База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX Приговор "из-под стражи освободить за недоказанностью обвинения" Дела oh1.570 => oh1.570 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
    Служение
      Астрахань, Иоанно-Златоустовская церковь 
      протоиерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1924 
      День начала 11 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1929 
      День окончания 7 
      Месяц окончания 8 
      После освобождения и оправдания о.Василия верующие православные снова стали
      ходатайствовать о передаче им храма.
      Воодушевляемые своим настоятелем, они стояли у ворот храма и не пускали в
      него обновленцев.
      В конце концов, долгое противостояние закончилось победой православных.
      11 августа 1924г. Адм. отдел вынужден был дать регистрацию православной общине
      Иоанно-Златоустовской церкви. Таким образом, Златоустовский храм оказался единственным
      городским храмом, который православным удалось отбить у обновленцев.
      По приезде в Астрахань архиепископа Фаддея (Успенского), о.Василий Наследышев
      сразу же вошел в ближний круг его окружения, и участвовал во всех епархиальных
      делах.
      Приход Иоанно-Златоустовской церкви, также как и все православные приходы
      г.Астрахани, участвовал в распределении расходов по содержанию архиерея и
      Архиерейского дома.
      Если Покровская церковь взяла на себя расходы, связанные с квартирой архиерея,
      а Петропавловская церковь обеспечивала ежемесячную выдачу денег на продовольствие,
      обувь, одежду, то Иоанно-Златоустовская церковь несла расходы за пользование
      пролеткой.
      Вообще при о.Василии Наследышеве Иоанно-Златоустовский храм превратился
      в один из лучших приходов г.Астрахани.
      Здесь был замечательный хор, которым управлял бывший регент Успенского
      кафедрального собора Васильев.
      Колокола храма были настроены по камертону.
      Слепой звонарь Григорий Чаплыгин умел звонить с необычайным искусством, за что
      даже был принят в члены профсоюза работников искусств.
      15 марта 1928г. в Астрахань прибыл архиепископ Филипп (Ставицкий), архипастырь
      мудрый, стоящий твердо на защите Православия.
      О.Василий Наследышев при этом архипастыре, как и при владыке Фаддее, входил
      в число наиболее деятельных его помощников.
      Особенно это проявлялось в борьбе архиепископа Филиппа с обновленчеством.
      Обновленцы обрушились в местной прессе на владыку Филиппа, на православное
      духовенство, обливая их грязью и обвиняя в скрытых контрреволюционных замыслах
    Аресты
      Астрахань 
      Год ареста 1929 
      День ареста 7 
      Месяц ареста 8 
      Органы ОГПУ завели дело по поводу "контрреволюционной церковной группировки",
      куда вместе с архиепископом Филиппом вошли, кроме о.Василия Наследышева,
      другие наиболее активные и ревностные в защите Православия священнослужители:
      о.Дмитрий Стефановский, о.Евгений Покровский, о.Дмитрий Алимов.
      В местной прессе это дело окрестили дело "поповской пятерки".
      Первыми под прицел Астраханского ОГПУ попали священники о. Дмитрий Алимов и
      о.Василий Наследышев, арестованные 7 августа 1929г.
      12 сентября были арестованы протоиереи Евгений Покровский и Дмитрий Стефановский,
      а 26 сентября — владыка Филипп (Ставицкий).
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
      03/01/1930 
      Обвинение "антисоветская агитация, организация контрреволюционной церковной группировки" 
      Приговор 3 года высылки в Северный край через ПП ОГПУ 
      Групповое дело "Дело Астраханской "Поповской пятерки", Астрахань, 1929–1930гг." -> 
      Астраханский отдел ОГПУ выдвинул против о.Василия Наследышева и других
      проходивших по делу обвинение в "контрреволюционной агитации" и в "участии
      в контрреволюционной группировке".

      Следователи, в первую очередь, хотели доказать тесную связь о.Василия
      с архиепископом Филиппом и другими обвиняемыми.
      Из показаний "свидетелей":
          
      "Архиепископ Филипп по прибытии в г.Астрахань в 1928г.... тут же вскоре
           завязал тесную связь со священнослужителями тихоновского течения, как то:
           Покровским Евгением, Стефановским Дмитрием, Наследышевым Василием и
           Алимовым Дмитрием.
           Через указанную группу священников он проводил свое влияние и внушал
           таковым о скором падении Советской власти".
          "Наследышева и Алимова я знаю как хороших выполнителей воли архиепископа
           Филиппа, которые всячески ненавидят Советскую власть. Но указать факты я
           не могу. Наследышев и Стефановский ездили даже встречать архиепископа
           Филиппа в Саратов".
          "Филипп повел тесную связь со священниками Стефановским Дмитрием,
           Покровским Евгением, Наследышевым Василием и Алимовым, которые зачастую
           сообщались на квартире Филиппа. В квартире Филиппа все указанные
           священники собирались исключительно вчетвером, по окончании службы и
           сколько они там находились, я сказать не могу".

      Один из "свидетелей", обновленец, показал:
          "Филипп в своей квартире собирал какие-то собрания, где присутствовали
           вышеуказанные священники, но что они там обсуждали, не знаю, только я
           знаю, что священники Покровский Евгений, Наследышев Василий и Алимов
           Дмитрий направляли старух собирать подписи с тем расчетом, что эти
           подписи представить с заявлением в Исполком на предмет вмешательства
           адм. органов и налоговых инспекций в староправославные церкви, и не
           предъявляли таковых налогов, ибо церковь отделена от государства, и
           поэтому власть не имеет права требовать и налоги".

      Из показаний других "свидетелей":
          "В начале июля, числа 7–9 дня 1929г., мне пришлось слушать проповедь
           в церкви Иоанна Златоуста, в которой Наследышев Василий говорил:
              "Существование Советской власти не жизненно, и если таковая существует,
               то только до известного момента, т.е. до восстания Востока, и если
               только загорится Восток, так в России водворится тот порядок, который
               существовал раньше".
           Все указанные слова Наследышев говорил на литературно-религиозном языке".
          "Числа 25–27 июля с.г. на ступеньках сторожки Иоанно-Златоустовской церкви,
           в кругу ожидавших службы старух, Наследышев и Стефановский говорили о
           трудностях жизни духовенства и верующих при Советской власти и указывали:
               "Советское правительство сознательно ведет линию по разложению религии,
                чтобы отобрать церкви под клубы. Такую линию советское правительство
                     проводит через непомерное обложение всевозможными налогами как
                духовенство, а также и население, от которых хозяйство приходит
                в нищету, а народ к голоду"".
           "В отношении Наследышева я могу сказать только то, что он в своих
            проповедях открыто говорил о скором падении Советской власти,
               "ибо такая власть долго существовать не может в силу того, что она
                своими непосильными налогами облагает крестьян и нас, духовенство,
                мы скоро будем стоять перед таким фактом, когда весь мир иностранных
                держав восстанет против этой власти, и она должна рухнуть".
           "В связи с осложнением на Востоке, Наследышев говорил:
               "Вот, православные, не далек тот час, когда мы будем освобождены
                от ига Советской власти, и расцветем, как цветут розы в весеннее время.
                Такие проповеди он говорил в начале мая или в конце июня 1929г.".
           "30.12.28г. священник Наследышев В. после службы в Иоанно-Златоустовской
            церкви, в своей проповеди говорил:
               "Вот, православные граждане, у власти безбожников существует отделение
                  Церкви от государства, а в действительности отделения никакого не
                видно, потому что они отбирают церкви под клубы, И, мало того, что
                отбирают, они еще всячески издеваются над духовенством, представляя
                таковых в своих карнавалах в самых неприглядных видах"".
      На допросе, произведенном 9 августа, о.Василий, опровергая возводимые на него
      обвинения, показал:
           "Я никакой агитации не проводил, Советскую власть признаю как власть,
            существующую по воле Божией.
            Если я и говорил проповеди, то исключительно религиозного содержания,
            и никогда не касался существующей власти.
            17 апреля 1929г. я проповедь не говорил, а читал брошюру под заглавием
            "Житие Марии Египетской", получивши эту брошюру от епископа Филиппа,
            которую положено читать по церковному уставу. В брошюре против Советской
            власти ничего не было, и от себя я ничего не прибавлял.
            Во время моего нахождения в квартире епископа Филиппа, приблизительно
            24 июня с.г., когда я носил ему жалование в сумме 40 руб. мы с ним
            разговаривали только относительно поездки в Москву и о пении.
            Филипп говорил, что в Астрахани певцы поют плохо, указывал, что пение
            в церкви не церковное, а театральное.
            Бывал я также в квартире епископа числа 10 каждого месяца, и Филипп
            о власти никогда не говорил.
            В отношении проповеди, сказанной 18.04.29г. епископом Филиппом
            в Иоанно-Златоустовской церкви, он говорил о Марии Египетской,
            о действиях благодати Божией. Я, как настоятель, следил за порядком.
            Подробно о сказанной проповеди может сказать протодиакон Поздняков Антоний,
            проживающий как будто по улице Сазонова, номер не помню.
            30.XII.28г. я действительно служил в Иоанно-Златоустовской церкви и
            говорил проповедь, в которой указывал, что современная наука не может
            окончательно утверждать о том, что Бога нет, потому, что большая часть
            мира недоступна исследованию современной науки, и приводил в пример,
            что среди ученых много верующих людей, как то: Пастер, Кеплер и Ньютон,
            и говорил ли я об отделении Церкви от государства, — я не говорил,
            но говорил, что безбожники в своих карнавалах представляют в неприглядных
            видах духовенство".

      К тому же, следствие выдвинуло о.Василию обвинение в "связи его до революции
      с жандармерией", основываясь на таких показаниях "свидетеля":
           "Я священника Наследышева Василия Андреевича знаю приблизительно 25 лет,
            до революции он был следователем духовной консистории г.Астрахани,
            и имел тесную связь с жандармским управлением, но что он там делал и
            зачем туда ходил, не знаю".

      О.Василий категорически отрицал свою связь с жандармерией:
           "С жандармским управлением никаких дел и сношений совершенно не имел,
            не имел знакомства, даже личного, ни с одним жандармом, и до сего времени
            не знаю, где в Астрахани находилось или помещалось это управление,
            так как никогда там не бывал и не имел желания бывать".

      О.Василий полностью отвергал свою виновность, заявляя:
           "Виновным себя совершенно не признаю, так как ни на деле, ни в душе
            никогда не был противником Советской власти...
            и поэтому прошу скорее снять с меня это тяжелое для меня, и незаслуженное
            ничем мною это обвинение".

      Вскоре было вынесено и обвинительное заключение:
           "Показания обвиняемых: Ставицкого, Наследышева, Алимова, Покровского и
            Стефановского полностью опровергаются свидетельскими показаниями, и
            вполне изобличаются в антисоветских действиях против существующего
            порядка управления Советской власти. Каковые обвиняемые при всяком
            удобном случае стремились внушить темно-верующей массе о надвигающейся
            войне, нежизненности Сов. власти и падении таковой.
            На основании вышеизложенного... полагал бы: следственное дело N57
            направить в коллегию ОГПУ, на предмет внесудебного расследования".

      3 января 1930г. ОСО при Коллегии ОГПУ вынесло постановление по делу N88116
      по обвинению Ставицкого Виталия Степановича, Алимова Дмитрия Емельяновича,
      Покровского Евгения Ивановича, Стефановского Дмитрия Андреевича и Наследышева
      Василия Андреевича. Все обвиняемые были осуждены на 3 года высылки в Севкрай
    Места заключения
      Астрахань, Астраханский тюремный замок "Белый Лебедь" 
      Год начала 1929 
      День начала 7 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1930 
      День окончания 1 
      Месяц окончания 3 
      Коми АО, Усть-Цилемский р., с.Ижма 
      Год начала 1930 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1930 
      Местом отбытия ссылки всем обвиняемым была назначена Коми АССР, поселок
      Усть-Цильма. Здесь ссыльных распределяли по окрестным селам.
      Астраханцев первоначально распределили в село Ижму.
      К осени 1930г. осужденных перевели в с.Усть-Цильма
      Коми АО, с.Усть-Цильма 
      Год начала 1930 
      Год окончания 1934 
      В деле сохранилось удостоверение, выданное о.Василию Наследышеву 1 апреля 1932г.
      уполномоченным по Усть-Цилемскому району:
          "Дано настоящее адм.высланному Наследышеву Василию Андреевичу в том,
           что ему разрешено проживать в с.Усть-Цильме АОГ.
           Административно-высланный Наследышев обязан декадно 4, 14 и 24-го числа
           являться на регистрацию в канцелярию Уполномоченного ОГПУ".

      Кроме суровых условий проживания в северном климате, ссыльным приходилось
      с весны 1931г. работать еще и на лесоповале.
      Господь хранил о.Василия, несмотря на то, что рядом с ним от изнеможения и
      тифа умирали очень многие.
      В 1934г., отбыв срок ссылки, о.Василий получил разрешение вернуться в Астрахань

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ