссионерской
        деятельности.
        Благодаря миссионерской деятельности Братства, возглавляемой епископом Василием,
        на Черниговщине обратилось в единоверие большое количество старообрядческих
        беглопоповских и беспоповских поселений. В Черниговской епархии было создано
        единоверческое Старообрядческое благочиние, в ведении которого насчитывалось
        18 церквей, в них богослужения совершались по древнеправославным обрядам.
        В целях укрепления миссионерской деятельности по предложению архиерея произошло
        объединение всех епархиальных миссионеров в общество при Братстве св.Михаила,
        ставившее своей задачей борьбу с расколом и сектантством.
        К 1916г. в Черниговской губернии действовали 15 уездных отделения Братства,
        1059 сельских братств, в которых состояло до 20 тыс. человек.
        1 мая 1912г. было учреждено Братство св.Филарета Милостивого при женском
        епархиальном училище.
        Большое внимание епископ Василий уделял благотворительности. Стараниями владыки
        Василия в тяжелые неурожайные годы удалось собрать крупную сумму пожертвований
        для пострадавших от неурожая губерний.
        В 1914г. Черниговское Епархиальное управление на собственные пожертвования приобрело
        дворец графа П.В.Завадовского в с.Ляличи Суражского уезда для размещения в нем
        просветительских и благотворительных учреждений. Одним из первых взнос на покупку
        дворца (1 тыс. рублей) внес Черниговский архиерей.
        6 мая 1915г. в Ляличском дворце состоялось открытие лазарета на 100 мест, его
        содержание осуществлялось за счет средств Черниговской епархии.
        6 августа 1915г. по благословению архиерея была открыта благотворительная столовая
        на 300 чел.
        30 декабря 1916г. состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты
        второклассная учительская женская школа и при ней начальная школа-приют для
        девочек, чьи отцы погибли на фронте.
        Не сбывшейся мечтой епископа Василия стало создание Высшего женского
        педагогического православного института в дворцовом комплексе графа П.В.Завадовского:
        времени для реализации этого проекта, оставшегося до начала Первой Мировой войны
        и революций не хватило.
        В церковной благотворительности владыка Василий видел еще одно предназначение Церкви
        как общественного института.
        Через 1000 с лишним местных отделений "Братства Св. князя Михаила Черниговского",
        расширенного епископом Василием, на помощь фронту во время Первой Мировой войны
        а также голодающим Царства Польского на поддержание бедного духовенства, было
        истрачено до двух миллионов рублей в деньгах, вещах и продуктах.
        Во время Первой Мировой войны епископ Василий создал приют для детей воинов.
        Благодаря усилиям архиерея, епархия приобрела дополнительные источники доходов
        от торговли церковными книгами и богослужебными принадлежностями, прежде монопольно
        находившейся в руках купцов и фабрикантов.
        В 1913–1914гг. епископ Василий присутствовал на заседаниях Синода.
        В июле 1916г. епископ Василий был назначен исполняющим обязанности председателя
        Издательского Совета при Св.Синоде
        Святейший Синод 
        епископ 
        Должность и.о. председателя Издательского Совета при Св.Синоде 
        Год начала 1916 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1916 
        Епископ Василий работал по Издательскому Совету с протоиереями Миртовым и
        Лахостским. В Синоде он настаивал на технической ревизии синодальной типографии,
        вызвав тем самым гнев товарища обер-прокурора кн.Жевахова.
        По инициативе епископа Василия была начата подготовительная работа к изданию
        Православного Энциклопедического Словаря.
        В летнюю 1916г. и в дальнейшем в зимнюю 1916/1917гг. сессии владыка Василий работал
        в Санкт-Петербурге в качестве присутствующего члена Святейшего Синода.
        (Возможно, был вызываем в Синод и ранее (в 1913, 1915гг.)
      Места проживания
        Петроград (Санкт-Петербург), Кабинетская, 17 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1916 
      Рукоположение
        архиепископ 
        1916 
        День 5 
        Месяц 10 
      Служение
        Черниговская епархия 
        архиепископ 
        Должность архиепископ Черниговский и Нежинский 
        Год начала 1916 
        День начала 5 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1917 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 5 
        Святейший Синод 
        архиепископ 
        Должность и.о. председателя Издательского Совета пр Св.Синоде 
        Год начала 1916 
        День начала 5 
        Месяц начала 10 
        Летом 1916 и зимой 1916/1917 гг. архиепископ Василий был вызван в Санкт-Петербург
        для работы в Синоде в качестве присутствующего члена.
        Им в качестве председателя синодальной комиссии был подготовлен законопроект
        об учреждении об учреждении особого Совета по делам благотворительности.
        Протопресвитер Русской армии и флота о.Георгий Шавельский, также присутствующий
        член Синода в те годы, так описывал владыку Василия:
           "Архиепископ Василий, магистр богословия, мог производить большое впечатление
            на мало знавших его. Высокого роста, красивый, умный и красноречивый, ловкий
            и вкрадчивый, он останавливал на себе внимание. К сожалению, он страдал
            многими недостатками...".

        Все недостатки его, по мнению о.Георгия, сводились к "беспринципному прожектерству"
        и к "коммерческому складу ума".
        Как бы отвечая на обращенные к нему обвинения в неподобающей будто бы архипастырю
        "приземленности", сам владыка Василий, еще в 1900г., будучи приходским священником,
        писал:
            "Эти же практические интересы тесно связаны с интересами чисто духовными, и
             от забот о них никогда иерархи не были свободны".

        На время участия владыки Василия (Богоявленского) и о.Георгия Шавельского в работе
        зимней сессии Синода пришлись события Февральской революции 1917г.: падение монархии,
        и переход власти к Временному правительству.
        Под всеми историческими документами Св.Синода после отречения императора стоит
        в числе десяти и подпись архиепископа Василия (Богоявленского).
        Однако Церковь не получила обещанного Временным правительством самоуправления.
        8/21 марта 1917г. проф.Петроградской Духовной Академии Б.В.Титлинов подал
        докладную записку Обер-Прокурору Синода В.Н.Львову, в которой он предлагал передать
        печатный орган Синода Совету Петроградской Духовной Академии.
        И тогда уже, 8/21 марта 1917г. появилось Заявление шести архиепископов св.Синода —
        по сути, ультиматум Обер-Прокурору, в котором Тихон (Беллавин), Сергий (Страгородский),
        Василий (Богоявленский) и еще трое присутствующих члена Синода объявляли, что
           "Не считают себя в праве... брать на себя ответственность за все мероприятия,
            какие Временное правительство или единолично г.Обер-Прокурор найдут нужным
            провести в церковном управлении" [13].
           "О не последней роли архиепископа Василия (Богоявленского) в организации этой
            акции протеста заставляет думать то, что одно из предсказанных "мероприятий"
            прямо касалось Василия Черниговского как главы Издательского Совета" [13].
        Сразу после Заявления шести архиепископов В.Н.Львов командировал С.Г.Рункевича
        как ревизора для проверки делопроизводства в Черниговской епархии.
        22 марта 1917г. Обер-Прокурор Св.Синода В.Н.Львов предложил Синоду уволить
        в отставку редактора "Всероссийского церковно-общественного вестника"
        проф. М.А.Остроумова и передать это издание Совету Петроградской Духовной Академии.
        Предложение В.Н.Львова подписали только преосвященный Сергий и о.Георгий Шавельский,
        поэтому оно было юридически несостоятельным, но, несмотря на это, В.Н.Львов
        пропустил его к исполнению.
        22 марта 1917г. Св.Синод был распущен на Пасхальные каникулы, почти все,
        в т.ч. архиепископ Василий (Богоявленский), уехали из Петрограда.
        К 24 марта 1917г. рапорт ревизора С.Г.Рункевича был готов.
        24 марта 1917г. В.Н.Львов известил ректора Петроградской Духовной Академии о как бы
        "состоявшемся постановлении Синода".
        Предупреждая сопротивление архиепископа Василия (Богоявленского) как главы
        Издательского отдела, В.Н.Львов стремился нейтрализовать его первым и направил
        две телеграммы в Чернигов:
           "Возбудите официальную просьбу духовенства и мирян об увольнении Василия
            Черниговского на покой..." и
           "Прошу прислать депутацию духовенства и мирян для соответствующего перед Синодом
            ходатайства, которое поддержу"
      Аресты
        Чернигов 
        Год ареста 1917 
        День ареста 26 
        Месяц ареста 3 
        26 марта 1917г. архиепископ Василий, по распоряжению губернского исполкома,
        был арестован в архиерейских покоях черниговского Троицкого монастыря.
        "Свой арест я признаю незаконным", — письменно заявил он.
        29 марта 1917г. архиепископ был препровожден властями в Петроград.
        В Страстную Пятницу 31 марта 1917г. архиепископ Василий по распоряжению тогда еще
        министра юстиции А.Ф.Керенского взят под домашний арест в квартире
        на Кабинетской ул., д.17.
      Осуждения
        ././1917 
        Обвинение "узурпация власти и стремление к наживе". 
        Приговор из-под стражи освободить за недоказанностью обвинений 
        Имя архиепископа было оболгано в прессе. Лишенный свободы, архиепископ Василий
        вынужден был читать мерзости о себе в прессе.
        Владыку обвиняли в том, что он не довольствовался скромным проектом Епархиального
        Дома, принятом при прежнем архиерее, и увеличил смету, построив в итоге "лучшее
        здание в Чернигове".

        Ревизор сделал вывод:
           "...Даже как-то делается неловко при сознании скромного материального положения
            при сознании скромного материального положения духовенства... Впечатление получается
            такое, что Дом рассчитан на потребности, которых наличная действительность
            не предъявляет...".

        Действительно, архиепископ Василий мечтал, как Епархиальный Дом станет центром
        культурной жизни губернии под эгидой Церкви.
        Владыку Василия обвиняли еще и в "непослушании и своеволии", примером которых
        должно было служить то, что архиерей, в соответствии с постановлением якобы
        "порабощенного" им епархиального съезда, заимствовал средства на строительство
        училища из эмеритальной кассы епархии еще до того, как Св.Синод разрешил это,
        а именно: "...с декабря 1914г. по февраль 1916г., указ же Св.Синода состоялся лишь 27 июля 1916г."
        Самым серьезным обвинением против владыки Василия стало обвинение в "коммерциализации"
        епархиальной жизни и в симонии, но никто не посмел обвинить Владыку в личной корысти.
        Даже лично заинтересованный в мести владыке ревизор писал:
           "...Денежные поборы за посвящение в сан ... облечены здесь в форму сборов
            и пожертвований на дела благотворения и просвещения".

        Призванием архиепископа Василия (Богоявленского) были, прежде всего, дела милосердия
        и просвещения народа.
        Архиепископ Василий стремился привести церковные средства в движение, заставить
        их работать на просвещение тогдашнего приходского духовенства.
        После Пасхи 2 апреля 1917г. чуть больше половины экстренно и не в полном составе
        собравшегося черниговского духовенства послушно проголосовало за удаление архиепископа
        Василия (Богоявленского) с Черниговской кафедры.
        В.Н.Львов в Петрограде лично предъявил смещенному архиерею обвинение в "превышении
        власти".

        Однако 14 апреля Св.Синод не нашел ни одно обвинение убедительным, вынеся
        специальное Определение.
        На следующий же день, 15 апреля 1917г.,в зал Заседаний Св.Синода вошел В.Н.Львов
        с группой чиновников и военных и зачитал распоряжение Временного Правительства
        о "прекращении зимней сессии Синода и об увольнении его членов". Это был
        беспрецедентный акт: Синод, отказавшийся обвинить архиепископа Василия (Богоявленского),
        был тотчас распущен в полном составе.
        С 24 апреля по 4 мая архиепископ Василий продолжал бороться за свое доброе имя.
        В этот период он направил в Синод 4 рапорта с приложением документов, доказывающих
        ложность обвинений В.Н.Львова и черниговских жалобщиков.
        И все-таки 6 мая 1917г. уже новый состав Св.Синода определил:
           "Ради церковного мира в Черниговской епархии уволить на покой архиепископа
            Василия и направить настоятелем в Теребенскую Николаевскую пустынь Тверской
            епархии"
      Места заключения
        Петроград, Кабинетская ул., 17 
        Год начала 1917 
        День начала 31 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1917 
      Служение
        Тверская губ., Вышневолоцкий у., с.Теребени (Тверская о., Максатинский р., с.Труженик), Теребенская Николаевская пустынь 
        архиепископ 
        Год начала 1917 
        День начала 6 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1917 
        Теребенская Николаевская пустынь была заштатным, не общежитийным монастырем.
        Правда уже 8 мая 1917г. Синод удовлетворил просьбу архиепископа Василия о
        двухмесячном отпуске для лечения в Кисловодске, куда Владыка и отбыл
      Места проживания
        Терская о. (Ставропольский край), г.Кисловодск 
        Год начала 1917 
        День начала 8 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1917 
      Служение
        Тверская губ., Вышневолоцкий у., с.Теребени (Тверская о., Максатинский р., с.Труженик), Теребенская Николаевская пустынь 
        архиепископ 
        Должность настоятель 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1917 
        Настоятелем Теребенской Николаевской пустыни архиепископ Василий пробыл недолго.
        11 августа 1917г. Св.Синод слушал дело о замещении должности настоятеля
        Московского Заиконоспасского монастыря и решил назначить Преосвященного Василия
        "управляющим, на правах настоятеля, Московским Заиконоспасским ставропигиальным
        монастырем"
        Москва, Заиконоспасский ставропигиальный монастырь 
        архиепископ 
        Должность управляющий 
        Год начала 1917 
        День начала 11 
        Месяц начала 8 
        Патриарх Тихон хорошо знал и ценил архиепископа Василия (Богоявленского) и
        по совместной с ним работе в Синоде, и уже как настоятеля Заиконоспасского монастыря.
        В мае 1918г. Патриарх Тихон назначил архиепископа Василия благочинным
        Москва, Патриаршее управление при Патриархе Тихоне 
        архиепископ 
        Должность благочинный ставропигиальных монастырей 
        Год начала 1918 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1918 
        В мае 1918г. Патриарх Тихон назначил архиепископа Василия благочинным
        ставропигиальных монастырей (непосредственно подчиняющихся Патриарху).
        Архиепископ Василий вошел в Патриаршее управление при Патриархе Тихоне
        Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
        архиепископ 
        Должность член Священного Собора 
        Год начала 1918 
        День начала 24 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1918 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 8 
        11/24 июля 1918г. архиепископ Василий (Богоявленский) был избран членом
        Всероссийского Поместного Собора
    Кончина
      1918 
      День 27 
      Месяц 8 
      убит большевиками 
      Место Пермь, за мостом через Каму (совр. микрорайон Пролетарский г.Перми) 
      В середине августа 1918г. по постановлению Священного Собора Российской
      Православной Церкви для расследования обстоятельств ареста и последующей трагической гибели
      в июне 1918г. архиепископа Пермского Андроника (Никольского) была
      направлена в Пермь комиссия во главе с архиепископом Василием.
      В комиссию вошли еще два члена Собора: миссионер Алексей Д.Зверев и пермский
      архимандрит Матфей (Померанцев), который присоединился к ним в Перми.
      Советское правительство не препятствовало этому расследованию и даже предоставило
      комиссии отдельный вагон.
      Комиссия собрала обширный материал о мученической кончине пермских мучеников.
      Это вызвало гнев местных коммунистов.
      26 августа 1918г., по окончании расследования, собрав необходимые материалы,
      Соборная комиссия выехала в Москву.
      Однако до Москвы им не суждено было доехать: между Пермью и Вяткой в вагон
      ворвались красноармейцы. Все члены комиссии были высажены из поезда
      красноармейцами сразу же за мостом через Каму и убиты.
      Тела Владыки и убитых вместе с ним похоронили крестьяне.
      К могилам мучеников сразу же начались паломничества, у могилы совершались
      чудотворения.
      Тогда большевики ночью выкопали тела мучеников и предали сожжению.
      По другой версии, архиепископ Василий был арестован и после непродолжительного
      тюремного заключения расстрелян вместе с другими членами комиссии.
      Судьба членов Комиссии была неизвестна членам Собора.
      В октябре 1918г. Соборный Совет предпринял попытки узнать о судьбе новомучеников.
      На родине архиепископа Василия — на Тамбовщине — верующий народ благоговейно
      почитает его память
    Канонизация
      Священномученик архиепископ Василий (Богоявленский) 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Черниговская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 14.08 
          Новый стиль 27.08 
          день мученической кончины (1918г.) 
    Публикации ->
      1.Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.70, 178.
      2.Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.277.
      3.Агафонов П.Н. Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Владимир Никольский). Пермь, 1995. С.60.
      4.Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.965.
      5.Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.2. С.85–88.
      6.Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384с. С.172–173.
      7.Современники о Святейшем Патриархе Тихоне/ Сост. М.Е.Губонин. Рукопись.
      8.Любовью побеждая страх. Жизнеописания новомучеников Российских. Архиеп.Пермский Андроник, еп.Соликамский Феофан, архиеп.Черниговский Василий, еп.Семиреченский Пимен. 1867–1918/ Сост.В.А.Королев. Фрязино, 1998. С.90–102.
      9.Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
      10.Шумило Виталий. Священномученик Василий Черниговский// Православная жизнь (Orthodox Life) (Приложение к Православной Руси). 1998, февраль, N 2 (578). С.13–17.
      11.Лютова С.Н. Святой Василий Черниговский (1867–1918)// Концепт: философия, религия, культура. М.: МГИМО-Университет, 2017. N 3. С.50–56.
      12.Лютова С.Н. Роль епископата РПЦ в культурном строительстве русского общества накануне 1907г.// Концепт: философия, религия, культура. М.: МГИМО-Университет, 2017. N 4. С.89–103.
      13.Лютова С.Н., Серженко И.И. К вопросу о родословии митрополита Владимира (Богоявленского) и архиепископа Василия (Богоявленского)// Вестник ПСТГУ. Сер.II: История. История РПЦ. Вып.75. М.: ПСТГУ, 2017. С.11–21.
    Заявители ->
      1.Праправнучка двоюродной сестры Лютова Светлана Николаевна
    Документы ->
      1. ГА РФ. Ф.3431. Оп.1. Д.531.
      2. РГАДА. Ф.1204. Оп.1. Д.19128.

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ