Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Оболенский Аркадий Николаевич
    Оболенский Аркадий Николаевич 
    Год рождения 1865 
    День рождения 21 
    Месяц рождения 1 
    Место рождения Орловская губ., Ливенский у., Кудиновская вол., с.Рождественское 
    протоиерей 
    Родился в семье диакона, позже рукоположенного во священника.
    Семья принадлежала к ветви древнего рода Оболенских, которая давно перешла в
    духовное сословие
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[с 1882г.] [1920-е годы] [1926-1928гг.] [до 1937г.]
      Образование
        Орловская Духовная Семинария 
        Год поступления 1882 
        Год окончания 1887 
        По данным [Д4] окончил Духовную Семинарию в 1886г.
      Служение
        Орел (Орловская губ.) 
        Должность законоучитель 
        Год окончания 1918 
        Орел, Иверская церковь 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год окончания 1918 
        До революции был членом "Союза Русского народа" ("Союза Михаила Архангела").
        Был инициатором "Общества церковного обновления на канонических началах под
        главенством епископа".
        Из статьи в газете "Орловские Епархиальные Ведомости" от 15 июня 1917г.:
            "В воскресенье, 4 июня, открыло свою деятельность молитвою в Покровской
             церкви легализованное "Общество церковного обновления на канонических началах
             под главенством епископа".
             В 6 часов вечера прибыл в Покровскую церковь Преосвященный Серафим, где при
             большом стечении народа было совершено им молебное пение с акафистом Покрову
             Божией Матери.
             Перед молебном Владыка обратился к народу со словом, в котором выразил свою
             радость по поводу вновь открывающегося общества, призывая на него Божие
             благословение и Покров Божией Матери. В Покрове Божией Матери, — сказал
             епископ, — нуждается теперь и вся наша Русь Православная...
             По окончании молебна инициатор общества священник Аркадий Оболенский ознакомил
             присутствующих с задачами нового общества:
                Новое общество стремится объединить всех церковных людей как мужчин, так
                и женщин в деле обновления церкви на канонических началах под главенством
                епископа.
                Епископ будет кормчим, к которому во всех недоуменных случаях и будет
                обращаться "Общество" за советом и указаниями. Общество будет объединяющим
                центром церковно-приходских советов, возникающих при каждом храме.
                В интересах общества желательно самое широкое участие женщин в приходских
                советах.
            После этого епископ Серафим обратился снова к народу со словом, в котором
            выразил свою радость при виде множества народа, пришедшего в храм помолиться с ним.
            ...Каждое воскресенье Владыка обещал молиться с народом то в одном, то в другом
            храме по очереди, пока не обойдет всех храмов города.
            Затем Преосвященный благословлял многочисленных богомольцев при общенародном
            пении молитв.
            5 июня в 7 часов вечера в присутствии епископа Серафима в Петропавловском
            Братстве состоялось первое собрание вновь открытого общества".
        О.Аркадий организовал Крестный ход, выражая протест большевикам, часто выступал
        с проповедями против большевизма. Это и припомнили о.Аркадию при аресте в 1918г.
      Аресты
        Орел 
        Год ареста 1918 
        Месяц ареста 3 
        Арестован без предъявления обвинения вместе с четырьмя священниками Орловской
        епархии и церковным старостой в конце марта 1918г. и помещен в Орловскую
        каторжную тюрьму. Через неделю всех, кроме о.Аркадия, освободили
      Места заключения
        Орел, каторжная тюрьма 
        Год начала 1918 
        Месяц начала 3 
        После освобождения продолжал служение
      Служение
        Орел, Иверская церковь 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год окончания 1923 
        22 апреля 1922г., в субботу Светлой Седмицы, Губкомиссия по изъятию церковных
        ценностей приступила к разграблению Иверского храма.
        По воспоминаниям о.Иоанна Крестьянкина, перед самым закрытием церкви случилось
        чудо — на сухом венке из цветов на Иверской иконе расцвел цветочек.
        О.Аркадий раздавал иконы прихожанам, чтобы спасти их от поругания.
        О.Аркадий был принципиальным противником обновленчества, придерживался
        тихоновской ориентации.
        Из материалов дела 1937г. (очная ставка обвиняемых о.Аркадия и о.Стефана
        Тапкова, священника Афанасьевской церкви г.Орла):
            " — Обвиняемый Тапков, на допросе 13 мая 1937г. Вы заявили:
                 "Летом 1923г. священник церкви Крестительского кладбища Николай Петрович
                  Поликарпов, прибывший из Москвы, из Синода обновленцев,... встретив меня,
                  предложил мне пойти к о.Аркадию Оболенскому, настоятелю Иверской церкви,
                  и с ним переговорить, чтобы встать во главе обновленческого течения
                  людям имевшим более авторитета, не допустив к этому движению священников
                  из пришлых и чуждых, истинным духовникам.
                  Рано утром на следующий день я пошел на квартиру к Оболенскому и выйдя
                  с ним в палисадник, объяснил предложение Панкратова.
                  Оболенский отказался встать во главе обновленческого движения, считая
                  обновленчество не каноническим, идущим в разрез с его религиозными
                  убеждениями".
             — Обвиняемый Оболенский, подтверждаете ли Вы показания Тапкова от 13 мая?
             — Да, подтверждаю"
      Аресты
        Орел 
        Год ареста 1923 
      Осуждения
        Коллегия при ОГПУ 
        ././1923 
        Обвинение "сокрытие описи церковных ценностей" 
        Приговор 3 года высылки в Витебск 
      Места заключения
        Белоруссия, г.Витебск 
        Год начала 1923 
      Служение
        Витебск, Николо-Покровская церковь (железнодорожных служащих) 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1926 
        День начала 6 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1928 
        После окончания срока высылки продолжал проживать в Витебске.
        Служил в Никольской церкви Витебска
      Места проживания
        Витебск, ул.Б.Синякова, д.21/32 (дом Транкевича) 
        Год начала 1926 
        День начала 6 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1928 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 1 
      Награды
        митра 
        Год награждения 1925 
        Кем награжден Патриарший Синод к празднику Пасхи 
        Был награжден по ходатайству епископа Смоленского Серафима (Остроумова). Указ о
        возложении митры выполнил епископ Брянский Амвросий (Смирнов), он же и подарил
        о.Аркадию свою митру
      Аресты
        Витебск 
        Год ареста 1928 
        День ареста 26 
        Месяц ареста 1 
        Был арестован 26.01.1928г.
        О.Аркадий показал о своей семье:
             "Жена проживает в Орле. Трое сыновей:
              Василий работает в г.Иваново-Вознесенске инженером;
              Степан работает в Москве в конторе "Гослес";
              Сергий работает в Москве бухгалтером;
              Дочь Елизавета находится за границей, но где именно, не помню,
              т.к. она ранее жила в Швейцарии и Франции"
        Из "следственно-арестантского дела":
             "В январе месяце 1928г. в Витебский Окружной суд поступили сведения, что
              священник Никольской церкви Аркадий Николаевич Оболенский группирует вокруг
              себя антисоветский элемент церковной общины. Устраивал у себя на квартире
              закрытые заседания церковного совета и нелегальные собрания граждан с целью
              обработки их в антисоветском духе.
              Имеет тесную связь с административно высланным в Соловки епископом
              Амвросием (Смирновым), от коего получает указания в проведении антисоветской
              деятельности.
              Распространял по церковным общинам г.Витебска нелегальные листовки, носящие
              антисоветский характер, как например, "Голос Церкви", "Контрреволюционеры
              ли мы?".
              Ввиду наличия вышеуказанных сведений 26 января с.г. в квартире священника
              Оболенского был произведен обыск и арест последнего, как подозреваемого по
              ст.70 УК РСФСР...".
        2 февраля 1928г. избранная мера пресечения была ему заменена под подписку
        о невыезде из пределов постоянного места жительства и явке в суд
        Витебск 
        Год ареста 1928 
        День ареста 12 
        Месяц ареста 2 
        По данным [Д5] вторично арестован 10.02.1928г.
        Из "следственно-арестантского дела":
             "Будучи освобожденным, Оболенский стал вызывать к себе на квартиру через
              квартирохозяйку... граждан с целью предупредить о возможности их допроса
              в ГПУ. и давал инструкции для показаний, а граждан г.Витебска Валентионка
              и Гольдберга вызывал, подозревая, что они сообщили на него в ГПУ и давал
              внушения, в то же время распространял слухи о них, как о доносчиках ГПУ.
              12 февраля с.г. к священнику Оболенскому вновь применена мера изоляции в
              Исправтруддом".
        12 февраля 1928г. о.Аркадий был вновь заключен под стражу.
        Из постановления от 12.02.1928г. о привлечении о.Аркадия в качестве обвиняемого:
             "Привлечь по настоящему делу в качестве обвиняемого Оболенского А.Н., предъявив
              ему обвинение:
                  Устраивал у себя на квартире собрания граждан с целью обработки таковых
                  в а/с духе, а также в церкви с амвона, во время богослужений поминал о
                  здравии "заключенных и изгнанных" священнослужителей церкви, каковыми
                  действиями перед гражданами демонстрируя, что все заключенные служители
                  церкви являются "мучениками", невинно гонимыми Советской властью), т.е.
                  в преступлениях, предусмотренных ст.73(ст.58–10) УК РСФСР...
              Меру пресечения оставить прежнюю — содержание под стражей".
        Из показаний свидетеля (от 14 февраля 1928г.):
             "В церкви во время богослужения священник Оболенский поминает о здравии
              всех заключенных и изгнанных священнослужителей,... а после ареста
              Оболенского постоянно поминает в церкви о здравии его второй священник
              Иосафатов..."
        Из протокола допроса от 15.02.1928г. (показания о.Аркадия):
             "Молитвенное поминовение за Литургией о здравии и упокоении производил по
              общей формуле, прочитывая записки посетителей храма, имея дело с именами,
              но не с лицами, а по своей инициативе поминал заключенных:
              иерея Илию (Румянцева), иерея Василия (Малахова), иерея Владимира (фамилии
              его я не знаю), епископа Илариона (находящегося в Соловках) и др. имена,
              коих помню, но не знаю, кто они такие..."
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        04/05/1928 
        Обвинение "а/с агитация, к/р деятельность, дискредитация Советской власти, а/с проповеди, поминовение за богослужением осужденных священнослужителей, устройство закрытых заседаний церковного совета на своей квартире" 
        Статья ст.58,73 УК РСФСР 
        Приговор освободить, 3 года лишения права проживания в ряде городов 
        3 года лишения права проживания в Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону,
        означ. губ. и окр. и БВО с прикреплением к определенному месту жительства.
        Дело N П-22041 (архив УФСБ по Витебской обл. Ф.107).
        По другим данным:
             Осужден в августе 1928г. Присужден к административной высылке из БССР в Орел
        Из материалов дела:
             "Члены церковного совета Никольской общины во главе с председателем такового
              Голубевым действительно устраивали на квартире Оболенского закрытые заседания
              церковного совета и нелегальные собрания граждан с целью обработки их в
              а/с духе.
              Имеет тесную связь с адмвысланным в Соловки епископом Амвросием (Смирновым),
              от коего получает указания в проведении а/с деятельности. Распространял по
              общинам в Витебске нелегальные листовки, носящие а/с характер, как, например,
              "Голос Церкви. Контрреволюционеры ли мы?".
        Из листовки "Голос Церкви", текст которой имеется в следственном деле:
              "Среди тягот и обстояний, выпавших на долю многострадальной Церкви Русской,
              одна из самых тяжких — это невозможность услышать слово правды от служителей
              правды: одни далеко и лишены возможности говорить, другие же, убоявшись
              угроз и прещений, умолкли. Но Слово Правды Христовой должно звучать в мире
              до его окончания, и если бы уста человеческие перестали исповедовать, то
              заговорили бы камни по непреложному Слову Христову.
              И эти слова, которые ныне обращаются к вам, возлюбленные о Господе братия
              и сестры, и те речи, которые, если Господь благословит, вы услышите в
              будущем, — это вопль камней, ибо молчали предстоятели Церкви, голос грубых
              простых камней — простых людей, из которых слагается вечное здание Церкви
              Божией. Но верим, что и в нашем голосе слышен голос Церкви, в наших словах
              найдете те думы, которые слагаются в душах каждого из вас, когда вы думаете:
              Мы живем в годину лютого гонения, воздвигнутого на Христа и на Его Церковь.
              Мы лишены по закону права учить детей наших истинам Святой Веры и не имеем
              никакой возможности бороться с внедряемыми в их юные и неопытные души губительными
              семенами неверия и нечестия, мы боимся не только исповедывать свою веру, но
              ходить в церковь, иметь в домах святые иконы и даже носить на шее крест,
              причем за все это нас могут лишить куска насущного хлеба; мы получаем дни
              отдыха в какие-угодно дни, но только не в дни Великих наших праздников, когда
              мы должны работать под угрозой увольнения со службы. Далее мы видим, как
              наши храмы под самыми невероятными предлогами отнимаются у верующих и
              закрываются, или передаются ничтожным кучкам безбожников и расстриг,
              притворяющихся христианскими священниками и епископами.
              А где наши архиереи и многие из пастырей? Увы, они далеко от нас, в узах,
              в заточении, в изгнании терпят страшные лишения, не имея часто возможности
              утешить свою душу причастием Святых Христовых Таин. Нет в нашей стране
              мало-мальски достойного священника, который бы не побывал в тюрьме или в
              ссылке, не подвергался тем или иным репрессиям.
              И все это делается вопреки законам нашего государства, которые гласят:
                  "Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать
                   никакой. Всякие праволишения, связанные с исповедыванием какой бы то
                   ни было веры или не исповедывать никакой веры, отменяются.
                   В пределах республики запрещается издавать какие-либо местные законы
                   или постановления, которые бы стесняли и ограничивали свободу совести.
                   Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом..."
                         (Декрет об отделении Церкви от государства. 22 января 1919г. УССР).
              И когда мы спрашиваем: За что? Почему по отношению к нам, православным
              христианам, не соблюдаются законы страны, — нам отвечают:
                   "Потому что вы — контрреволюционеры".
              Эти обвинения бросают общинам, не желающих принять обновленческих вероотступников
              вместо православных пастырей, не подчиняющимся самозванным и самочинным
              "епархиальным управлениям" и "священным синодам", — состоящим из предателей
              Церкви; бросают архиереям, не хотящим отказаться от своего долга управлять и
              учить вверенную им паству согласно учению и преданию Церкви.
              Мы отвергаем это голословное обвинение [в контрреволюции], мы просим наших
              обвинителей указать на всем пространстве нашей страны хотя бы один установленный
              факт к/р деяния, совершенного представителем церкви или от лица церкви...
              Наших архиереев заключают в тюрьмы, посылают в ссылку и на принудительные
              работы без гласного суда, без точно установленного обвинения, без
              предоставления возможности оправдания и защиты, иногда же совсем без
              объяснения причины. Все это доказывает, что в распоряжении обвинителей
              нет материалов, доказывающих виновность подвергающихся столь тяжким
              репрессиям служителей церкви. Единственно, на что они указывают [в качестве
              обвинения] — это воззвание Патриарха Тихона в 1917–1918гг. и деятельность
              заграничных православных иерархов, ушедших с эмигрантами.
              Но и Патриарх Тихон писал свои воззвания не против власти,- ибо в то время
              установившейся и твердой власти гражданской не было, а была ожесточенная
              гражданская война борющихся между собой партий и групп населения.
              Когда же власть определилась, Патриарх Тихон заявил о своей лояльности к
              ней и призвал к тому же всех членов Православной Церкви, и Церковь
              последовала его призыву.
              Что же касается заграничной иерархии, то за ее деятельность мы не ответствуем,
              Церковь не имеет фактической возможности управлять заграничными
              епархиями легальным способом. Кроме того, живя в другом государстве, иерархи
              не имеют религиозной обязанности признавать и подчиняться Советской власти.
              Таким образом эти воображаемые доказательства нашей мнимой контрреволюционности
              от одного к ним прикосновения разрушаются.
              Снова и снова мы заявляем, и будем заявлять, что мы лояльны по отношению
              к власти СССР. Церковь за 2000 лет своего существования на земле видела
              множество государств с разнообразным политическим устройством — от восточных
              деспотий до свободной демократической республики, со всеми уживалась и по
              отношению ко всем была действительно лояльною, и в настоящее время наше
              желание, наша непрестанная молитва ко Господу о том, чтобы власть СССР
              поверила этим нашим заявлениям и дала нам возможность свободно молиться и
              веровать. К этому нет никаких действительных препятствий.
              Другое дело, если власть СССР под видом борьбы с контрреволюцией хочет
              искоренить и уничтожить самую Веру Христианскую, — здесь мы отказываемся
              повиноваться власти — ибо "должно повиноваться больше Богу, нежели человеком".
              (Деян. 5,29). Но и в этом случае мы не будем устраивать заговоров и возмущений
              против власти, как не устраивали их сонмы мучеников и исповедников, но по
              их святому примеру будем терпеть, страдать, а если нужно, то и умереть,
              уповая на слова Начальника жизни нашей Господа Иисуса Христа, сказавшего,
              что "претерпевший до конца — спасется" (Мф. 24,13) и веруя в Его обетование,
              что никакие силы в мире не могут победить непобедимой и Святой Церкви
              Христовой (Мф. 16,18). Аминь."
        Из обвинения:
             "Оболенский... открыто выражал недоверие к Соввласти в связи с арестом в декабре
              1927г. священников Витебского округа: Василия Малахова, Владимира Мицкевича и
              др. по обвинению их по ст.62 УК. Оболенский данный арест использовал в целях
              устройства церковной демонстрации против Советской власти, через поминовение
              при богослужении и в проповедях, в которых призывал молиться об арестованных
              "как за мучеников, гонимых Советской властью за Веру Христову".
              По поводу карнавала, устроенного в дни Октябрьского торжества 7 ноября 1927г.,
              Оболенский с амвона критиковал его, говоря, что
                 "Власть не воспитывает молодежь, а развращает подобными действиями
                  и готовит хулиганов".
        Из материалов дела:
             "Оболенский виновным себя не считает.
              Не отрицает того, что члены церковного совета во главе с председателем Голубевым
              приходили к нему для обсуждения церковных дел и что он давал им указания с
              канонической стороны.
              Он показал, что "арестованных гражданской властью поминал как по запискам,
              так и по собственному побуждению", что поминал осужденного и высланного
              в Соловки епископа Илариона и арестованных за к/р деятельность священников
              Малахова Василия, Мицкевича Владимира и др.
              Оболенский не отрицал и того факта, что по поводу карнавала 7 ноября 1927г.
              отмечал его в своей проповеди как "безнравственный поступок, развращающий
              молодежь и толкающую ее в кадры хулиганов".
        Постановлением ОСО при ПП ОГПУ он был лишен права проживания в Москве, БССР и ряде
        других пунктов и областей страны и прикреплен на 3 года к определенному месту
        жительства (административно выслан из пределов БССР)
      Места заключения
        Витебск, Витебский Исправдом 
        Год начала 1928 
        День начала 26 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1928 
        День окончания 2 
        Месяц окончания 2 
        Витебск, Витебский Исправдом 
        Год начала 1928 
        День начала 12 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1928 
        День окончания 2 
        Месяц окончания 8 
        Витебск, Витебский исправдом 
        Год начала 1928 
        День начала 12 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1928 
        Месяц окончания 8 
      Места проживания
        Орел, Бригадная ул., 42 
        Год окончания 1937 
        Местом высылки о.Аркадий избрал г.Орел, где проживала его жена.
        В Орле о.Аркадий был заштатным священником. Жил на иждивении детей.
        Церковная община Орла ходатайствовала о регистрации о.Аркадия священником
        Сергиевской церкви, так как Иверская церковь уже была закрыта. Но горсовет ответил
        отказом. Его все-таки приглашали служить, как митрофорного протоиерея, очень
        почитаемого в городе, на торжественных богослужениях в большие праздники в
        Афанасьевской и Васильевской церквях Орла. Но постоянной службы у о.Аркадия не
        было, и есть свидетельства, что он голодал и просил милостыню около Никольской
        церкви. Положение лишенцев было безнадежным, и все, кто знал батюшку, старался
        ему помочь.
        Из протокола допроса в 1937г.:
            "— Какое участие Вы с 1928г. принимали в церковной деятельности?
             — С 1928г. я в церкви не служил. В 1928г. церковная община возбуждала ходатайство
               о регистрации меня священником Сергиевской церкви, в этом было отказано.
             — Вы служили в Васильевской и Смоленской церкви священником?
             — В 1935г. служил несколько раз на торжественных службах по приглашению
               церковного старосты Котельникова в Васильевской церкви г.Орла.
               Приглашался на торжественные службы как митрофорный протоиерей.
             — Смоленскую церковь Вы посещали?
             — Да, посещал.
             — Как часто?
             — По праздничным дням (религиозным).
             — С кем из священников г.Орла Вы были связаны?
             — В тесной связи из орловских священников я ни с кем не состоял. Но хорошо
               знаком с бывшим настоятелем Смоленской церкви Воскресенским Василием Васильевичем,
               священниками Тихомировым, Ждановичем Леонтием, Тапковым Стефаном,
               Ястребовым Владимиром и др.
             — С епископом Иннокентием (Никифоровым) Вы знакомы?
             — Знаком только официально...
             — В 1928г. священник кладбищенской церкви Тапков от имени церковной общины
               возбуждал ходатайство перед Орловским Горсоветом о Вашем допуске к церковному
               служению в кладбищенской церкви... Какие происходили при этом разговоры?
             — В 1928г. священниками кладбищенской церкви были Афанасий Высоцкий, Стефан
               Тапков, Преображенский, Беляев и Ангелов, кои договорившись между собой
               и с церковным советом, от имени церковной общины кладбищенской церкви
               присылали ко мне Тапкова с заявлением о ходатайстве перед Горсоветом о
               моем восстановлении в правах на службу в кладбищенской церкви.
               Перед Тапковым я поставил условие, что в случае моего доступа к службе
               Горсоветом, что я согласен служить при богослужении в особо торжественные
               дни, а от треб отказывался по причине старости лет. Данные условия я высказал
               не ради материальной заинтересованности, ибо от своих детей я получал поддержку
               в виде перевода мне денег до 200 рублей в месяц, а соглашался на эти условия
               исключительно ради идеи богослужения... Горсовет в ходатайстве общины отказал..."
        О.Аркадий являлся непримиримым противником обновленчества.
        Из материалов дела 1937г. (очная ставка обвиняемых о.Аркадия и о.Стефана Тапкова):
           " — Обвиняемый Тапков, в своем показании от 13 мая 1937г. Вы заявили:
                   "В 1930г. после возвращения Оболенского из ссылки гор.Витебска
                    я служил в Сергиевской церкви вместе со священником Высоцким Афанасием
                    и Радмаевым Феодором... Приход Сергиевской церкви был небольшой, и идея
                    Тихоновского течения стала приходить в упадок. Лично я,
                    договорившись с перечисленными священниками Сергиевской церкви
                    и церковным советом, вел переговоры с Оболенским о его богослужении
                    в Сергиевской церкви... Оболенский с моим предложением согласился при
                    условии его службы в особо торжественные дни и после этого Оболенский
                    перед праздниками служил несколько раз, хотя официального разрешения
                    на допуск к службе не имел и считался заштатным священником с 1923г.
                    Приглашения на службу митрофорного протоиерея Оболенского священники
                    Сергиевской церкви преследовали две цели: ...увеличение доходов путем
                    проведения службы в церкви священником с "золотой шапкой" [митрой],
                    коим являлся Оболенский и усиление авторитета тихоновского течения
                    в г.Орле".
             — Обвиняемый Оболенский, подтверждаете ли Вы показания Тапкова?
             — Да, подтверждаю, что такие переговоры велись, в церкви я служил, но
               чем руководствовались священники Сергиевской церкви, приглашая меня, я
               не знаю"
             — Обвиняемый Тапков, в своем показании от 14 мая Вы говорили:
                   "Оболенский, Воскресенский и Святицкий являются единственными митрофорными
                    протоиереями г.Орла, чем возвышался их авторитет среди остальной части
                    духовенства...
                    Тихомиров был академиком, а Оболенский до революции являлся преподавателем
                    Закона Божия в гимназии, чем их авторитет как монархистов среди
                    остальной части духовенства возвышался.
                    Кроме того, перечисленные мною лица являются непримиримыми противниками
                    всякого рода новшеств, вводимых в Церкви... и всегда боролись с
                    с ними всеми средствами, вплоть до называния "прогрессистов"-священников
                    "богоотступниками", "красными попами", предателями дела Церкви.
                    вплоть до бойкота церквей и священников, вводящих новшества, как это
                    было в начале при упоминовении в церквах местоблюстителя Сергия,
                    митрополита Московского и Коломенского"...
              — Обвиняемый Оболенский, Вы подтверждаете показания Тапкова?
              — Да, подтверждаю, за исключением того, что ни к каким монархическим
                партиям я не принадлежал..."
      Аресты
        Орел 
        Год ареста 1937 
        День ареста 15 
        Месяц ареста 3 
        Был арестован органами Орловского ГО УНКВД и заключен в Орловскую тюрьму.
        Всего было арестовано по этому делу 30 человек.
        Состав семьи на момент ареста:
        Сыновья: Василий — инженер НКПТС в Москве,
                 Михаил — в Чехословакии,
                 Сергей — бухгалтер в Москве,
                 Степан работает в Дальне-Восточном крае на лесозаготовках,
        Дочь: Елизавета, в замужестве Гутерман (муж Давид Самуилович)
      Осуждения
        Особая тройка УНКВД Курской обл. 
        15/08/1937 
        Обвинение "член к/р церковно-монархической фашистской организации, к/р деятельность, вербовал новых членов, к/р фашистская пропаганда, помощь контрреволюционерам в ссылке" 
        Статья ст.58–10 ч.1 и ч.2,58–11 РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел с конфискацией имущества 
        Групповое дело "Дело протоиерея Аркадия Оболенского и др., Орел, 1937г." 
        14 января 1937г. на 30 человек, арестованных и обвиняемых УНКВД по Курской обл.
        завело дело Д.4207 (Д.6825-П) (хранится в Архиве УМГБ по Орловской обл.)
        Из этих 30 человек, арестованных по делу, 15 человек, в том числе о.Аркадий, были осуждены
        по этому же делу. 6 человек были осуждены как участники
        террористической группы (эти 21 обвиняемых реабилитированы в 1957г.).
        Еще 8 человек, арестованных и обвиненных по делу, были осуждены решением "тройки"
        от 27.11.1937г. по делу Д.7036-П (Архив УФСБ по Орловской обл.) и реабилитированы в 1955г.
        Епископ Иннокентий (Никифоров) был осужден решением "тройки" от 04.12.1937г.
        по делу Д.3442 (Архив УФСБ по Курской обл.)
        Дело было начато 14 января 1937г. и окончено 31 мая 1937г.
        Против о.Аркадия были использованы показания его давнего знакомого, учившегося
        вместе с ним в семинарии и бывшего его духовным сыном, священника N. Его показания
        отец Аркадий не признал правдивыми.
        Из протокола допроса:
           "— При Вашем посещении Афанасьевской церкви Вы среди священников Тапкова и
              других вели разговоры на антисоветские темы, о закрытии церквей, о наскоках
              Японии на границы ДВК, питая надежду, "что под влиянием международного
              положения Соввласть свою позицию по отношению к Церкви изменит в лучшую
              сторону для духовенства". Как к таким разговорам относился Тапков и другие
              священники?
            — В период редких и коротких посещений Афанасьевского храма мною разговоры
              со священнослужителями на политические темы не проводились... Я приходил в
              храм только для молитвы...
            — О чем Вы говорили с Преображенским 14.08.1936г. в алтаре Афанасьевской
              церкви об аресте Преображенского и его допросах в УНКВД.
            — Я не мог не выразить своей радости о его освобождении из-под ареста...
              Я ему указал, что всякая власть — от Бога и выказал сожаление, что
              Преображенский не сказал этого на допросах, и тогда бы не
              стали его обвинять в контрреволюции...
            — Объясните, с какой стороны Вы не согласны с учением Карла Маркса о религии,
              как об опиуме для народа?
            — Учение Карла Маркса я беру под сомнение лишь потому, что, по моему мнению,
              оно не проверено жизнью, а отсюда делаю вывод, что оно ошибочно".
        Из протокола допроса о.Аркадия:
          " — Категорически отрицаю, что вел антисоветские разговоры в алтаре
              Афанасьевской церкви, потому что они не отвечают действительности и
              добавляю, что я говорил присутствующим в алтаре священникам, что нельзя
              разговаривать в алтаре и превращать его в базар.
            — На основании чего Вы пришли к выводам, что священники Тапков, Преображенский,
              и Беляев превратили алтарь церкви в базар?
            — ...Мне мешали сосредоточиться в молитве. Содержания разговоров и разговоров
              на политические темы я не слышал...".
        Из обвинения:
            "Будучи враждебно настроенным к Советской власти, примыкал к церковно-монархической
             к/р организации и, как участник к/р организации, занимался активной
             а/с деятельностью".
        Виновным в принадлежности к церковно-монархической организации и а/с агитации
        и к/р деятельности о.Аркадий себя не признал. Показал, что о существовании такой
        к/р организации ему ничего не известно.
        Из медицинского заключения (от 22.05.1937г.):
             "...73 года... Эпилепсия, к физическому труду по ... не годен. Этапом следовать
              на далекие расстояния может [нрзб] ..."
        Из 30 человек 25 были расстреляны, остальные получили большие сроки в ИТЛ.
      Места заключения
        Орел, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 15 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1937 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 8 
        Содержался в тюрьме по I категории
    Кончина
      1937 
      День 23 
      Месяц 8 
      расстрел 
      Место Орел, Медведевский лес 
      Место захоронения Орел, Медведевский лес 
      Был расстрелян в 23 часа 23 августа 1937г.
      На месте расстрела и захоронения мучеников установлен памятный знак и построен
      деревянный скит
    Реабилитация
      1
        Дата 04/06/1992 
        Кем реабилитирован Прокурор Витебской обл. 
        По году репрессий 1937 
      2
        Дата 30/12/1957 
        Кем реабилитирован Президиум Орловского облсуда 
        По году репрессий 1937 
        Произведенной в 1957г. проверкой в УКГБ Орловской обл. были установлены
        факты фальсификации следственных материалов.
        Дело было прекращено за недоказанностью обвинения.
        Все проходившие по делу были реабилитированы
    Публикации
      1 Реквием: Книга памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т.2. Орел, 1995. 
      С.313. 
      2 Материалы, подготовленные заслуженным художником РФ Ноной Владимировной Красовитовой, внучатой племянницей о.Аркадия Оболенского// Летопись Иверской Церкви. Город Орел. Москва, 2007. 
      С.10–19. 
      3 Летопись Иверской Церкви. Город Орел. Москва, 2007. 
      С.7–9. 
    Документы
      1 Список священнослужителей г.Орла, репрессированных в 30-е годы. 
      2 ГА РФ. Ф.3431. Оп.1. Д.563. 
      Л.281. 
      3 Архив УМГБ по Орловской обл. Д.4207. (Д.6825-П.) 
      4 Архив УФСБ по Витебской обл. Ф.107. Оп.1. Д.П-22041. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ