Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДеньНачалаСлужения 13
Дела o16.570
    Оболенский Георгий 
    Год рождения 1873 
    День рождения 20 
    Месяц рождения 4 
    Место рождения Курская губ., г.Старый Оскол 
    священник 
    Из семьи псаломщика Покровской церкви Старого Оскола
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1893г.] [1893-1920гг.] [1920-1938гг.]
      Образование
        Старооскольское духовное училище
        Год окончания 1890 
      Места проживания
        Курская губ., с.Комаревцево 
        Год начала 1890 
        День начала 23 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1893 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 3 
        После окончания духовного училища с 23 ноября 1890г. работал учителем школы
        грамоты в с.Комаревцево.
        Женился на дочери мещанина Анастасии Аркадьевне Сыромятниковой
      Служение
        Курская губ., Старооскольский у., с.Лебеди 
        Должность  псаломщик 
        Год начала 1893 
        День начала 23 
        Месяц начала 3 
        23 марта 1893г. был определен псаломщиком в село Лебеди Старооскольского уезда
        и по совместительству учителем местной церковно-приходской школы.
        Был возведен в сан диакона, позже — в сан священника. Служил в Курской губ.
        В семье о.Георгия родилась дочь Неонилла (до 1908г.)
        Курская губ., Щигровский у., с.Покровское, Знаменская церковь 
        священник 
        Должность  настоятель, законоучитель в Панском начальном училище (с 01.10.1910г.) 
        Год окончания 1911 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 6 
        В 1910г. был настоятелем вновь устроенной Знаменской церкви с.Покровское Щигровского уезда.
        1 октября 1910г. утвержден в должности законоучителя в Панском начальном училище
        (д.Панское Щигровского уезда)
        Курская губ., Тимский у., с.Рогозцы, Троицкая церковь 
        священник 
        Должность  2-й священник 
        Год начала 1911 
        День начала 13 
        Месяц начала 6 
        13 апреля 1911г. перемещен на второе священническое место к Троицкой церкви
        с.Рогозцы Тимского уезда.
        Получил взыскание по определению Епархиального начальства от 3–9 июня 1911г.
        "за нерадение и небрежность при исполнении своих служебных обязанностей",
        сослан в Коренную пустынь сроком на 2 недели "для молитвы и очищения совести
        перед духовником"
        Курская губ., г.Старый Оскол, Николо-Казанская церковь 
        священник 
        Год окончания 1919 
      Аресты
        Курская губ., г.Старый Оскол 
        Год ареста 1919 
        Осенью 1919г. во время наступления войск Деникина красноармейцы вынуждены были
        оставить Старый Оскол. С собой они взяли заложников из числа горожан. В группе
        заложников, которых красноармейцы Особого отдела 13-й армии увели из Старого
        Оскола, были о.Василий Иванов и о.Георгий Оболенский.
        В начале 1920г. отец Георгий смог вернуться в Старый Оскол и продолжил служение
      Служение
        Курская губ., г.Старый Оскол, Николо-Казанская церковь 
        священник 
        Год начала 1920 
        Месяц начала 3 
        В марте 1920г. Курский епархиальный Совет определил о.Георгия Оболенского
        к Николо-Казанскому храму г.Старого Оскола
        Курская губ., г.Старый Оскол, Ахтырская кладбищенская церковь 
        священник 
        Год окончания 1933 
        К середине 1920-х годов о.Георгий уже служил в Ахтырской церкви.
        В годы обновленческой смуты иерей Георгий остался верен Святому Православию
        Курская о., г.Старый Оскол, слобода Ездоцкая, Ильинская церковь 
        священник 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1937 
        В Ильинской церкви о.Георгий служил до самого ареста.
        Председатель Ездоцкого сельсовета А.Я.С. приложил немало усилий, чтобы закрыть
        церковь в слободе, превратить здание храма в склад зерна.
        Но церковная жизнь в Ездоцкой слободе продолжалась, верующие энергично
        отстаивали свои права
      Места проживания
        Курская о., г.Старый Оскол, ул.Новая, 6 
        Год окончания 1937 
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1926 
        Кем награжден митрополит Курский Назарий 
        Награжден ко Дню Святой Пасхи "во внимание к его усердной и полезной Единой,
        Неделимой, святой, Соборной, Апостольской, Истинной, Православной Русской
        Церкви Божией службе"
        камилавка 
        Год награждения 1933 
        День 25 
        Месяц 9 
        Кем награжден епископ Старооскольский Митрофан (Русинов) 
        Награжден "за достойное служение Церкви Божией"
      Аресты
        Курская губ., г.Старый Оскол 
        Год ареста 1937 
        День ареста 25 
        Месяц ареста 5 
        В начале апреля 1937г. о.Георгий зашел в сапожную мастерскую отдать в
        починку разорвавшийся сапог, да и разговорился с сапожниками. Свидетелем, а
        затем и участником разговора стал С., другой посетитель. Через месяц, когда
        о.Георгия арестовали, С. стал главным свидетелем обвинения. Из показаний С.:
                   "В начале апреля 1937г. я зашел в сапожную мастерскую... Там сидел
                    отец Георгий Оболенский... Он читал сапожникам газету "Путь Октября"
                    и что-то по ней объяснял... Я спросил Оболенского:
                         "Вот вы, работники религиозного культа... Что же Вам-то дала
                          Сталинская Конституция?"
                    На это мне Оболенский ответил:
                         "...Раньше религия преследовалась, сейчас по Новой конституции
                          мы ведем беседы и сейчас у нас в церкви молящихся стало ходить
                          не 20–30 человек, а 200–300".
                    На мое заявление, что религия затуманивает массы, а церковники
                    настроены контрреволюционно, Оболенский ответил:
                         "Нет, церковники не контрреволюционны, а вот у вас, в партии,
                          действительно укрываются контрреволюционеры".
                    Тут Оболенский присутствующим стал внушать, что коммунисты тоже идут
                    по указаниям религии. Он говорил:
                         "Заповеди религии учат чтить отца и мать, и советские законы
                     говорят об этом же. В Евангелии написано, чтобы не воевать,
                          и Сталин ведет такую же линию...".
                    Вся к/р агитация Оболенского сводилась к тому, чтобы дискредитировать
                    коммунистов и вождей".
        25 мая 1937г. в дом священника пришли сотрудники НКВД с обыском. Изъяли паспорт,
        удостоверение личности, журнал "Церковные ведомости" за 1911 год и две книги:
        "Сочинения" свт.Иннокентия и "Избранные мысли душеспасительных поучений"
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        09 /01 /1938 
        Обвинение "систематическая к/р агитация, направленная на дискредитацию ВКП(б) и ее членов и срыв мероприятий Соввласти, мобилизация церковного совета против превращения церкви в зерновой склад" 
        Приговор  5 лет ссылки в Вологодскую область 
        Дело Д.5710 архива УФСБ по Белгородской обл.
        Первый допрос состоялся в день ареста:
            "— Вы систематически вели к/р агитацию, направленную на дискредитацию ВКП(б)
               и отдельных ее членов...
             — К/р агитации я нигде никогда не вел...
             — Вы даете ложные показания... Вы в начале апреля 1937г. в сапожной мастерской
               высказывали свои к/р взгляды по поводу новой Конституции...
             — В данной сапожной мастерской... я действительно был, но к/р агитации не вел...
               Я говорил:
                  "Благодаря новой Конституции мы, служители культа, получили гражданские
                   права наравне со всеми гражданами Советского Союза, и население стало
                   смотреть на нас совершенно иначе... В церковь граждан стало ходить
                   значительно больше..."
             — Одним из присутствующих в сапожной мастерской Вам было сделано замечание,
               что религия затемняет массы, а некоторые церковники настроены контрреволюционно.
               Что Вы ответили на это?
             — Нет, такого замечания и ему подобного мне никто не делал. Если бы кто и
               сделал такое замечание, я бы ответил, что религия абсолютно не затемняет
               народ, и церковники ничуть не настроены контрреволюционно".
        Далее следователь зачитал показания свидетеля С. о "к/р агитации" о.Георгия в
        сапожной мастерской. О.Георгий на это ответил:
              "Все, что Вы зачитали — это ложь".
        Свидетелем выступил и председатель сельсовета А.Я.С., который был рад воспользоваться
        возможностью свести счеты с местным "попом". Он собрал все сплетни и слухи и
        выложил их следователю. Он обвинил священника в "мобилизации церковного совета
        против превращения храма в зерновой склад", в "покровительстве спекулянтам
        церковными просфорами". Кроме того, А.Я.С. заявил:
              "Оболенский сумел внедрением религиозных предрассудков так к себе
               расположить верующих, что последние, в частности, Рукавицына Анна Ивановна,
               Устинов Иван Васильевич и др. ходят по домам граждан слободы Ездоцкой —
               собирают подписи с целью ходатайства об освобождении ныне арестованного
               данного священника Оболенского, не имея на это никакого права.
               Причем в сторожке проживают три монашки, которые ходят по домам верующих и
               проводят беседы.
               В результате внедрения в массы религии в церковь людей стало ходить значительно
               больше, чем было в прошлые годы".
        Свидетелем по делу священника стал, к немалому удивлению о.Георгия, диакон
        Ездоцкой церкви, сослуживший батюшке несколько лет.
        Он также обвинил о.Георгия в расположении к нему верующих, помогавших батюшке.
        Лжесвидетель диакон говорил на следствии:
              "О.Георгий "очень хитрый и антисоветски настроенный...
               Кроме того, "Оболенский во время проскомидии вплоть до ареста всегда
               поминал арестованного за к/р деятельность архиепископа Онуфрия".
        Также диакон дал повод для новых арестов, рассказав следствию, с кем священник
        Оболенский был в хороших отношениях — со священником слободы Ямской
        о.Леонидом Астаниным и со священником слободы Стрелецкой о.Михаилом Павлюком. Впоследствии священник
        Леонид Астанин был расстрелян в декабре 1937 года, а протоиерей Михаил Павлюк
        умер в лагере в апреле 1942 года. Им обоим вменили в вину дружбу с арестованным
        о.Георгием Оболенским.
        Все обвинения о.Георгий отрицал, никого из своих знакомых на следствии не
        упоминал, виновным себя не признал
        Из обвинительного заключения:
          "Используя религиозные убеждения отсталой массы населения, проводит среди них
          к/р агитацию, направленную на дискредитацию компартии и отдельных ее членов. А
          также ведет агитацию на срыв проводимых мероприятий партии и правительства".
      Места заключения
        Курская (Белгородская) о., Старооскольский р., г.Валуйки, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 25 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1938 
        Дальнейшая судьба о.Георгия Оболенского неизвестна
    Заявители ->
      1. священник Владимир Русин
      Использованы следующие материалы:
            Архив УФСБ по Белгородской обл. Д.5710;
            Холодова Е.В. Покровское на Тиму. Курск: Издательский Дом "Славянка" 2006. 110с. (Церковная летопись земли Курской. Вып.1) С.69–70;
            Епархиальные распоряжения и известия за 1910 год.//КЕВ.1910.N 40. Ч.оф.С.412;
            Епархиальные распоряжения и известия за 1911 год.//КЕВ.1911.N 16. Ч.оф.С.172, Ч.оф.Л.272.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ