Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Григорий (Перадзе Григол Раманозович) ФамилияПерадзе Год рождения1899 День рождения13 Месяц рождения9 Место рожденияГрузия, с.Бакуруихе архимандрит Грузинской Православной Церкви Специальностьправославный богослов, доктор философии, филолог и поэт, профессор
Принадлежал к Грузинской Православной Церкви Фотографии[1]
[2]
[3]
Священномученик архимандрит Григорий Иверский (Перадзе). Икона. Священномученик архимандрит Григорий Иверский (Перадзе). Икона. Архимандрит Грузинской Православной Церкви Григорий (Перадзе)
Германия Год начала1921
На Гелатском поместном соборе Грузинской Церкви в 1921г. было принято
решение послать Григола Перадзе продолжать дальнейшее учение заграницей.
В Германию его послали учиться грузинские учителя профессор
Корнелий Кекелидзе и впоследствии замученный в тюрьме большевиками
католикос-патриарх Амвросий, а также расстрелянный ими же митрополит Назарий.
Сделали это с помощью немецкого ученого-картвелолога Артура Ляйста и главы
"Ориенталмиссион" в Потсдаме доктора Лепсюса через германского посла в Грузии.
Григол Перадзе приехал в Берлин, как он предполагал, учиться на год или два, но
в советском консульстве у него отобрали паспорт и больше никогда не вернули.
Ему было отказано в праве возвращения на Родину, и он стал изгнанником.
На всю жизнь он стал обладателем "нансеновского" паспорта, который его
благодетель Иоганн Лепсюс изобрел вместе со своим другом Фритьофом Нансеном
для беженцев. Всю жизнь архимандрит Григорий не терял надежды вернуться
на Родину, но это было невозможно. Он не имел постоянного места жительства, был
"странником": жил, учился и работал в Германии, Франции, Польше.
Григол Перадзе был умен, быстр, образован и простодушен. Говорил, что главными
предметами для человека являются филология и патристика.
Студенты Варшавского университета называли его "энциклопедией".
Он изучил множество языков, был полиглотом. Помимо современных, знал много
древних языков: древнееврейский, арамейский, сирийский, коптский, древнеармянский.
Язык для него был "сосудом", который хранил бесценный духовный опыт отцов Церкви.
Он изучал и переводил проповеди и духовные искания святых и аскетов, живших
в XIII, XI или в VI веках. Он был выдающимся православным богословом, знатоком
духовной литературы, памятников первых поместных церквей, переводчиком,
историком, комментатором, поэтом.
Несомненный литературный дар, впрямую проявленный им в стихотворениях и
проповедях, в новом, с древнееврейского, переводе
"Песни Песней", помог ему вскоре стать общепризнанным в Германии филологом.
После его доклада на межуниверситетском совещании филологов было принято
решение рекомендовать в программы университетов изучение грузинского языка
и литературы.
Григол Перадзе был профессором Боннского, Лувенского, Краковского,
Оксфордского, Варшавского университетов.
Тогдашние его студенты ныне протоиерей Николай Ленчевский, протопресвитер
Виталий Боровой, митрополит Варшавский и всея Польши Василий, известный
польский историк Александр Гейштор сохранили юношеское восхищение своим
профессором: "Он знал 27 языков, иногда вовсе неожиданных, например, датский",
"Он был сенсацией Варшавы", "Он был бесстрашен и благороден".
Григол Перадзе задумал объединить изгнанников из Грузии вокруг единого
грузинского религиозно-культурного центра, создать некий "мирской Ивирон".
Перадзе собрал верующих и основал с ними первую и до недавнего времени
единственную заграницей грузинскую православную общину и церковь во имя
св.равноапостольной Нины в Париже.
В Лондоне было задумано издательство "Георгика", в Париже журнал парижской
грузинской православной общины "Джвари вазиса" и новый перевод Библии на
грузинский язык.
Почти два года община просуществовала без своего священника
Париж, грузинская православная церковь cв.равноапостольной Нины иеромонах, архимандрит Должностьнастоятель Год начала1931
После пострижения и рукоположения о.Григорий стал настоятелем церкви
св.равноапостольной Нины в Париже.
Одновременно о.Григорий продолжал профессорскую и богословскую деятельность.
Вся профессорская зарплата и гонорары его уходили на книги, на поддержку бедных
студентов, на аренду скромного помещения церкви, на дальние
паломничества по монастырям.
О.Григорий являлся предметом пристального внимания разведывательных служб многих
стран, но ни на какое сотрудничество он не шел, всем армиям мира и родам службы
предпочел ту форму, которую носил открыто с 1931г. рясу монаха и священника
Польша Год начала1933 Год окончания1942
Во время немецкой оккупации о.Григорий свято исполнял долг христианина и
священника укрывал гонимых, целыми семьями спасал евреев, навещал сосланного
гитлеровцами митрополита Дионисия предстоятеля Польской Православной Церкви,
проводил антифашистскую деятельность среди грузин, мобилизованных в немецкую
армию
Варшава Год ареста1942 День ареста5 Месяц ареста5
Еще в январе 1941г. гестапо предприняло первую (неудавшуюся) попытку арестовать
о.Григория по ложному доносу. Однако позже такая попытка удалась, и 5 мая 1942г.
о.Григорий был арестован по ложному доносу
Польша, д.Аушвиц, концлагерь Освенцим Год начала1942 День начала5 Месяц начала5 Год окончания1942 День окончания6 Месяц окончания12
Кончина
1942 День6 Месяц12 погиб в Освенциме МестоПольша, концлагерь Освенцим
Есть две версии мученической кончины о.Григория.
По одной версии, три барака, где были, в основном, поляки, вывели на мороз
(это было 6 декабря) и сказали, что будут держать их, пока не признается тот,
кто украл хлеб. И тогда о.Григорий вышел и сказал гитлеровцам: "Делайте свое
дело", а потом повернулся к колонне заключенных и попросил: "Молитесь обо мне!"
На него натравили собак. Но они не тронули о.Григория. Тогда нацисты облили его
бензином и сожгли.
По другой версии, когда отправляли в газовую камеру очередную партию евреев,
о.Григорий заменил собою одного из них, отца большого семейства, который
был в отчаянии.
В 1996г. Т.Г.Дуларидзе и польский режиссер Ежи Любах с группой молодых
кинематографистов создали о нем документальный фильм "В поисках белого ангела".
Архимандрит о.Григорий был автором более 70 научных работ.
Труды архимандрита о.Григория опубликованы на грузинском, французском,
немецком, польском языках. Однако русским читателям они были недоступны, т.к.
советские власти запрещали не только его сочинения, но даже ссылки на его труды
в других работах. Так, в 1937г., когда отмечалось 750-летие Шота Руставели, в
Грузии пошел под нож тираж сугубо литературоведческой книги о Руставели Гийова
Имедашвили только за то, что в сноске была указана статья Григория Перадзе о
Руставели. От ножа уцелел единственный экземпляр этой книги.
О.Григорий был канонизован Собором Грузинской Православной Церкви 19 сентября
1995г. и признан Польской Православной Церковью как священнномученик архимандрит
Григорий Иверский. Варшавский православный священник о.Генрих
Папроцкий напечатал исследование о жизни и трудах о.Григория и составил ему
службу. Икона священномученикам Грузинской Православной Церкви
Симону и Григорию хранится в церкви при Тбилисском университете.
День его памяти 23 ноября/6 декабря