База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Келеп Сергей Семенович Дела ore.216 => ore.216 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Места проживания
      Оренбургская губ., Бузулукский у. (Средне-Волжский край, Оренбургский округ, Сорочинский р. (Оренбургская о., Новосергиевский р.)), с.Новосергиевка 
      Год окончания 1930 
      К 1914г. проживал в пос.Новосергиевка Бузулукского уезда Оренбургской губ.
      Работал машинистом водокачки на железнодорожной станции Новосергиевка.
      Имел свой дом, хорошо оборудованную слесарную мастерскую.
      Жил очень скромно, даже аскетично.
      Будучи главой большого семейства, в котором воспитывалось восемь человек детей,
      (трое от первого брака и пятеро от второго) отличался гостеприимством и
      странноприимством, принимал у себя священнослужителей и монашествующих,
      паломников, идущих на богомолье в Киев и др. Пользовался большим уважением
      односельчан. По их отзывам, был мастером на все руки, трудолюбивым, ответственным,
      всем помогал, чинил — часто бесплатно — разные вещи по хозяйству.
      Был глубоко верующим человеком, всю жизнь стремился к познанию истин веры, изучал
      Св.Писание, интересовался и неправославными учениями. Имел пытливый ум,
      называл себя "религиозно-верующим мыслителем".
      В 1923г. написал письмо в США, адресованное американским квакерам, пытаясь
      выяснить мотивы оказания помощи Советской России в борьбе с голодом, а также
      желая узнать больше о самих квакерах.
      Еще до революции Сергей Семенович увлекся этическим учением толстовства, —

      — проповедь о любви, воздержании, простоте, нестяжательстве и проч. находила отклик
      у крестьян. Однако Сергей Семенович всегда оставался в лоне Православной Церкви,
      все его дети были крещены в приходском храме, в доме бывало приходское духовенство,
      совершались требы. Он посещал и приходскую церковь св.прп.Сергия Радонежского,
      и окрестные церкви на престольные праздники.
      Совершал неоднократные поездки в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г.Бузулуке.
      Поддерживал непосредственное общение по религиозным вопросам с настоятелем обители
      иеромонахом Кириллом (Макаровым).
      Много раз бывал в Николаевском мужском монастыре близ с.Покровка Покровского р-на
      Оренбурского округа Средне-Волжского края, где обсуждал волнующие его вопросы
      веры и жизни Церкви в условиях гонений с иеромонахом Досифеем (Петровцом) и другими
      монашествующими.
      В 1920-х гг. участвовал в молитвенных внебогослужебных собраниях, устраиваемых
      в домах жителей с.Новосергиевки и других селений Сорочинского р-на (Барабаново,
      Гамалеевка, Алексеевка, хут.Скубово), на которых верующие читали и толковали
      Св.Писание, акафисты, пели духовные канты.
      Часто Сергей Семенович собирал односельчан и в своем доме в с.Новосергиевка, где
      читал и в меру своего разумения толковал Св.Писание, а присутствующие пели
      молитвы и псалмы. Из показаний свидетелей по делу в 1930г.:
           
      "На кружках Келеп читал Евангелие и пояснял написанное. Верующим, помимо
            религиозных вопросов, говорил что-то из своей головы — как сотворен мир,
            как нужно выполнять Закон Божий и т.п. Вообще, много философствовал.
            Говорил, что много пишет...".

      Кроме того, на собраниях Келеп обсуждал действия власти, осуждал антирелигиозную
      политику, читал свои статьи-листовки, где обличал несовершенства Советской власти.
      Из его показаний на следствии в 1930г.:
           "Весь мой опыт и учение, которое я излагал в своих рукописях, читал тем
            верующим, кто эти труды может понять. Читал я эти труды не индивидуально,
            а сразу группе верующих на дому... Участников кружков верующих я считаю
            людьми с твердыми религиозными убеждениями".
           "У нашей группы не было определенного разработанного плана, так же и пели.
            С группой я иногда расходился в убеждениях, ибо я не могу равнодушно
            смотреть, как стонет народ, в особенности крестьянство — от непосильных
            налогов и других мероприятий.
            Члены группы говорили, что нужно усилить пост, я же говорил, что недостаточно
            поститься — нужно делать и добрые дела... Моя мысль была направлена
            исключительно на борьбу с безбожием, борьбу с антирелигиозной пропагандой".

      Из его рукописи (статьи-листовки):
          "Итак, тов.Ленин, ты глубоко ошибся со своей советской властью: несмотря на
           твое искреннее желание дать благо народу, дать ты его не смог...
           Для того, чтобы люди были довольны и сыты, недостаточно одной прибавки
           жалованья и дележа чужого имущества. Необходимо научить людей любить,
           и они не будут убивать один другого. Научишь любить — они сами отдадут свое
           состояние неимущим. Но этот самый главный закон человечества и пропущен
           большевиками, и по поводу этого не было издано ни одного декрета...
           Даже больше, Христос и Ленин стали страшные враги: Ленин, где мог, гнал
           Христа. Обещая равенство и братство, большевики начали проливать кровь;
           будучи врагами смертной казни, ввели расстрелы; дальше пошли грабежи,
           насилия и т.д. ...
           В этой же партии большевиков нашли свое убежище все уголовные преступники.
           Прикрываясь знаменем большевизма, они шли прямым путем к личной наживе.
           Если вы до революции знали какого-либо пьяницу, вора, картежника, шулера,
           развратника, убийцу-головореза, идите теперь к большевикам, и вы его
           непременно там найдете. Многие скажут, что это печальная неизбежность,
           но я скажу то, что печально то, что эти люди именно в этой партии нашли
           себе убежище. А еще печальнее, что, эту партию с этими людьми многие
           считают за идеал. Эти подонки хотят дать блага миру, но откуда они их
           возьмут: у них ни тени намерения жить для блага других.
           Если же там и попадутся порядочные люди, то это просто случайность или
           по ошибке, или же их Бог послал, чтобы через них смягчить удары народных
           палачей. Все люди с дурными наклонностями, думают непременно по-большевистски,
           а потому воспользуемся этим и назовем таких людей всех заодно — большевиками.
           Теперь о честных людях. Честный человек никогда не может быть большевиком
           уже по одному тому, что он честный и не захочет брать чужого.
           Большевизм есть зло, и зло могучее, сильное, заразительное по существу.
           Ведь если бы они шли, грабили и откровенно говорили:
               "Крой, ребята, тащи, ломай — все наше, потому что нам так хочется!",

           — тогда за ними пошли бы только самые отпетые головы, а люди, имеющие совесть,
           сколько-нибудь обождали бы.
           Поэтому, творя явное грабительство, они прямо не говорят, а завертывают
           этот яд разрухи в красивую красочную пилюлю. Они говорят:
              "Богачи с нас кровь пили, а потому разделим их имущество и возьмем не их,
               но свое — то, что мы веками наживали".
           Оно выходит, "и полезно сначала, и справедливо, и хорошо".
           Но когда от крупных богачей дело доходит до и двух-, и до однолошадных
          "буржуев", то где уж тут хорошо!...".
      Своего приходского клирика С.С.Келеп считал "официальным священником, но страшным
      трусом, потому что он опровергает открыто выступать против безбожников
      за православную религию".

      Сам же С. Келеп не скрывал своей горячей веры. Он неоднократно выступал
      в качестве оппонента антирелигиозных докладчиков на диспутах, проводимых
      в Новосергиевке при большом стечении народа.
      На допросе он показал:
          "Я же этого ничего не боюсь и везде, где можно, выступаю. Например, бываю
           и на антирелигиозных кружках в нашей ж/д организации. Иногда спорю по
           вопросам религии и побеждаю своими данными, которыми меня наградил Господь...
           Идущая сплошная коллективизация и большевистская власть стремится
           задушить религию путем антирелигиозной пропаганды и отобрания церквей".
          "С существующим строем, т.е. с советской властью, я не согласен с самого
           начала революции. По вопросу коллективизации мой взгляд такой: это утопия
           и неосуществимая вещь. Считаю, что всякому верующему в Бога человеку
           в колхозы вступать нельзя, если он хочет остаться с верой в Бога"
    Аресты 
    Осуждения 
    Места заключения 
[1] [2]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ