База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Астрахань, Иоанно-Златоустовская церковь протоиерей Должностьнастоятель Год начала1924 День начала11 Месяц начала8 Год окончания1929 День окончания7 Месяц окончания8
После освобождения и оправдания о.Василия верующие православные снова стали
ходатайствовать о передаче им храма.
Воодушевляемые своим настоятелем, они стояли у ворот храма и не пускали в
него обновленцев.
В конце концов, долгое противостояние закончилось победой православных.
11 августа 1924г. Адм. отдел вынужден был дать регистрацию православной общине
Иоанно-Златоустовской церкви. Таким образом, Златоустовский храм оказался единственным
городским храмом, который православным удалось отбить у обновленцев.
По приезде в Астрахань архиепископа Фаддея (Успенского), о.Василий Наследышев
сразу же вошел в ближний круг его окружения, и участвовал во всех епархиальных
делах.
Приход Иоанно-Златоустовской церкви, также как и все православные приходы
г.Астрахани, участвовал в распределении расходов по содержанию архиерея и
Архиерейского дома.
Если Покровская церковь взяла на себя расходы, связанные с квартирой архиерея,
а Петропавловская церковь обеспечивала ежемесячную выдачу денег на продовольствие,
обувь, одежду, то Иоанно-Златоустовская церковь несла расходы за пользование
пролеткой.
Вообще при о.Василии Наследышеве Иоанно-Златоустовский храм превратился
в один из лучших приходов г.Астрахани.
Здесь был замечательный хор, которым управлял бывший регент Успенского
кафедрального собора Васильев.
Колокола храма были настроены по камертону.
Слепой звонарь Григорий Чаплыгин умел звонить с необычайным искусством, за что
даже был принят в члены профсоюза работников искусств.
15 марта 1928г. в Астрахань прибыл архиепископ Филипп (Ставицкий), архипастырь
мудрый, стоящий твердо на защите Православия.
О.Василий Наследышев при этом архипастыре, как и при владыке Фаддее, входил
в число наиболее деятельных его помощников.
Особенно это проявлялось в борьбе архиепископа Филиппа с обновленчеством.
Обновленцы обрушились в местной прессе на владыку Филиппа, на православное
духовенство, обливая их грязью и обвиняя в скрытых контрреволюционных замыслах
Астрахань Год ареста1929 День ареста7 Месяц ареста8
Органы ОГПУ завели дело по поводу "контрреволюционной церковной группировки",
куда вместе с архиепископом Филиппом вошли, кроме о.Василия Наследышева,
другие наиболее активные и ревностные в защите Православия священнослужители:
о.Дмитрий Стефановский, о.Евгений Покровский, о.Дмитрий Алимов.
В местной прессе это дело окрестили дело "поповской пятерки".
Первыми под прицел Астраханского ОГПУ попали священники о. Дмитрий Алимов и
о.Василий Наследышев, арестованные 7 августа 1929г.
12 сентября были арестованы протоиереи Евгений Покровский и Дмитрий Стефановский,
а 26 сентября владыка Филипп (Ставицкий).
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 03/01/1930 Обвинение"антисоветская агитация, организация контрреволюционной церковной группировки" Приговор3 года высылки в Северный край через ПП ОГПУ Групповое дело"Дело Астраханской "Поповской пятерки", Астрахань, 19291930гг."
Астраханский отдел ОГПУ выдвинул против о.Василия Наследышева и других
проходивших по делу обвинение в "контрреволюционной агитации" и в "участии
в контрреволюционной группировке".
Следователи, в первую очередь, хотели доказать тесную связь о.Василия
с архиепископом Филиппом и другими обвиняемыми.
Из показаний "свидетелей": "Архиепископ Филипп по прибытии в г.Астрахань в 1928г.... тут же вскоре завязал тесную связь со священнослужителями тихоновского течения, как то: Покровским Евгением, Стефановским Дмитрием, Наследышевым Василием и Алимовым Дмитрием. Через указанную группу священников он проводил свое влияние и внушал таковым о скором падении Советской власти". "Наследышева и Алимова я знаю как хороших выполнителей воли архиепископа Филиппа, которые всячески ненавидят Советскую власть. Но указать факты я не могу. Наследышев и Стефановский ездили даже встречать архиепископа Филиппа в Саратов". "Филипп повел тесную связь со священниками Стефановским Дмитрием, Покровским Евгением, Наследышевым Василием и Алимовым, которые зачастую сообщались на квартире Филиппа. В квартире Филиппа все указанные священники собирались исключительно вчетвером, по окончании службы и сколько они там находились, я сказать не могу".
Один из "свидетелей", обновленец, показал: "Филипп в своей квартире собирал какие-то собрания, где присутствовали вышеуказанные священники, но что они там обсуждали, не знаю, только я знаю, что священники Покровский Евгений, Наследышев Василий и Алимов Дмитрий направляли старух собирать подписи с тем расчетом, что эти подписи представить с заявлением в Исполком на предмет вмешательства адм. органов и налоговых инспекций в староправославные церкви, и не предъявляли таковых налогов, ибо церковь отделена от государства, и поэтому власть не имеет права требовать и налоги".
Из показаний других "свидетелей": "В начале июля, числа 79 дня 1929г., мне пришлось слушать проповедь в церкви Иоанна Златоуста, в которой Наследышев Василий говорил: "Существование Советской власти не жизненно, и если таковая существует, то только до известного момента, т.е. до восстания Востока, и если только загорится Восток, так в России водворится тот порядок, который существовал раньше". Все указанные слова Наследышев говорил на литературно-религиозном языке". "Числа 2527 июля с.г. на ступеньках сторожки Иоанно-Златоустовской церкви, в кругу ожидавших службы старух, Наследышев и Стефановский говорили о трудностях жизни духовенства и верующих при Советской власти и указывали: "Советское правительство сознательно ведет линию по разложению религии, чтобы отобрать церкви под клубы. Такую линию советское правительство проводит через непомерное обложение всевозможными налогами как духовенство, а также и население, от которых хозяйство приходит в нищету, а народ к голоду"". "В отношении Наследышева я могу сказать только то, что он в своих проповедях открыто говорил о скором падении Советской власти, "ибо такая власть долго существовать не может в силу того, что она своими непосильными налогами облагает крестьян и нас, духовенство, мы скоро будем стоять перед таким фактом, когда весь мир иностранных держав восстанет против этой власти, и она должна рухнуть". "В связи с осложнением на Востоке, Наследышев говорил: "Вот, православные, не далек тот час, когда мы будем освобождены от ига Советской власти, и расцветем, как цветут розы в весеннее время. Такие проповеди он говорил в начале мая или в конце июня 1929г.". "30.12.28г. священник Наследышев В. после службы в Иоанно-Златоустовской церкви, в своей проповеди говорил: "Вот, православные граждане, у власти безбожников существует отделение Церкви от государства, а в действительности отделения никакого не видно, потому что они отбирают церкви под клубы, И, мало того, что отбирают, они еще всячески издеваются над духовенством, представляя таковых в своих карнавалах в самых неприглядных видах"".
На допросе, произведенном 9 августа, о.Василий, опровергая возводимые на него
обвинения, показал: "Я никакой агитации не проводил, Советскую власть признаю как власть, существующую по воле Божией. Если я и говорил проповеди, то исключительно религиозного содержания, и никогда не касался существующей власти. 17 апреля 1929г. я проповедь не говорил, а читал брошюру под заглавием "Житие Марии Египетской", получивши эту брошюру от епископа Филиппа, которую положено читать по церковному уставу. В брошюре против Советской власти ничего не было, и от себя я ничего не прибавлял. Во время моего нахождения в квартире епископа Филиппа, приблизительно 24 июня с.г., когда я носил ему жалование в сумме 40 руб. мы с ним разговаривали только относительно поездки в Москву и о пении. Филипп говорил, что в Астрахани певцы поют плохо, указывал, что пение в церкви не церковное, а театральное. Бывал я также в квартире епископа числа 10 каждого месяца, и Филипп о власти никогда не говорил. В отношении проповеди, сказанной 18.04.29г. епископом Филиппом в Иоанно-Златоустовской церкви, он говорил о Марии Египетской, о действиях благодати Божией. Я, как настоятель, следил за порядком. Подробно о сказанной проповеди может сказать протодиакон Поздняков Антоний, проживающий как будто по улице Сазонова, номер не помню. 30.XII.28г. я действительно служил в Иоанно-Златоустовской церкви и говорил проповедь, в которой указывал, что современная наука не может окончательно утверждать о том, что Бога нет, потому, что большая часть мира недоступна исследованию современной науки, и приводил в пример, что среди ученых много верующих людей, как то: Пастер, Кеплер и Ньютон, и говорил ли я об отделении Церкви от государства, я не говорил, но говорил, что безбожники в своих карнавалах представляют в неприглядных видах духовенство".
К тому же, следствие выдвинуло о.Василию обвинение в "связи его до революции
с жандармерией", основываясь на таких показаниях "свидетеля": "Я священника Наследышева Василия Андреевича знаю приблизительно 25 лет, до революции он был следователем духовной консистории г.Астрахани, и имел тесную связь с жандармским управлением, но что он там делал и зачем туда ходил, не знаю".
О.Василий категорически отрицал свою связь с жандармерией: "С жандармским управлением никаких дел и сношений совершенно не имел, не имел знакомства, даже личного, ни с одним жандармом, и до сего времени не знаю, где в Астрахани находилось или помещалось это управление, так как никогда там не бывал и не имел желания бывать".
О.Василий полностью отвергал свою виновность, заявляя: "Виновным себя совершенно не признаю, так как ни на деле, ни в душе никогда не был противником Советской власти... и поэтому прошу скорее снять с меня это тяжелое для меня, и незаслуженное ничем мною это обвинение".
Вскоре было вынесено и обвинительное заключение: "Показания обвиняемых: Ставицкого, Наследышева, Алимова, Покровского и Стефановского полностью опровергаются свидетельскими показаниями, и вполне изобличаются в антисоветских действиях против существующего порядка управления Советской власти. Каковые обвиняемые при всяком удобном случае стремились внушить темно-верующей массе о надвигающейся войне, нежизненности Сов. власти и падении таковой. На основании вышеизложенного... полагал бы: следственное дело N57 направить в коллегию ОГПУ, на предмет внесудебного расследования".
3 января 1930г. ОСО при Коллегии ОГПУ вынесло постановление по делу N88116
по обвинению Ставицкого Виталия Степановича, Алимова Дмитрия Емельяновича,
Покровского Евгения Ивановича, Стефановского Дмитрия Андреевича и Наследышева
Василия Андреевича. Все обвиняемые были осуждены на 3 года высылки в Севкрай
Астрахань, Астраханский тюремный замок "Белый Лебедь" Год начала1929 День начала7 Месяц начала8 Год окончания1930 День окончания1 Месяц окончания3 Коми АО, Усть-Цилемский р., с.Ижма Год начала1930 Месяц начала3 Год окончания1930
Местом отбытия ссылки всем обвиняемым была назначена Коми АССР, поселок
Усть-Цильма. Здесь ссыльных распределяли по окрестным селам.
Астраханцев первоначально распределили в село Ижму.
К осени 1930г. осужденных перевели в с.Усть-Цильма Коми АО, с.Усть-Цильма Год начала1930 Год окончания1934
В деле сохранилось удостоверение, выданное о.Василию Наследышеву 1 апреля 1932г.
уполномоченным по Усть-Цилемскому району: "Дано настоящее адм.высланному Наследышеву Василию Андреевичу в том, что ему разрешено проживать в с.Усть-Цильме АОГ. Административно-высланный Наследышев обязан декадно 4, 14 и 24-го числа являться на регистрацию в канцелярию Уполномоченного ОГПУ".
Кроме суровых условий проживания в северном климате, ссыльным приходилось
с весны 1931г. работать еще и на лесоповале.
Господь хранил о.Василия, несмотря на то, что рядом с ним от изнеможения и
тифа умирали очень многие.
В 1934г., отбыв срок ссылки, о.Василий получил разрешение вернуться в Астрахань