База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
иерей 1914 Месяц4 МестоМосква Кто рукоположилепископ Серпуховской Анастасий (Грибановский)
21 апреля 1914г. Дмитрий обвенчался с Верой Константиновной Пономаревой, дочерью
недавно скончавшегося благочинного 1-го округа Звенигородского уезда, настоятеля
Звенигородского Успенского собора на Городке о.Константина Пономарева, и после
рукоположения епископ определил его на место тестя
Московская о., г.Звенигород, Успенский собор на Городке иерей Должностьнастоятель Год начала1914 Месяц начала4 Год окончания1918
Супруги поселились при храме в небольшом доме, унаследованном от о.Константина.
На священника легла забота о древнем соборе, весьма уже запущенном. В 1915г.
молодой настоятель пригласил реставрационную комиссию из Кремлевских мастерских
под руководством магистра богословия доцента кафедры церковной археологии МДА
Николая Дмитриевича Протасова. В отделе рукописей ГТГ хранится заявление Протасова
от 25 сентября 1918г. о необходимости реставрации собора вкупе с отчетами о проведенных
работах. Комиссия нашла состояние фресок собора угрожающим. Перед началом реставрационных
работ, чтобы открыть доступ к фрескам, по указанию архитектора К.Б.Бакланова был
частично разобран и реконструирован соборный иконостас. Затем специалисты промыли
и укрепили росписи алтарных столпов, расчистили росписи северной стены. Но в
октябре 1918г. один из членов комиссии, А.В.Грищенко, публично заявил несогласие
с методами работы в соборе. Из документа того времени известно, что разборка иконостаса
вызвала "сильное волнение среди местного населения; священнику за допущение этих
работ угрожал арест". Во избежание больших неприятностей, работу остановили, а
о.Дмитрий с женой и двумя малыми детьми Серафимом и Татьяной вынужден был на
время уехать в Серпухов.
В 1921г. о.Дмитрий вернулся в Звенигород Московская о., г.Звенигород, Успенский собор на Городке иерей Должностьнастоятель Год начала1921 Год окончания1932 День окончания16 Месяц окончания11
За эти годы у Крыловых родилось еще три дочери: Нина, Надежда и Тамара и, чтобы
прокормить семью, о.Дмитрий завел хозяйство с коровой. Не забывал он родителей,
часто бывал в Москве, помогал служить болящему отцу, а летом у него в Звенигороде
гостили братья и сестры.
29 августа 1926г. семью Крыловых постигла утрата: от тяжелых переживаний и сердечной
болезни скоропостижно скончалась матушка Анна Дмитриевна.
1920-е годы стали временем гонений на Церковь. С весны 1922г. повсеместно начали
работать комиссии по изъятию церковных ценностей, проводились обыски, аресты и
расстрелы духовенства. В мае 1922г. был расстрелян о.Христофор Надеждин, служивший
недалеко от Якиманского храма, в церкви Иоанна Воина.
Бывая у родных, о.Дмитрий рассказывал, что в Звенигороде иконы вместе с утильсырьем
вывозят на телегах, раскалывают и жгут. После декрета 1929г. о церковных приходах
народу в храмах стало заметно меньше. Власти установили непомерный налог на
церковное имущество и в случае неуплаты грозили настоятелю судом, а церкви закрытием.
В Звенигородском соборе положение было критическим: налоги требовали и с батюшки,
и с супруги, как владелицы дома. В 1929г. о.Дмитрия взяли под стражу, но потом
отпустили; семья вынуждена была переехать из собственного дома на городскую квартиру
по улице Крестьянской, 10. Будучи представителями духовного сословия, Крыловы
стали лишенцами, не имеющими права на продовольственные карточки, медицинскую
помощь и образование; старшего сына Серафима исключили из школы.
В феврале 1931г. арестовали последнего Звенигородского архиерея архиепископа
Филиппа (Гумилевского). В 1932г. в стране начался голод. На о.Дмитрия легла забота
не только о храме, но и обо всем благочинии. Да еще надо было решать, куда пристроить
сына и чем кормить дочерей.
Новым горем стало закрытие 27 июня 1932г. Якиманской церкви. Дом на Якиманке уплотнили,
и о.Александр снял квартиру в Останкине и перешел служить в храм Григория Неокесарийского
к своему зятю Петру Лагову.
В Звенигороде собирались закрыть Вознесенский храм. С благословения настоятеля
протоиерея Николая Петровича Розанова прихожане собирали подписи в защиту церкви.
Ходатайство попало в руки участкового инспектора и, напуганный количеством подписей,
он написал донос. 16 ноября 1932г. о.Дмитрия арестовали
Московская о., г.Звенигород Год ареста1932 День ареста16 Месяц ареста11 Обвинение при аресте"систематическая антисоветская агитация, направленная к срыву кампаний на селе"
В это время на именины о.Дмитрия собрались священники, псаломщики, монахини,
прихожане. Бывших на именинах гостей допросили, некоторых также взяли под стражу
тройка при ПП ОГПУ 13/03/1933 Обвинение"антисоветская агитация" Приговор3 года концлагерей
На допросах, шедших по ночам, духовенство держалось мужественно, стараясь не
скомпрометировать друг друга. Архимандрит Сергий Завьялов показал: "При встрече с Крыловым кроме как о духовной службе ни о чем не говорили".
Священник Николай Озерский: "Присутствовавшие вели разговор исключительно о слиянии двух церквей в одну общую церковь. Других разговоров я не слышал".
Монахиня Анастасия (Лыкова) сообщила: "Николай Озерский сетовал отцу Дмитрию, что надо жить дружно с другим отцом Николаем (Завьяловым) и вместе крепить Церковь, не ссорясь друг с другом, и тогда Церковь будет авторитетна".
Один из арестованных, Александр Барминцев, на допросе привел слова батюшки Дмитрия: "Советская власть преследует, сажает духовенство. Сбываются слова Евангелия, настало время гонения на Церковь, но, как бы она ни была гонима, Церковь идейно не умрет".
Были допрошены и соседи. Некто Галкин сказал, что батюшка "агитировал" его крестить
ребенка и говорил, что в колхозах после введения сепараторов производят некачественное
молоко. Его жена показала: "К Крылову много приходят на дом людей из крестьян-колхозников,
которые жаловались ему о том, что жить тяжело и работать в колхозе, что нам делать".
Крылов отвечал: "Сами пошли в колхоз, будет хуже, но молитесь Богу, и Он вам
поможет терпеть, всякая власть от Бога".
Отец Дмитрий на допросах подтвердил показания свидетелей.
24 января 1933г. после очередного вызова к следователю батюшка оказался в одной
камере с о.Николаем Розановым, Яковом Игонькиным и Михаилом Ежовым. После недолгих
разговоров они принялись петь церковные песнопения
Белбалтлаг Год начала1933 Месяц окончания12 Магаданская о., Колыма, бухта Нагаева Год окончания1935
После освобождения о.Дмитрий не успел на единственный в году рейс во Владивосток
и вынужден был еще год оставаться в Нагаеве вольнонаемным. В деле отмечено, что
за хорошую работу он получал зачеты и награждения. Когда батюшка добрался, наконец,
до материка, в поезде у него украли чемодан с вещами, но Господь и здесь не
оставил: добросердечные попутчики кормили его все одиннадцать дней пути