Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1986
Дела o33.16
    Душук Владимир Давидович 
    Год рождения 1904 
    День рождения 2 
    Месяц рождения 7 
    Место рождения Люблинская губ., г.Холм 
    протоиерей 
    Родился в семье заместителя директора духовного училища.
    Ребенок был слабым, часто болел и когда заболел крупозным воспалением легких
    с неизбежным тогда смертельным исходом. Мать положила младенца перед иконой Пресвятой
    Богородицы, долго и усердно молилась и дала обет, что в случае выздоровления
    первенец будет служить Господу. Младенец выжил и со временем был определен в
    духовное училище, где работал его отец
    Родство Фотографии[1] [2] [3] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1936г.] [1936-1941гг.] [с 1941г.] [1944-1986гг.]
      Образование
        Холмское духовное училище 
        В 1915г., когда немцы подходили к г.Холм, всех учащихся эвакуировали в Москву и
        поселили в Заиконоспасском монастыре.
        После революции учащихся перевели в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом
        После окончания войны с поляками отец забрал сына в г.Холм для продолжения учебы
        в том же училище
        Волынская Духовная Семинария 
        Год окончания 1928 
        После окончания духовного училища Владимир Душук поступил в Волынскую
        Духовную Семинарию в г.Кременце, которую окончил в 1928г.
        Варшавский университет, теологический факультет, православное отделение 
        Год окончания 1932 
        магистр богословия 
        После окончания Духовной Семинарии в том же 1928г. поступил в Варшавский университет.
        Во время учебы Владимир Душук лично познакомился с митрополитом Антонием (Храповицким),
        личность которого оказала на него большое влияние. Магистерская диссертация Владимира
        Душука была посвящена исследованию деятельности митрополита Антония.
        Владимир Душук пел в хоре кафедрального собора. Обладал густым басом, пел также
        в оперном театре.
        Митрополит Варшавский и всея Польши Дионисий обратил внимание на студента
        Владимира Душука, рекомендовав ему перейти на вечернее отделение университета.
        Вскоре Владимир Душук женился на сестре сокурсника Ирине Александровне Сакович
        дочери священника о.Александра Саковича из Волынской губ., по материнской линии
        происходившей из духовного сословия до седьмого колена
      Рукоположение
        диакон 
        1928 
        Место Варшава 
        Кто рукоположил Митрополит Варшавский и всея Польши Дионисий 
        Был рукоположен во диакона к митрополичьему храму в Варшаве
      Служение
        Варшава, кафедральный митрополичьий собор 
        диакон, протодиакон 
        Должность руководитель Эмеритальной кассы 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1935 
        Одновременно со службой в соборе диакон Владимир Душук продолжал обучение
        на вечернем отделении богословского факультета Варшавского университета,
        окончив его в 1932г.
        Служа в соборе, диакон Владимир являлся руководителем Эмеритальной кассы.
        Эмеритальная касса — это Фонд по оказанию помощи родным умерших священнослужителей.
        В конце 1935г. митрополит Дионисий хотел купить себе автомобиль на средства Фонда,
        против чего выступил протодиакон Владимир, в результате чего был смещен со
        своих должностей
      Рукоположение
        иерей 
        1936 
        Кто рукоположил епископ Гродненский Симон 
        По данным [Зв1] рукоположен во иерея в 1935г.
        По истечении 2-х месяцев епископ Гродненский Симон (в прошлом преподаватель Кременецкой
        Семинарии, где учился протодиакон Владимир), рукоположил его во иерея
      Служение
        Белоруссия (Польша в 1918–1939гг.), Гродненская о., мест.Кореличи под Новогрудком 
        иерей, протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1936 
        Прихожан было около 5 тысяч.
        При служении у о.Владимира в приходе было много проблем.
        Основная масса крестьян имела мелкие земельные наделы, было много безбожников.
        Близость советской границы благоприятствовала возникновению подполья,
        которое вело антипольскую и антирелигиозную пропаганду. Одним из подпольщиков
        был некто Будзилович — единственный сын настоятеля соседнего прихода в Березовце.
        Выйдя из польской тюрьмы в 1939г., вскоре был обвинен большевиками в предательстве
        и расстрелян. Проблем была и с поляками, которые мечтали об ополячивании местного
        белорусского населения и расширении католицизма.
        Новый настоятель о.Владимир Душук выгнал из храма воров, приступил к ремонтным
        работам. Он постоянно выступал с проповедями, благоговейно совершал богослужения.
        О.Владимир всегда был внимателен к нуждам своей паствы. Он организовывал установку
        огороженных заборчиками крестов с иконками на перекрестках дорог и в деревнях.
        Он часто совершал крестные ходы в соседние приходы. Если во время крестного хода
        замечал стоящих на обочине дороги мужчин с покрытыми головами, то подходил к ним
        и просил снять головные уборы или уйти. В случае отказа снимал их сам и
        возвращал владельцу, громко говоря, что даже безбожие не дает права неуважительно
        относиться к таким мероприятиям, как крестный ход.
        Особенно торжественны были крестные ходы на речку в день Крещения Господня.
        Несмотря на сильные морозы, о.Владимир нес металлический крест на обнаженной
        голове, придерживая его руками, до водосвятия и обратно, и не было случая
        обморожения рук. В школе преподавал Закон Божий по расширенной им программе,
        чем вызывал недовольство ксендза.
        Всех умерших прихожан провожал в последний путь от храма или дома до места
        погребения пешком, независимо от сезона года, погоды и расстояния.
        В перерывах между богослужениями и исполнением треб для личных нужд выращивал
        хлеб, овощи, заготавливал корма для скота, ухаживал за ним и обеспечивал
        свою семью топливом.
        Прихожане нередко оказывали ему помощь в проведении сельхозработ, пока можно
        было пользоваться земельными угодьями.
        О.Владимир отказался от твердых и высоких цен за исполнение треб, его установка была —
        брать за требы столько, сколько человек может дать, а если не в состоянии оплатить,
        то исполнял требу безвозмездно. Это не нравилось некоторым представителям
        местного духовенства. Вскоре была устроена ночная засада, чтобы избить о.Владимира,
        но он узнал нападавших, был шокирован этим, но о данном инциденте никому не рассказал.
        В целях улучшения материального положения клириков рекомендовал повысить эффективность
        использования церковных земельных наделов. За его деяниями следила польская политическая
        полиция, которая собирала материалы об о.Владимире, готовя почву для его ареста
        и заключения в Березе-Картузскую политическую тюрьму. Но этому помешали события
        сентября 1939г., когда часть Западной Украины и Белоруссии отошли к СССР, и
        в эти земли пришла Красная Армия.
        В 1939г. о.Владимира забрали проводником наступавших войск. Матушка в это время
        распорядилась зарезать свинью. До утра наводили порядок и не заметили прихода
        местных активистов для расправы над о.Владимиром, но Господь уберег его, отправив
        ранее с солдатами. Не найдя жертвы и увидев кровь (а это была кровь зарезанной свиньи),
        заявили об убийстве красноармейцев. Значительные усилия потребовались для того,
        чтобы несостоятельность такого обвинения. Возвращение через трое суток о.Владимира
        было воспринято как чудо, т.к. в эти дни в округе убили нескольких священников и
        помещиков.
        В скором времени ему вменили в обязанность по ночам ежедневно находиться в райотделе
        НКВД и писать свою автобиографию, что продолжалось в течение полутора лет.
        В 1940г. родители и братья матушки Ирины Александровны были сосланы в Северный
        Казахстан, где отец матушки о.Александр Сакович умер, брат Николай погиб в тюрьме,
        а брат, священник о.Сергий Сакович отбыл 10 лет заключения в тюрьме за крещение
        собственного сына.
        О.Владимир страдал бронхиальной астмой, сопровождавшейся приступами удушья.
        Несмотря на болезнь, он должен был участвовать в строительстве дороги, где
        подвозил песок и камни на протяжении 13 месяцев (принудительные работы).
        В большей части дома о.Владимира устроили клуб. В нем каждый вечер, а иногда и
        до утра устраивали увеселительные мероприятия и нередко можно было услышать угрозы
        в адрес жильцов. Несколько раз ставили постановки на антирелигиозные темы и даже
        приходили за рясой для спектакля, в чем им, конечно, было отказано.
        Денег в церкви было мало.
        Под предлогом неуплаты налогов власти намеревались закрыть храм,
        а о.Владимира с семьей сослать в Сибирь
      Осуждения
        26/06/1941 
        Обвинение "социально чуждый элемент" 
        Приговор ссылка в Сибирь 
        Однако нападение Германии на СССР помешало исполнению этого приговора
      Служение
        Белоруссия, Лидская о., Новогрудковский р., мест.Кореличи под Новогрудком, Петропавловская церковь 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1941 
        В период отступления Красной Армии матушка Ирина круглосуточно выпекала хлеб и
        раздавала его солдатам. Он опекал лишенных средств к существованию и изгнанных из
        прихода священника Будзиловича с матушкой, обеспечивал их жильем и питанием вплоть
        до их смерти в 1943г.
      Аресты
        Белоруссия, Лидская (Гродненская) о., Новогрудковский р., мест.Кореличи под Новогрудком 
        Год ареста 1941 
        После прихода немцев в 1941г. арестовали активистов-комсомольцев,
        но о.Владимир спас их от расстрела, а спустя сутки и его самого немцы арестовали.
        По ходатайству местных интеллигентов перед комендантом он был отпущен.
        Вскоре пришли активисты с благодарностью за спасение и сознались, что пять раз
        приходили убить священника, но всегда что-то мешало сделать это втайне.
        На это о.Владимир ответил, что пастырь должен прощать и защищать заблудших овец,
        а не отправлять "на заклание".
        Белоруссия, Лидская о., Новогрудковский р., мест.Кореличи под Новогрудком 
        Еще раз его арестовали немцы после того, как они в церкви не нашли колоколов, которые
        они намеревались забрать на переплавку для нужд Вермахта. А о.Владимир с
        доверенными людьми снял колокола, закопал их в лесу, как только стало известно о
        намечаемой акции. Вместо колоколов повесили железные детали. И на этот раз добрые
        люди помогли выйти о.Владимиру на свободу
      Служение
        Белоруссия, Лидская о., Новогрудковский р., мест.Кореличи под Новогрудком, Петропавловская церковь 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1944 
        Год окончания 1962 
        В период оккупации богослужения разрешались только в светлое время суток.
        (После бегства немцев колокола заняли свое место в храме).
        На проповедях в церкви о.Владимир требовал от прихожан не участвовать в грабежах
        евреев, сгоняемых в гетто. Затем верующие скрытно сбирали продукты и переправляли
        их узникам в гетто. В одной из таких акций чудом избежал пули полицая-охранника
        сын о.Владимира.
        Для детей, привезенных из прифронтовой зоны, о.Владимир организовал и содержал
        приют.
        В 1942г. выпускник Волынской (Кременецкой) Семинарии архиепископ Афанасий,
        временно управляющий Новогрудско-Барановичской епархией предложил о.Владимиру
        быть его помощником, но он отказался.
        После освобождения от немцев в 1944г. стали известны адреса репрессированных
        родственников и других репрессированных священнослужителей. О.Владимир часто
        отправлял им посылки и денежные переводы, которые нередко не попадали адресатам.
        В 1947г. о.Владимир взял под свой кров вернувшихся из ссылки детей и жену
        шурина, священника о.Сергия Саковича, заключенного в то время в
        Карагандинской тюрьме и содержал их до возвращения отца семейства, а позднее и
        бабушку Юлию Васильевну, жену умершего в ссылке о.Александра.
        О.Владимир благоговейно совершал богослужения, всегда был внимателен к нуждам
        паствы.
        За усердное служение Церкви Христовой в 1957г. он был награжден крестом с украшениями.
        В годы Хрущевских гонений на Церковь о.Владимир пережил много трудностей. Храм
        находился недалеко от райкома партии. О.Владимир отремонтировал храм, что вызвало
        крайне негативную реакцию у руководства района. Власти решили выселить семью священника
        из дома под предлогом ремонта. Тогда о.Владимир, имея на то разрешение властей,
        купил новый дом для причта и установил его вблизи церкви. Однако в одну ночь этот
        дом был разобран и увезен в неизвестном направлении. Были и другие инциденты.
        О.Владимир сопротивлялся закрытию храма, а также часовни в Заполье.
        В плане Н.С.Хрущева по "ликвидации религии в СССР" ведущая роль отводилась Белоруссии,
        которая первой должна была "освободиться" от служителей церкви, а о.Владимир
        активно мешал этому.
        В 1962г. за недопущение закрытия храма и часовни, религиозную агитацию
        о.Владимир был отправлен за штат, как "не исполняющий государственные законы".
        Лишение любимого храма и паствы стало, по свидетельству сына [Зв1] для о.Владимира
        сильнейшим моральным ударом, от которого он не оправился до своей
        смерти
      Места проживания
        Белоруссия, Лидская (Гродненская) о., Новогрудковский р., мест.Кореличи под Новогрудком 
        Год начала 1962 
        Год окончания 1985 
        О.Владимир получил благословение ректора Минской Духовной Семинарии и наместника
        Свято-Успенского мужского Жировицкого монастыря архимандрита Антония (Мельникова)
        стать преподавателем Духовной Семинарии. Однако уполномоченный по делам культов
        воспрепятствовал этому (Минская Духовная Семинария была закрыта в 1963г.)
        В сложившейся ситуации о.Владимир хотел уехать на родину в Польшу, где у него
        был брат, но власти не дали разрешения на отъезд и пришлось остаться.
        Только в 1978г., по вызову брата, ему разрешили 10-дневную поездку в Польшу.
        Воспользовавшись этим, он отслужил литургию в родном соборе г.Холм и побывал у
        священноначалия Польской Православной церкви в Варшаве, но не получил согласия
        на служение в родном крае, как он об этом мечтал.
        В течение 15 лет о.Владимир не получал пенсии и жил с матушкой Ириной на помощь
        и приношения прихожан. Среди посещавших о.Владимира были не только люди,
        желавшие услышать Слово Божие, но и информаторы властей, в задачу которых входило
        следить за настроением, поведением опального протоиерея, провоцировать конфликты
        с действовавшим настоятелем храма, но о.Владимир на это не поддался за все
        время пребывания не у дел.
        Матушка Ирина была все годы надежной опорой о.Владимира, прекрасной матерью и
        хозяйкой. В 1979г. матушку Ирину парализовало. О.Владимир самостоятельно ухаживал
        за ней, и только за год до их смерти они переехали на жительство в Москву к
        одному из сыновей
        Москва 
        Год начала 1985 
        Год окончания 1986 
        Незадолго до смерти о.Владимир высказывал сожаление, что не дописал книгу
        "Пастырское Богословие"
      Награды
        крест с украшениями 
        Год награждения 1957 
    Кончина
      1986 
      День 26 
      Месяц 10 
      Место Москва 
      Место захоронения Белоруссия, Лидская обл., мест.Кореличи под Новогрудком 
      О.Владимир и матушка Ирина, согласно их завещанию, были похоронены в Кореличах.
      Чин отпевания в Петропавловском храме в пос.Кореличи совершали благочинный храмов
      Новогрудского округа священник Леонтий Близнюк и клирики епархии.
      Надгробное слово произнес настоятель храма протоиерей Леонид Хамицкий
      По данным [Д1] скончался 25 октября 1986г.
      Несмотря на то, что последние 24 года о.Владимир не служил в местном храме, похороны
      покойного были торжественны. В отпевании и похоронной процессии участвовали
      пять священников и множество мирян. Вопреки запретам властей, они с церковными
      песнопениями трижды обошли вокруг храма и проводили умершего к месту захоронения.
      Весь путь (более 3-х километров) был устлан цветами. Таким образом прихожане
      разных поколений выразили свою любовь и почтение к усопшему.
      Настоятель Кореличского храма принял живое участие в организации похорон,
      сказал теплые, проникновенные слова о почившем
    Реабилитация
      Дата 30/01/1957 
      Кем реабилитирован Президиум Павлодарского облсуда 
      По году репрессий 1943 
    Публикации 
      Вечная память почившим. Протоиерей Владимир Давидович Душук// ЖМП. 1987. N 4. 
      С.25. 
    Заявители 
      Душук Ростислав Владимирович 
      сын 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ