Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX МестоЗахоронения Акмолинская о., г.Каинск (ныне г.Куйбышев), общая могила недалеко от тюрьмы Дела o79.115 => o79.115 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
    Образование
      Омская учительская семинария
      По окончании семинарии был назначен инспектором народных училищ Тарского округа
      Тобольской губ.
    Рукоположение
      иерей 
      1922 
    Служение
      Омская епархия 
      иерей 
      Год начала 1922 
      Год окончания 1928 
      Служил в различных приходах Омской епархии
      Акмолинская о., Омский у., с.Малокрасноярка, Богоявленский храм 
      иерей 
      Год начала 1928 
      Год окончания 1930 
      Месяц окончания 1 
      Место было глухое, отдаленное от больших городов и железных дорог, но население
      здесь было просвещенным и когда-то зажиточным; в самом селе жили ранее
      несколько купеческих семей. Настоятелем в Богоявленском храме был
      о.Михаил Пятаев, а о.Иоанн — вторым священником. К 1930г. стала подниматься
      новая волна гонений на Церковь.
      На Рождественской литургии 1930г. о.Иоанн Куминов сказал проповедь,
      в которой призывал молодых людей и их родителей чаще посещать церковь и молиться
      Богу: "Посылайте своих детей в церковь, и пусть они там молятся Богу. Не слушайте,
      кто вам что говорит, вас и так задавили непосильными налогами и теперь агитируют
      и хотят ввести в заблуждение". Одна из прихожанок, выйдя из храма, стала всем
      говорить, будто о.Иоанн произнес антисоветскую проповедь, сказал, что "вас
      советская власть задавила непосильными налогами, вас одурманивают, ваших детей
      не пускают в церковь и в школах не учат божественному, не верьте, что вам
      говорят советские работники, они вам затуманивают головы". Впоследствии на
      следствии она лжесвидетельствовала о священнике, сказав, что "Куминов
      систематически занимается антисоветской агитацией". После Рождества уполномоченный
      принялся допрашивать крестьян об о.Михаиле и о.Иоанне. Большинство из них
      отказались лгать на священников. Но вскоре обоих священников все же арестовали
    Аресты
      Акмолинская о., Омский у., с.Малокрасноярка 
      Год ареста 1930 
      День ареста 8 
      Месяц ареста 1 
      о.Михаилу и о.Иоанну предъявлено обвинение в том, что они "на почве органической
      ненависти к советской власти, ее мероприятиям, проводимым на селе, и используя
      свое положение священнослужителей... использовали религиозные предрассудки
      несознательного крестьянства и при поддержке зажиточной части деревни проводили
      контрреволюционную деятельность на срыв мероприятий, запугивая крестьян
      провокационными слухами о близком падении советской власти, якобы на основании
      "Писания Божия". В конце декабря месяца 1929 года на общем собрании граждан
      единогласно было принято — записаться в коллектив. Член группы, священник Пятаев
      на второй день обходом индивидуально каждого хозяйства проводит якобы запись
      в общество верующих, между тем как следствием установлено — последний проводил
      агитацию против сплошной коллективизации села"
    Осуждения
      Особая тройка при ОГПУ СССР 
      21/02/1930 
      Обвинение "контрреволюционная работа путем агитации" 
      Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      Групповое дело "Дело священников с.Малокрасноярка Акмолинской обл., 1930г." 
      В обвинительном заключении было сказано: "Все виновные изобличаются в том, что,
      будучи недовольными советской властью по своему классовому убеждению и ее
      мероприятиями, проводимыми на селе, организовали группу по привлечению на
      свою сторону чуждого элемента из середняцкой части деревни и на протяжении
      1928–1930 годов проводили контрреволюционную деятельность путем агитации, под
      разными предлогами использовали крестьянские массы, еще не изжившие старых
      религиозных убеждений. Запугивая бедноту священной стихией... вызывали среди
      населения разные толкования по отношению к власти и проводимым ею мероприятиям
      в стране, переустройству отживших форм сельского хозяйства". О.Иоанн виновным
      себя не признал
    Места заключения
      Акмолинская о., г.Каинск (ныне г.Куйбышев), тюрьма 
      Год начала 1930 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1930 
      День окончания 28 
      Месяц окончания 2 
      В тюрьме тогда беспощадно пытали. У живых людей клещами вырывали золотые зубы,
      срывали едва ли не с пальцами кольца с рук, беспощадно били, так что у многих
      подследственных были выбиты все зубы и поломаны ребра. Следователь ОГПУ на
      допросах жестоко избивал священников. Но, несмотря на мучительные пытки, пастыри
      отказывались лжесвидетельствовать, как того требовал следователь, заставляя их
      подписывать показания о том, что священники и члены церковного совета занимались
      организацией крестьян для борьбы с колхозами и советской властью.
      О.Иоанн на допросах показал: "В рождественский праздник мной была сказана
      в церкви проповедь верующим, которая была посвящена исключительно Рождеству
      Христову, но к этому было добавлено о трезвой жизни верующих, о том,
      чтобы они чаще ходили в церковь... В конце проповеди я призывал
      повиноваться законам; каких-либо антисоветских высказываний я не
      допускал... Против коллективизации нигде никому ничего не говорил".

      Выписка из протокола N 92 заседания тройки ОГПУ "препровождается срочно и секретно
      начальнику Барабинского отдела ОГПУ лично "на исполнение", о котором срочно сообщить"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ