Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Найданов Алексей Никитьевич (Никитович)
    Найданов Алексей Никитьевич (Никитович) 
    Фамилия Найданов 
    Год рождения 1894 
    День рождения 17 
    Месяц рождения 3 
    Место рождения Пермская губ., Осинский у. (Пермский край, Чернушинский р., Калиновский с/с), д.Богатовка 
    диакон 
    Из крестьянской семьи.
    В 1913г. окончил Благовещенскую музыкальную школу
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1921г.] [1921-1933гг.] [1933-1936гг.]
      Служение
        Пермская губ., Осинский у., с.Белая Гора (Пермский край, Кунгурский р., с.Калинино), Белогорский Николаевский мужской монастырь 
        Должность послушник 
        Год начала 1910 
        Год окончания 1910 
        Пермь 
        Должность певчий архиерейского хора 
        Год начала 1910 
      Места проживания
        фронты Первой Мировой войны 
        Год окончания 1916 
        Во время Первой Мировой войны служил полковым писарем в Царской Армии
        Франция 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1921 
        На допросе в 1936г. Алексей Никитьевич сообщил некоторые подробности о своем
        пребывании за границей.
            
        "В 1916г. я был направлен с Царскими войсками Особого назначения во Францию.
             После заключения мира я остался во Франции, где поступил во французскую
             армию, где служил до окончания войны между Францией и Германией.
             Затем перешел во французское подданство".

        Имея хороший голос, Алексей Найданов в Париже пел в русском хоре при русском театре
        (артист-профессионал Украинской труппы).
        Некоторое время был безработным.
        Затем проживал в мест.Меж в Эльзас-Лотарингии.
        Работал некоторое время на лесопильном заводе.
        Позже устроился на работу по возведению клумб для цветов у мадам Дюкрэ.
        Узнав, что в Германии обменивают военнопленных русских солдат, решил через
        Германию выехать в Россию.
            "Из мест.Меж я уехал в мае 1921г. и прибыв в г.Берлин, я документы
             французского подданства порвал и выехал в Россию как военнопленный..." [Д1, Л.37]
      Служение
        Пермская губ., Осинский у. (Пермский край (Свердловская о.), Чернушинский р.), с.Рябки (Рябковское), Христорождественская церковь 
        диакон 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1933 
        С 1921г. служил псаломщиком, затем диаконом в церкви с.Рябки.
        Был лишен избирательных прав как "служитель религиозного культа".
        Церковь имела "тихоновскую" ориентацию
      Аресты
        Пермский край, Чернушинский р., с.Рябки 
        Год ареста 1933 
      Осуждения
        Народный Суд Чернушинского района 
        09/05/1933 
        Статья ст.74 ч.2 УК РСФСР 
        Приговор 1 год 6 месяцев принудительных работ 
        В 1933г. судим по ст.74 ч.2 УК РСФСР
      Места заключения
        Пермский край, Чернушинский р. 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1933 
        На принудительных работах отбывал наказание в течение двух месяцев.
        Затем по кассации был освобожден, дело было прекращено
      Служение
        Пермский край (Свердловская о.), Чернушинский р., с.Рябки (Рябковское), Христорождественская церковь 
        диакон (до 1934г.) 
        Должность псаломщик (с 1934г.), регент церковного хора 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1935 
        Месяц окончания 11 
        Служил в Христо-Рождественской церкви до ноября 1935г.
        До 1934г. — диакон, после этого псаломщик [Д1, Л.125].
        Из показаний его на суде в 1936г.:
           "С 1934г. я был лишен сана диакона. Церковь примыкала к тихоновскому течению.
            Митрополита Сергия мы не поминали". [Д1, Л.128].
        По данным [Д1, Л.125] — "В наст. время без определенных занятий, диаконом работал
                               с 1921г. до ноября 1935г.".

        По данным [Д1, Л.127,127об.] (показания свидетелей Пахомова и Софьина):
                              "Ранее НАЙДАНОВ служил диаконом, а потом — псаломщиком".
        По данным [Д1, Л.128] (показания свидетеля Кудымова):
                             "НАЙДАНОВ служил у нас псаломщиком..."
        Из справки, выданной Рябковским сельсоветом в органы НКВД в феврале 1936г.:
            "Дана в органы РО НКВД на НАЙДАНОВА... в том, что он по своему происхождению
             является служителем культа Рябковской церкви с 1921г. (псаломщик)...
             Облагался мясопоставками в 1935г. в 55 кг, но ни одного кг не уплатил.
             А также на него начислен культсбор и подоходный налог в сумме 323 руб. 50 коп.
             Он не уплатил ни одной копейки..." [Д1, Л.9]
      Аресты
        Пермский край (Свердловская о.), Чернушинский р., с.Рябки 
        Год ареста 1936 
        День ареста 15 
        Месяц ареста 2 
        Из постановления от 15 февраля 1936г. о приступе [приступлении] к следствию
        по делу:
            "Я, врем. начальник Чернушинского РО НКВД..., рассмотрев материал в отношении
             бывшего диакона Рябковской церкви НАЙДАНОВА Алексея Никитьевича,42 лет,
             который, проживая в с.Рябках, Вел среди населения пропаганду, направленную
             на дискредитацию Советской власти.
             Свои антисоветские проявления подкреплял доказательствами — тем, что
             буржуазный строй лучше.
             Кроме того, выражая недовольство существующим строем, завязал письменную
             связь с одним из иностранных посольств в г.Москве с целью предоставить ему
             возможность выезда за границу.
             НАЙДАНОВ происходит из крестьян дер.Богатовки Калиновского с/с Чернушинского
             района Свердловской обл.
             Служил диаконом с 1921г., а в данное время — без определенных занятий...
             ПОСТАНОВИЛ: Приступить по сему материалу к производству расследования...
             Направить райпрокурору по Чернушинскому району". [Д1, Л.]
        Был выдан ордер на арест и обыск в квартире Алексея Никитьевича Найданова
        При обыске было обнаружено:
         " 1). Копии двух писем во Французское консульство. Одно из них от
               30 июня 1934г. — с изложением обложения имущества и вместе с этим
               переписка с консульством на 6 листах.
           2). Записи на иностранном языке на 21 листах.
           3). Паспорт...
           4). Свидетельство...
           5). Фотокарточки — 6 шт.
           6). Разная переписка на 118 листах.
           7). Религиозных книг — 25 шт.". [Д1, Л.6]
        Алексей Никитьевич Найданов был арестован.
        На момент ареста — "без определенных занятий" [Д1, Л.]
        Состав семьи: жена Таисия Петровна, дети: сыновья Геннадий, Анатолий и дочь
        Тамара учатся в школе и дочь Нина — дошкольного возраста
        проживают в Рябках
      Осуждения
        Специальная Судебная Коллегия Свердловского облсуда 
        15/09/1936 
        Обвинение "к/р пропаганда в форме антисоветских анекдотов и частушек, дискредитирующих Соввласть и ее налогообложение, доказывая, что буржуазный строй лучше, переписка с Французским консульством с целью выезда за границу" 
        Статья ст.58–10 ч.1 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет лишения свободы, считая срок с 15.02.1936г., с последующим лишением прав гражданства сроком на 5 лет 
        ПГАСПИ. Ф.643/2. Оп.1. Д.8822. (Д.3677.).
        Из протокола допроса 16 февраля 1936г.:

             "— Вы признаете себя виновным... в том, что Вы вели пропаганду... в форме
                антисоветских анекдотов и шуток..?

              — В предъявленном обвинении виновным я себя не признаю, однако я полностью
                этого отрицать не могу, т.к. возможно, что в пьяном виде я в шутках мог
                что и выронить, но этих случаев я припомнить не могу."

              — ... Вы, бывая в мастерской артели инвалидов в Рябках и в других местах,
                не пьяным, а трезвым, в антисоветских шутках дискредитировали соввласть.
                Вы это признаете?

              — Нет, не признаю. Правда, я в мастерской часто бывал и шутки высказывал,
                но в отношении Советской власти разговоров у меня не было". [Д1, Л.34]
        Из постановления нач.Чернушкинского НКВД от 12 марта 1936г.:
             "В процессе следствия установлено, что обвиняемый НАЙДАНОВ... свою антисоветскую
              деятельность среди населения проводил совместно с другими лицами, а именно:
              бывая среди рабочих Рябковской мастерской, вел антисоветскую агитацию
              в форме шуток, направленных на дискредитацию Соввласти и ее вождей.
              В этом его поддерживал и также отпускал антисоветские шутки бывший его
              сослуживец по церкви (диакон) Овсянников Василий Васильевич, в прошлом —
              торговец.
              Кроме того, собираясь по религиозным праздникам в доме священника АСАФОВА
              Павла Асафовича и в доме НАЙДАНОВА Алексея Никитьевича, с постоянным
              присутствием участника церковного хора ВЫСОКОВА Максима Никифоровича
              (из дер.Зверево), вели контрреволюционные разговоры, призывающие к смене
              существующего строя, а потому...
              ПОСТАНОВИЛ:
              Приступить производством к сему делу с привлечением поименованных лиц.
              Дело направить прокурору Чернушинского района". [Д1, Л.2]
        Из протокола допроса от 27 марта 1936г.:

           "— У Вас при обыске обнаружена переписка с Франузским консульством. Поясните,
              для какой Вы цели ее вели и делали сообщения об обложениях Вас?

            — ...В 1921г. ... документы французского подданства я порвал. Сейчас решил
              обратно восстановить свое французское подданство, а каких-либо других
              намерений я не имею.

            — Вы признаете себя виновным в том, что оставаясь враждебным к Советской власти,
              Вы решили восстановить свое подданство и выехать за границу?

            — Да, признаю, я действительно, будучи враждебно настроен к Советской власти,
              решил добиться обратно французского подданства, имея целью избавиться
              от выполнения государственных гособязательств. Вместе с этим я и не снимаю
              с себя вины в том, что в одном из своих заявлений к французскому консулу
              выражал обиду на Советскую власть. Других случаев я в заявлениях не указывал
              и намерений выехать за границу не имел...". [Д1, Л.37об.]
        Из протокола допроса 30 марта 1936г.:

           "— Для какой цели Вы в записной книжке хранили адреса лиц, о которых
              выше указывалось, и когда и как ими пользовались?

            — Записную книжку с различными адресами я хранил как память о Франции.
              Адресами этими я пользовался только в пределах Франции, где в то время имел
              ряд знакомых лиц. Будучи на родине в СССР, переписки по этим адресам
              никакой не вел, за исключением с моей сожительницей во Франции Мартой,
              с которой я переписку прервал в конце 1921г." [Д1, Л.38–40об.]
        Из протокола допроса 26 апреля 1936г:

           "— Вы признаете себя виновным в том, что вели контрреволюционную агитацию,
              и в чем она выражалась?

            — Виновным себя признаю. Действительно, я, будучи антисоветски настроенным,
              высказывал среди рабочих сапожной мастерской в Рябках, особенно в период
              лета 1935г., в присутствии Овсянникова и др. недовольство по поводу якобы
              непосильных налогах при советском строе, восхвалял существующий строй
              во Франции, высказывал желание уехать обратно во Францию и принимал меры
              восстановиться во французском подданстве.
              Также были случаи, что я пел и антисоветского содержания частушки...
              Кроме того, рассказывал и анекдоты, имеющие антисоветский смысл — что
              якобы при старом строе было хорошо, а при советской власти плохо, народ
              голодует.

            — Следствию известно, что Вы распространяли слухи пораженческого характера
              о войне и о якобы скором падении советской власти...

            — Нет, я этого не говорил.

            — Что Вас заставляло восстанавливаться во французском подданстве?

            — Я этим хотел избавиться от налогов и создать себе привилегированное положение.

            — Будучи во Франции, Вы имели знакомство с белогвардейским генералом Марушевским,
              два раза получали деньги от него. А также Вы имели знакомство с полковником
              Семеновым и сержантом жандармерии Брусиловским. Скажите, не исполняли ли Вы
              их отдельных поручений, а также не связан ли Ваш выезд в СССР в 1921г.
              с шпионажем в пользу белых эмигрантов?

            — Нет, никаких поручений я не выполнял, а знакомство было на почве того, что
              я имел хороший голос, выступал в театрах среди русских.

            — В Вашей памятной книжке имеются время — часы каких явок и куда?

            — Это я работал у мадам Дюкрэ для цветочных клумб и для памяти записывал,
              сколько я часов отработал...". [Д1, Л.44–44об.].
        Из обвинительного заключения, составленного 27 июля 1936г. нач.СПО УГБ НКВД:
             "СПО УГБ УНКВД Свердловской обл. стало известно, что диакон церкви с.Рябки
              НАЙДАНОВ А.Н. проводил контрреволюционную пропаганду...
              Допрошенный в качестве обвиняемого НАЙДАНОВ А.Н. по существу предъявленного
              ему обвинения виновным себя признал...
              На основании вышеизложенного ОБВИНЯЕТСЯ:
              НАЙДАНОВ Алексей Никитич,... диакон Рябковской церкви,...женатый, лишен
              избирательных прав, осужденный в 1933г. за хулиганство к полутора годам
              лишения свободы, — в том, что:
                  На протяжении ряда лет среди населения проводил контрреволюционную
                  пропаганду —
              т.е. в преступлении, предусмотренном ст.58–10 ч.1 УК РСФСР.
              ПОЛАГАЛ БЫ: Настоящее дело направить для рассмотрения в Спецколлегию
              Свердловского облсуда". [Д1, Л.119].
        Из ЗАКЛЮЧЕНИЯ от 7 августа 1936г. Старш. пом. Прокурора по Спец.Сектору:
             "...Рассмотрев уголовное следственное дело N 3677/78 по обвинению гр-на
              НАЙДАНОВА А.Н. в преступлении по ст.58–10 ч.1 УК РСФСР, НАШЕЛ:
              Предварительным следствием установлено, что обвин. НАЙДАНОВ А.Н., являясь
              в прошлом французским подданным, как участник империалистической войны в
              рядах французской армии, а к моменту его ареста — диаконом в с.Рябки
              Чернушинского р-на, общаясь с колхозниками и рабочими, распространяли среди
              них явные клеветнические контрреволюционные взгляды на существующий в СССР
              строй, измышлял и распространял среди окружающих а/с анекдоты и частушки.
              Предъявленное НАЙДАНОВУ обвинение подтверждается показанием ряда свидетелей
              и собственными показаниями обвиняемых. По этим основаниям ПОЛАГАЮ:
                 ...1). Обвинительное заключение утвердить
                    2). Дело направить в Спец. Судебн. Коллегию Свердловского облсуда...
                    3). Меру пресечения — содержание под стражей — оставить без изменений,
                        перечислив обвиняемого за Спец.Коллегией.
                    4). Список обвиняемых утвердить, дополняя его ПАХОМОВЫМ, КОЛОКОЛЬНИКОВЫМ,
                        ТИТОВЫМ и ЛУЩИКОВЫМ.
                    5). Участие прокурора считать не обязательным...
        17 августа 1936г. на Подготовительном заседании Спецколлегии Свердловского облсуда
            "ОПРЕДЕЛИЛИ: Обвинительное заключение утвердить. Предать суду НАЙДАНОВА А.Н.
             по ст.58–10 ч.1 УК РСФСР...
             Дело принять к производству и назначить к слушанию в закрытом судебном заседании...
             Меру пресечения обвиняемому НАЙДАНОВУ оставить прежнюю — содержание под стражей"
             [Д1, Л.122].
        15 сентября 1936г. состоялось заседание Спецколлегии Свердловского облсуда.
        Было оглашено обвинительное заключение.
        "Обвиняемый НАЙДАНОВ виновным себя признал частично". [Д1, Л.125об.].
        Из показаний НАЙДАНОВА:
            "Летом я занимался рыбной ловлей и рыбу понес продавать в сапожную мастерскую.
             Хозяйка дома, когда я ей предложил рыбу, сказала, что "вот, при Николашке
             ели олашки, а при Советской власти нечего в квашню класти". Я эти слова
             на следствии принял на себя, т.к. у хозяйки трое детей.
             В Империалистическую войну я был во Франции и записался во Французскую армию
             добровольцем, а потом принял французское подданство.
             В 1921г. я приехал обратно в Россию, документы были у меня из Франции для
             того, чтобы устроиться мне на более лучшую работу, т.к. диаконом я работать
             не хотел.
             Летом в сапожной мастерской я бывал часто, иногда в пьяном виде.
             На следствии я показания дал под давлением следователя. Я ничего
             контрреволюционного не говорил нигде.
             В 1929г. на меня наложили налог 600 руб., изъяли лошадь, машину и т.п.
             Я говорил, что власть налогами облагает, и это неправильно; говорил, что
             рабочему во Франции живется неплохо, но уезжать туда я не собираюсь, т.к.
             у меня жена и дети.
             Выпивал я часто. Последний раз я писал французскому консулу в 1933г., писал
             я раза три и получал ответы.
             В колхозе я не состоял.
             Женщина-хозяйка, где была сапожная мастерская и от которой я слышал песню
             про Советскую власть и Николашку, не состоит в колхозе". [Д1, Л.125об.]
        Из показаний свидетеля ФРОЛОВА С.Г., старосты церкви:
            "Будучи у НАЙДАНОВА, я слышал, как НАЙДАНОВ говорил, что у него за налоги
             отобрали последнюю корову, и жить стало с ребятами плохо. Про Советскую
             власть ничего не говорил... Присутствовал при разговоре Асанов...
             Был праздник, мы были выпивши". [Д1, Л.126].
        Из показаний свидетеля СОФЬИНА С.С., председ. ревизионной комиссии при церковном
        совете:
            "НАЙДАНОВ служил псаломщиком... Я от НАЙДАНОВА слышал, что на него наложили
             непосильный налог, он его не мог выплатить, у него изъяли последнюю корову,
             и ребятишки голодуют. Разговор был на квартире у попа. Поп и НАЙДАНОВ говорили:
             "Переживем ли мы когда это время или не пережить"...
             Ранее НАЙДАНОВ служил диаконом, а потом — псаломщиком". [Д1, Л.127об.]
        Показания НАЙДАНОВА:
            "С 1934г. я был лишен сана диакона. Церковь примыкала к тихоновскому течению.
             Митрополита Сергия мы не поминали." [Д1, Л.128].
        Из показаний свидетеля САННИКОВА С.Н.:
            "Подсудимого знаю по семейной обстановке. Он у меня на квартире жил.
             От НАЙДАНОВА я ничего контрреволюционного не слышал.
             Выпивал НАЙДАНОВ часто, но в разговоре с ВЫСОКОВЫМ он был в трезвом виде...
             Анекдот про "лебедь, рак и щуку..." говорил ВЫСОКОВ". [Д1, Л.128]
        Из показаний свидетеля КУДЫМОВА Н.Н.:
            "НАЙДАНОВ служил у нас псаломщиком. Был я у него на квартире летом 1935г....
             От НАЙДАНОВА я слышал, что его неправильно обложили налогом...
             На Советскую власть он не обижался". [Д1, Л.128–128об.]
        НАЙДАНОВ:
            "Я обижался на сельсовет, что отобрали корову, самовар, кровать и т.д.". [Д1, Л.]
        На этом следствие было закончено.
        В последнем слове НАЙДАНОВ сказал:
            "Я работал псаломщиком, занимался ловлей рыбы. Контрреволюционной пропагандой
             я не занимался.
             Имею на иждивении четырех детей. Прошу учесть мое семейное положение". [Д1, Л.128об.-129]
        Спецколлегия УСТАНОВИЛА:
            "...Подсудимый НАЙДАНОВ, проживая в с.Рябках, в 1934 и 1935 году среди
             колхозников и единомышленников вел антисоветскую агитацию, направленную
             против проводимой на селе налоговой политики. Общаясь с колхозниками и
             работниками распространял среди них, в форме анекдотов и частушек, явно
             клеветнические и контрреволюционные взгляды...
             А также в 1934 и 1935 году НАЙДАНОВ, посещая квартиры колхозников и
             единомышленников, неоднократно восхвалял капиталистический строй.
             Одновременно с этим дискредитировал Советскую печать и опошлял проводимые
             на селе мероприятия...
             На основании этого СПЕЦКОЛЛЕГИЯ ПРИГОВОРИЛА:
                НАЙДАНОВА Алексея Никитича по ст.58–10 ч.1 УК лишить свободы на 5 лет
                с поражением прав гражданства на 5 лет по отбытии наказания.
             Зачесть предварительное заключение в срок наказания с 15 февраля 1936г....
             Приговор окончательный, но может быть обжалован в кассационном порядке
             в течение 72 часов с момента вручения копии приговора осужденному" [Д1, Л.130–130об.]
      Места заключения
        Пермский край, с.Чернушка, КПЗ при Чернушинском отд. милиции 
        Год начала 1936 
        День начала 15 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1936 
        Свердловск (Екатеринбург), тюрьма 
        Год начала 1936 
        Год окончания 1936 
        Дальнейшая судьба А.Н.Найданова не известна.
        Церковь в с.Рябки была закрыта 29 февраля 1936г.
    Реабилитация
      Дата 17/04/1992 
      Кем реабилитирован Прокуратура Пермской обл. 
      По году репрессий 1936 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1.Внучка Семилеткина Ирина Анатольевна
    Документы ->
      1. ПГАСПИ. Ф.643/2. Оп.1. Д.8822. (Д.3677.) ЛЛ.1–2,6–7об.,9–10,29,32–40об.,42–42об.,44–46,119–122об.,125–130об.,137.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ