Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Надеждин Христофор Алексеевич
    Надеждин Христофор Алексеевич 
    Год рождения 1871 
    День рождения 21 
    Месяц рождения 2 
    Место рождения Рязанская губ., Зарайский у., с.Нижний Белоомут 
    протоиерей 
    Специальность кандидат богословия 
    Родился в семье священника Алексея Надеждина
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1892г.] [1892-1900гг.] [1900-1922гг.]
      Образование
        Рязанская губ., Зарайское духовное училище 
        Рязанская Духовная Семинария 
        Год окончания 1889 
        После окончания семинарии был определен учителем пения и чистописания в Донское
        духовное училище, а 20 ноября 1891г. был назначен на должность надзирателя этого
        училища
      Служение
        Донское духовное училище 
        Должность учитель, с 20.11.1891г. надзиратель 
        Год начала 1889 
        Год окончания 1892 
      Образование
        Московская Духовная Академия 
        Год поступления 1892 
        Год окончания 1897 
        кандидат богословия 
        При поступлении в Академию ему была предоставлена стипендия Высокопреосвященного
        Макария, архиепископа Донского и Новочеркасского.
        Усиленное занятие учебными предметами, а также желание глубокого их изучения и
        одновременно изучение материалов для кандидатской диссертации..., привели к
        резкому расстройству здоровья, и врач академии настоял на том, чтобы его отправили
        на лето 1895г. в Самарскую губернию для лечения кумысом.
        В 1897г. Христофор Алексеевич закончил академию и защитил диссертацию на тему:
        "Очерк истории православной полемической против раскола литературы XVII и начала
        XVIII веков (до учреждения Святейшего Синода)", получив за нее степень кандидата
        богословия.
        Учась в академии, Христофор Алексеевич подружился с Иваном Васильевичем Успенским,
        впоследствии архиепископом Тверским Фаддеем, священномучеником, взгляды которого
        на аскетический подвиг, на непрестанную борьбу с помыслами, на ревностное служение
        Богу были ему самому очень близки.
        Ректор академии, епископ Феодор предложил Христофору Алексеевичу место миссионера
        в Новочеркасске, но престарелые родители настояли на том, чтобы он получил место
        служения в непосредственной близости от них
      Служение
        Рязанская губ., Зарайский у., с.Нижний Белоомут 
        Должность законоучитель, заведующий школой 
        Год начала 1899 
        День начала 10 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1900 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 6 
        10 февраля 1899г. Христофор Алексеевич поступил на должность законоучителя земской
        школы в родном селе Нижний Белоомут, а 23 февраля 1900г.был назначен заведующим
        школьными религиозно-нравственными чтениями по воскресным и праздничным дням.
        22 апреля того же года он получил назначение на должность заведующего женской
        церковноприходской школой села Нижний Белоомут
      Рукоположение
        диакон 
        1900 
        День 10 
        Месяц 7 
        Кто рукоположил епископ Рязанский Полиевкт (Пясковский) 
        священник 
        1900 
        День 11 
        Месяц 7 
        Кто рукоположил епископ Рязанский Полиевкт (Пясковский) 
      Служение
        Рязанская губ., Зарайский у., с.Нижний Белоомут, Преображенская церковь 
        священник 
        Год начала 1900 
        День начала 11 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1902 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 6 
        Москва, Староконюшенный пер., Предтеченская церковь 
        священник 
        Должность законоучитель 
        Год начала 1902 
        День начала 23 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1906 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 7 
        Одновременно служил законоучителем гимназии им.Медниковых.
        10 июля 1906г. о.Христофор был переведен в храм мученика Иоанна Воина, в котором
        и прослужил до своей мученической кончины
        Москва, церковь Иоанна Воина 
        протоиерей 
        Должность настоятель, благочинный Замоскворецкого Сорока 
        Год начала 1906 
        День начала 10 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1922 
        До 1917г. ревностно нес послушание законоучителя, сначала в женской гимназии
        Ломоносова, а впоследствии в женской гимназии Гельбик. Кроме священнических
        обязанностей, в течение 1915–1916гг. отец Христофор проводил внебогослужебные
        беседы с народом, на которых присутствовало иной раз до трехсот человек. Всего
        приход храма мученика Иоанна Воина насчитывал в то время около 2-х тысяч человек.
        3 января 1921г. о.Христофор был назначен благочинным.
        4 марта 1922г. священник произнес в храме проповедь, в которой сказал, что
        наступившая разруха есть следствие нравственного падения народа, а также прочел
        12 марта в храме воззвание Патриарха Тихона об изъятии церковных ценностей.
        Вменив батюшке в вину эту проповедь и чтение воззвания, безбожные власти арестовали
        о.Христофора
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1922 
        День ареста 23 
        Месяц ареста 3 
      Осуждения
        Московский Революционный Трибунал 
        08/05/1922 
        Обвинение "противодействие изъятию церковных ценностей" 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "Московский процесс об изъятии церковных ценностей (I этап), май 1922г." 
        На допросе священник так отвечал следователю:
            "Виновным себя в агитации против постановления ВЦИК об изъятии церковных
           ценностей не признаю. Моя проповедь 4 марта за всенощным бдением — это
           объяснение церковного названия наступающего воскресного дня — Недели Православия.
           К чему приводит практически непослушание Церкви? — К разрухе, которую мы и
           наблюдаем в нашей современной жизни. До такой степени мы упали нравственно
           теперь, что справедливо грядет на нас суд Божий, этот суд выражется, может быть,
           и в предполагаемом изъятии церковных ценностей для оказания помощи голодающим
           и в том, что изъятые вещи могут не попасть на помощь голодающим...".
            "Воззвание Патриарха Тихона я огласил и считаю его религиозным. Контрреволюционного
           я в нем ничего не вижу".
        Кроме того о.Христофор обвинялся в хранении обращения "К православному населению
        города Москвы" и обращения во ВЦИК, которое подписали сотни православных людей.
        На предварительном следствии о.Христофор виновным себя не признал и отказался
        назвать, через кого получил послание Патриарха Тихона.
        7 мая о.Христофор произнес в зале суда последнее слово:
            "Я никогда не старался возбуждать мою паству, я старался внести успокоение".
        11 подсудимых, проходивших по делу были приговорены к расстрелу по обвинению в
        том, что: "...они перекладывали свою вину на вышестоящую иерархию, ссылаясь
        на существующую между ними дисциплину, а частью скрывая свои политические
        цели, подобно "книжникам и фарисеям", оправдывая свое сопротивление "ложью о
        Боге и якобы установленных им законов, воспрещающих отдавать церковные
        предметы не только на дела милосердия вообще, но даже спасения жизни умирающих
        от голода... несмотря на то, что приглашенная на суд судебная экспертиза из
        группы верующих христиан категорически признала такое изъятие вполне отвечающим
        христианскому учению..."
        После того, как было рассмотрено заявление обновленческого епископа Антонина
        (Грановского) во ВЦИК с просьбой о помиловании приговоренных к расстрелу, 18 мая
        на заседании Политбюро слушали заключение Троцкого по приговору.
        По делу об изъятии церковных ценностей в Москве было решено: "Относительно ниже
        перечисленных лиц —
        (московских благочинных священника о.Христофора Надеждина и о.Александра
        Заозерского; священника Василия Соколова, иеромонаха Макария Телегина и мирянина
        Сергия Тихомирова) — необходимо прийти к заключению, что по обстоятельствам дела
        по характеру их личности не имеется данных, могущих повлиять в сторону смягчения
        приговора, поскольку: "Надеждин Христофор, кроме непосредственного участия...
        совместно с другими благочинными определенно и сознательно... под религиозным
        флагом активно призывал (к сопротивлению изъятию церковных ценностей) и
        произносил проповеди..." Политбюро утвердило предложение Троцкого — расстрелять,
        шестерых из 11 решено было помиловать
      Места заключения
        Москва, тюрьма ГПУ 
        Год начала 1922 
        День начала 22 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1922 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 5 
        Москва, Бутырская тюрьма, камера смертников 
        Год начала 1922 
        День начала 8 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1922 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 5 
        После утверждения приговора заключенных перевели в камеру смертников, где они
        пребывали до своей мученической кончины
    Кончина
      1922 
      День 26 
      Месяц 5 
      расстрел 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Калитниковское кладбище 
      Священников расстреливали вместе с группой других заключенных. Чтобы не узнали
      в них лиц духовного звания, их постригли и обрили. Могильщики рассказывали, что
      тела их были привезены на Калитниковское кладбище и здесь захоронены.
      По данным [4],[5] был расстрелян 02.06.1922г.
    Канонизация
      Священномученик протоиерей Христофор Надеждин 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Московская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 13.05 
          Новый стиль 26.05 
          день мученической кончины (1922г.) 
    Реабилитация
      Дата 00/00/1997 
      По году репрессий 1922 
    Публикации
      1 Московский журнал. 1994. N 1. 
      С.35–37. 
      2 Голубцов С., протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917–1922гг. М., 1999. 
      С.98,107,110,173. 
      3 Крылова Т.О. История Дорогомиловской Ямской слободы и церкви Богоявления Господня. М., 1997. 160с. 
      С.127. 
      4 Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. 
      С.62–66,379,457,462. 
      5 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
      6 Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май. Тверь:"Булат", 2007. 
      С.76–122. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ