База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Гидаспов Федор Михайлович Дела okz.14 => okz.14 Кн_Статья
    ГИДАСПОВ Федор Михайлович, протоиерей

     — 1877 — родился в с. Тростянка Бузулукского уезда
    Самарской губ. в семье священника.
    Окончил духовное училище и Самарскую Духовную Семинарию.

     — 1895, ноябрь — 1896, февраль — служил псаломщиком
    в с. Ивановка-Криволучье Николаевского уезда Самарской губ.

     — 1896, 4 февраля — рукоположен во иерея епископом Гурием
    (Буртасовским), Самарским и Ставропольским.

     — 1896, февраль — 1899, январь — священник
    в Михаило-Архангельской церкви с. Красная Поляна Николаевского уезда.
    Заведующий и законоучитель созданной им Красно-Полянской
    церковноприходской школы.

     — 1899, январь — 1901 — священник в с. Андреевка
    Бузулукского уезда Самарской губ.

     — 1901–1907 — настоятель, заведующий, законоучитель
    церковноприходской школы в с. Гамалеевка Бузулукского уезда.

     — 1911 — закончил КазДА в звании кандидата богословия.

     — 1911, сентябрь — 1912 август — законоучитель, настоятель
    1-й екатеринбургской женской гимназии, служил в гимназической церкви
    св. Марии Магдалины.

     — 1912, август — 1913, октябрь — священник Богородице-Рождественского
    собора в г. Алатыре Симбирской губ.

     — 1912, август — возведен в сан протоиерея.
    Был председателем Педагогического Совета Алатырского епархиального
    женского училища, председателем Алатырского отделения Симбирского
    епархиального Училищного Совета, благочинным I-го округа церквей Алатырского
    уезда, членом Алатырского городского попечительства детского приюта-богадельни,
    законоучителем епархиального женского училища и женской гимназии.

     — 1913, октябрь — 1916, апрель — служил в Казанском
    Богородицком женском монастыре, был законоучителем монастырской церковноприходской
    школы.

     — С 1916, 7 апреля — служил в Пятницкой церкви г. Казани
    настоятель, законоучитель Пятницкой церковноприходской школы.
    Кроме того, с апреля 1916 г. состоял постоянным членом и казначеем
    Казанского Епархиального Училищного Совета, с марта 1917 г.
    законоучителем 2-й женской гимназии, являлся членом Православного
    Братства свт. Гурия и благочинным 1-го градского округа церквей г. Казани.

     — 1917, 27 июля — арестован.

     — 1918, 31 октября — арестован.

     — 1918, ноябрь — осужден Военно-полевым Трибуналом Военно-Революционного
    Совета 5-й армии и заключен в тюрьму ЧК. Обвинение: ярый контрреволюционер
    принимавший активное участие в белогвардейской авантюре. Приговорен
    к расстрелу.

     — 1918, 12 ноября — расстрелян.
    События февраля 1917 г. поначалу были встречены
    вполне лояльно в среде либерального академически образованного казанского
    духовенства. Но уже к лету 1917 г. большая часть духовенства осознала
    весь масштаб надвигающегося беззакония и сорганизовалась в несколько
    союзов. О. Феодор состоял членом Союза пастырей г. Казани и Казанской
    епархии, который выпускал религиозные листки. Каждый год 25 июля (ст.
    ст.) из Седмиезерной пустыни (в 17 верстах от Казани) в Казань совершался
    крестный ход с Седмиезерной иконой Божией Матери. Во время проводов
    из Казани Седмиезерной иконы, о. Феодор, исполняя поручение
    Союза пастырей, раздавал листки в Кремле возле кафедрального собора,
    был арестован и обвинен в черносотенной, погромнической деятельности.
    30 июля состоялось общее собрание духовенства и выборных мирян 1-го
    благочиния г. Казани, на котором было принято решение о необоснованности
    задержания о. Феодора и незаконности ареста тиража листка Что
    значит отделение Церкви от Государства? В тот же день состоялось
    собрание Союза пастырей, поддержавшего резолюцию собрания духовенства.
    Вскоре о. Феодор был освобожден. Накануне взятия г. Казани красноармейцами
    значительная часть жителей и духовенства, напуганные слухами о красном
    терроре, покинула город. О. Феодор переправил свою многодетную семью
    в Самару, в более безопасное место. 26 октября 1918 г. он вернулся
    в Казань, куда звал его долг пастыря и обязанности благочинного.
    Через неделю о. Феодор был арестован по доносу начальника Центральной
    пересыльной тюрьмы. Хлопоты прихожан Пятницкого прихода, епархиального
    совета и епископа Анатолия об облегчении участи о. Феодора не дали
    положительного результата.
     * Журавский А. В. Жизнеописания новых мучеников Казанских
    Год 1918-й. Сб. 1. С. 83.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ