Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Осуждения Вяземская уездная ЧК 29/08/1918 Обвинение"зловредная агитация против Советской власти" Приговорвысылка из Смоленской губернии в двухнедельный срок
Архив УФСБ Смоленской обл. Д.5681-с (Дело Вяземской ЧК по обвинению "граждан Чаусовых в
контрреволюционной деятельности", 1918).
29 августа решением Вяземской ЧК протоиерей Иоанн
был приговорен к высылке из пределов Смоленской губернии в двухнедельный срок.
"за зловредную агитацию против Советской власти".
Старший его сын Иван через несколько дней был расстрелян.
Младший сын Александр был отпущен "за недоказанностью обвинительного материала".
В сохранившемся архивном уголовном деле, заведенном
Вяземской ЧК в августе 1918 г., нет ничьих показаний против Чаусовых, нет
обвинительного заключения, нет приговора в отношении расстрелянного Ивана Чаусова.
Из показаний самих Чаусовых следует, что допрашивали их в связи с арестом
епископа Вяземского Макария и главным образом в связи с набатным звоном
во время его ареста в набат звонили и в Духовском храме, где протоиерей
Иоанн Чаусов был настоятелем, а также в связи с деятельностью
возглавлявшегося епископом Макарием Вяземского Христорождественского Братства.
Протоиерей Иоанн на допросе показал: "Братство было не тайное, действовало открыто, занималось только благотворительной и религиозно-просветительской деятельностью, существовало на добровольные пожертвования.
О набатном звоне сказал: "Всероссийским Церковным Собором было разослано распоряжение в одном из номеров "Церковных Ведомостей" о том, что если будут посягательства на церковное имущество, то причту церковному и старосте надлежит созвать при помощи набатного звона прихожан для того, чтоб общим собранием просить посягающих оставить имущество в ведении прихода. Распоряжение последовало до декрета Совнаркома о набатном звоне".
В отношении набатного звона в ночь с 22 на 23 августа он показал: "Я как раз не знал, что этот звон производится в связи с защитой прав Церкви а именно, в связи с арестом епископа Макария".
В Духовской церкви звонили в отсутствие протоиерея Иоанна, и когда он туда
пришел, звон уже закончился. Звонил церковный сторож, который объяснил
настоятелю: "Звонить начали в мужском монастыре, в большой колокол, звонили долго, затем показались фонари на пожарной каланче и зазвонили в других храмах, после этого зазвонил и я".
Протоиерей Иоанн отметил в своих показаниях: "Понимал декрет о набатном звоне, считая всякий набатный звон как призыв к выступлению, если звону не послужили причиной фонари на каланче по случаю пожара".
О том, что были фонари на пожарной каланче, утверждали в своих показаниях
также сыновья Александр и Иван (как и многие другие опрошенные ЧК),
хотя пожара, как они сами узнали позже, в городе не было.
В монастыре же, как потом выяснилось, начал звонить по указанию
кого-то из певчих некий человек по имени Александр.
Но более всего протоиерея Иоанна Чаусова, как он отметил на допросе, удивило
в первые же минуты общения с представителями властных структур то,
что они уже давно считали его контрреволюционером.
В частности, когда его во время задержания среди других арестованных
увидел военный комиссар, последний сказал: "А, Чаусов... Мы давно его знаем как контрреволюционного агитатора".
При этом сам протоиерей Иоанн считал себя лояльным по отношению к Соввласти.
В октябре 1919 г., давая показания ЧК в качестве обвиняемого по другому делу,
о событиях августа 1918 г. он снова сказал: "В восстании в Вязьме в августе 1918г. не участвовал, о звоне думал, что он производится в связи с пожаром, и только после узнал, что это было восстание в связи с арестом епископа Макария. При этом я был арестован как участник восстания, судим Овсяником, "прощен за недоказанностью вины", провел в тюрьме 17 дней и был выпущен с тем, чтобы покинуть пределы Смоленской губернии"