Страдание и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского),
митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего Престола
Один из великих святых XX века, столп Церкви. В среднике иконы св. Петр
представлен в центре у престола наравне со святителем Тихоном. Как законный
Местоблюститель, он возглавлял Церковь после кончины Патриарха Тихона; он равен
ему и величием своего подвига, — твердого стояния в вере, на страже законных
прав Церкви вплоть до мученической кончины. Митрополит Петр подвергся
чрезвычайно жестокому преследованию со стороны властей, проведя много лет
в одиночном заключении в разных тюрьмах. Несколько лет он провел в заключении
за полярным кругом, в никому неизвестном зимовье Хэ в устье реки Обь.
Опасаясь влияния святителя Петра на верующий народ, но еще не решаясь
убить его, власти запрятали святителя в самую нелюдимую глушь. Это отдаленнейшее
и недоступное место несколько лет назад посетил Патриарх Алексий
Второй, воздав должное своему предшественнику. 27 сентября (10 октября)
1937 года исстрадавшийся после многолетних терзаний святитель Петр был
расстрелян в Челябинске.
В клейме, организованном по принципу «продолженного действия»,
священномученик Петр изображен дважды. В верхней части он изображен по
сохранившейся фотографии, — сидящим в заключении в зимовье Хэ, рядом
Ледовитый океан. Ниже представлено убиение святого: условно изображенная
тюрьма, распростертое тело старца, выразительный силуэт фигуры палача.
Центром композиции является образ святителя Петра в верхней части композиции,
торжественно восседающего на фоне темницы. В его облике есть царственность
прославленного состояния. Расположенный над сценой убийства, этот
образ является одним из наиболее сильных отображений торжества вечной
жизни среди других композиций. Временное — заключение в зимовье Хэ — перекрывается
вечным: торжеством над смертью.
Розовый цвет позема (земли) применен с целью использовать эмоциональное
значение цвета для обозначения радости победы вечного над временным.
Разбеленные, слегка зеленоватые одежды святого напоминают одежды святых в
раннехристианских памятниках, где белый цвет одежд является символом
победной причастности мученика к вечной жизни. Эмоциональный контраст
к этой светлой, радостной гамме создает зеленовато-болотистый цвет одежд
палача, обозначающий силы зла. Розовый цвет здесь является также особым
знаком, объединяющим подвиг трех выдающихся иерархов — священномученика
Петра в данном клейме, святителя Тихона, отображенного в клейме 7-м и
священномученика Кирилла Казанского в клейме 9-м. Насыщенный синий цвет
(Ледовитый океан) с белыми пятнами (льдины) завершают цветовую и тональную
полноту композиции с ее множеством символических намеков, указывающих на
победу мученика над силами зла.
|