База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Приговор "из-под стражи освободить за недоказанностью обвинения" Дела oh1.570 => oh1.570 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Служение
    Служение
    Астрахань, Иоанно-Златоустовская церковь 
    протоиерей 
    Должность настоятель 
    Год начала 1918 
    День начала 19 
    Месяц начала 4 
    Год окончания 1922 
    С этого времени начинается служение протоиерея Василия в должности настоятеля
    Иоанно-Златоустовской церкви.
    10 марта 1919г. в Астрахани вспыхнуло стихийное восстание астраханских рабочих,
    которое с неимоверной жестокостью было подавлено большевиками.
    Во время боев Иоанно-Златоустовская церковь оказалась в самом эпицентре,
    отчего и сам храм и все находившееся в нем подвергались большой опасности.
    В большевистском военном руководстве были уверены, что на колокольне храма
    восставшими якобы был установлен пулемет.
    В действительности, никакого пулемета на колокольне Иоанно-Златоустовского
    храма не было, а за белогвардейцев был принят звонарь, звонивший к вечерней
    службе. Из рассказа очевидца:
        
    "Часов в 5 дня советские войска стали обстреливать колокольню Иоанна
         Златоуста. Как раз в это время кто-то забрался на колокольню и стал звонить.
         Через минуту раздался орудийный выстрел и сбил купол этой церкви".

    Правда, купол был не сбит, а поврежден, но колокольня действительно была
    снесена выстрелом с миноносца "Московитянин".
    Храм фактически был полуразрушен. Настоятелю о.Василию и приходскому совету
    пришлось приложить все старания, чтобы восстановить его. Купол был в скором
    времени отремонтирован, а вот колокольню восстановили лишь в 1923г.
    После получения в Астрахани первого послания Святейшего Патриарха Тихона
    с призывом к верующим о сдаче в пользу голодающих не связанных с богослужением
    церковных ценностей, а также первых известий о намечающемся властями изъятии
    церковных ценностей, в церкви Иоанна Златоуста было проведено собрание
    церковного совета и прихожан. На собрании было предложено, чтобы предупредить
    намечающееся властями изъятие, самим сдать те ценности, которые не имеют
    отношения к богослужению. Вот как сам о.Василий описал эти события:
        "В нашей церкви Иоанна Златоуста, еще до получения распоряжения
         об изъятии церковных ценностей, был поднят вопрос о том, что необходимо
         ... ввиду чрезвычайных обстоятельств, часть церковных ценностей добровольно
         пожертвовать на государственные нужды.
         И после утвержденного решения этого вопроса в церковном совете, я вместе
         с председателем совета по этому поводу ездил к управляющему тогда епархией
         епископу Анатолию (Соколову),... но он отклонил сепаратное наше выступление и
         обещал по этому поводу собрать общее собрание всех советов г.Астрахани".

    Собрание это было собрано в Благовещенском монастыре, и здесь представители
    всех астраханских приходов вынесли постановление, по духу соответствующее
    предложению церковно-приходского совета Иоанно-Златоустовской церкви.
    Но государство не хотело довольствоваться добровольными пожертвованиями Церкви,
    и желало изъять все церковные ценности. По этому поводу в Астрахани была
    проведена целая кампания, вследствие которой причты и церковно-приходские
    советы многих астраханских церквей были обвинены в сокрытии церковных ценностей
    и привлечены к суду.
    В этом черном списке оказалась и Иоанно-Златоустовская церковь.
    Причиною обвинения была, в основном, неподача вовремя описей церковного имущества,
    утеря некоторых описей или несоответствие с описями 1918г. наличного церковного
    имущества.
    Все эти дела 20 сентября 1922г. были направлены в Особую Сессию Губсовнарсуда.
    В июле 1922г. началась обновленческая смута в Астраханской епархии.
    Управляющий епархией епископ Анатолий (Соколов) собрал в Иоанно-Предтеченском
    монастыре все городское духовенство и уездных благочинных, зачитал им документ
    об организации ВЦУ, сообщив, что "это вполне законная и преемственная церковная
    власть". Он зачитал свое послание к духовенству и пастве, объяснив "законное
    происхождение ВЦУ, которому следует подчиниться", и все духовенство,
    включая протоиерея Василия, ничего не подозревая и ни в чем не сомневаясь,
    подписалось под этим посланием.
    Через полмесяца, в августе, епископ Анатолий вновь собрал духовенство. На этом
    собрании была оглашена программа обновленческой "Живой Церкви", и вот тогда
    все поняли, что означает ВЦУ.
    На этом собрании было оглашено также послание митрополита Агафангела (Преображенского),
    разоблачавшее обновленческую ложь, отчего среди духовенства поднялся шум, с
    призывами не признавать обновленческое ВЦУ и епископа Анатолия.
    Часть духовенства, в том числе прот.Василий, прот.Димитрий Стефановский и др.,
    на следующий же день подали архиерею свои заявления, отвергающие законность
    ВЦУ и требующие исключить их подписи на июльском послании епископа.
    Говоря о последних, А.И.Кузнецов писал:
        "Это были столпы. Верующие шли за ними, находили в них опору и возлагали
         на них свои надежды".

    В то же время обновленцы начали наступление на православные храмы, в чем им
    оказывали большую поддержку местные власти. Обновленцам удалось захватить
    более 10-ти городских церквей

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ