Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1952
Дела odk.53
    ( * ) Карсавин Лев Платонович 
    Год рождения 1882 
    День рождения 1 
    Месяц рождения 12 
    Место рождения Санкт-Петербург 
    Специальность  доктор истории, доктор богословия 
    Родился в семье актеров классического балета Мариинского театра. Русский
    религиозный философ, историк и писатель, кроме степени доктора истории имел и
    степень доктора богословия в СПбДА, что было для мирянина большой редкостью
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1922г.] [1922г.] [1922-1928гг.] [1928-1940гг.] [1940-1950гг.] [1950-1952гг.]
      Образование
        Санкт-Петербургская гимназия
        Год окончания 1901 
        Окончил гимназию с золотой медалью
        Санкт-Петербургский университет
        Год окончания 1906 
        Окончил университет с золотой медалью
      Служение
        Санкт-Петербург, Историко-филологический институт 
        Должность  приват-доцент, инспектор (с 1914г.) 
        Год начала 1909 
        Год окончания 1917 
        Санкт-Петербург, Высшие женские курсы 
        Должность  профессор 
        Год начала 1909 
        День начала 30 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1917 
        Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский университет 
        Должность  приват-доцент, профессор 
        Год начала 1912 
        День начала 1 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1922 
        12 мая 1913г. Карсавин защитил магистерскую диссертацию "Очерки религиозной
        жизни в Италии в XII-XIII вв.", а 27 марта 1916г. — докторскую диссертацию
        "Основы средневековой религиозности в XII-XIII вв., преимущественно в Италии".
        В январе 1918г. укрывал в своей квартире освобожденного из Петропавловской
        крепости А.В.Карташева. Весной 1918г. — вместе с С.Каблуковым, А.Карташевым и
        В.Бенешевичем получил от Петроградского митрополита Вениамина (Казанского)
        благословение на создание "Всероссийского братства мирян в защиту церкви".
        С 1921г. преподавал в университете религиозную метафизику вместе с Н.О.Лосским
        Петроград, Комиссия духовно-учебных заведений Петроградской епархии 
        Должность  член Комиссии 
        Год начала 1919 
        День начала 13 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1920 
        День окончания 13 
        Месяц окончания 2 
        Петроград, Петроградский университет, факультет общественных наук, Общественно-педагогическое и правовое отделение 
        Должность  профессор, председатель Общественно-педагогического и правового отделения 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1922 
        Петроград, Богословский институт 
        Должность  и.о.ректора 
        Год начала 1922 
        День начала 18 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1922 
      Аресты
        Петроград 
        Год ареста 1922 
        День ареста 16 
        Месяц ареста 8 
      Места заключения
        Петроград, тюрьма на Шпалерной ул. 
        Год начала 1922 
        День начала 23 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1922 
        Был освобожден из тюрьмы незадолго до высылки за границу
      Осуждения
        . /11 /1922 
        Статья ст.57 УК РСФСР 
        Приговор  высылка за границу без права возвращения 
        15 ноября 1922г. вместе с группой из сорока пяти деятелей науки и культуры и
        членами их семей был выслан за пределы СССР
      Места проживания
        Берлин 
        Год начала 1922 
        День начала 21 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1926 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 6 
        1922, 21 ноября — прибыл в г.Берлин вместе с группой высланных. 1 декабря
        1922г. Карсавин Л. был избран товарищем председателя Бюро Русского
        Академического союза в Германии. За границей, облачившись в стихарь
        неоднократно выступал с проповедями в православных церквах. 17 мая 1926г. —
        выступил с речью на собрании памяти Св. Патриарха Тихона, в 1926г. выступал с
        лекциями по истории России и Русской Церкви перед немецкими студентами в
        г.Берлине. Подготовил к изданию книгу А.С.Хомякова "О церкви" с предисловием
        и комментарием, составленным на основании различных работ Хомякова.
        После высылки за границу Карсавин написал и издал большую часть своих
        научных работ. Главные из которых: "Философия истории", "Джордано
        Бруно", "Диалоги", "О началах", "О личности", многотомное сочинение
        "История европейской культуры". В 1926 году переехал в Париж
        Париж 
        Год начала 1926 
        День начала 20 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1928 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 1 
        В Париже подготовил к печати пособие, написанное по заказу Православного
        богословского института имени преподобного Сергия "Святые отцы и учители
        Церкви. Раскрытие Православия в их творениях"
      Служение
        Литва, г.Каунас, Каунасский университет, гуманитарный факультет 
        Должность  профессор по кафедре всеобщей истории 
        Год начала 1928 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1940 
        16 ноября 1927 года был избран ординарным профессором по
        кафедре всеобщей истории гуманитарного факультета Каунасского университета
      Места проживания
        Литва, г.Каунас 
        Год начала 1928 
        День начала 26 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1940 
        В Каунасском университете читал лекции по всеобщей истории (на русском языке)
      Служение
        Вильнюс, Вильнюсский университет 
        Должность  профессор 
        Год начала 1940 
        Год окончания 1945 
        В 1940 году переехал в Вильнюс, куда был переведен Каунасский университет. В 1944г.
        большинство университетских коллег Карсавина и русских эмигрантов покинули
        Литву с отступавшей немецкой армией, но Карсавин принял решение остаться в
        Литве. В 1945 году после включения Литвы в состав СССР был отстранен от
        преподавания в университете
        Литва, Вильнюс, Исторический музей 
        Должность  директор 
        Год начала 1945 
        Год окончания 1949 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 7 
      Аресты
        Вильнюс 
        Год ареста 1949 
        День ареста 9 
        Месяц ареста 7 
        Обвинение при аресте "участие в Евразийской организации и подготовка свержения соввласти" 
      Места заключения
        Вильнюс, следственная тюрьма МВД 
        Год начала 1949 
        День начала 9 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1950 
        Ленинград 
        Год начала 1950 
        Год окончания 1950 
        День окончания 4 
        Месяц окончания 3 
      Осуждения
        04 /03 /1950 
        Приговор  10 лет ИТЛ 
      Места заключения
        Коми АССР, Печерская ж.д., ст.Абезь 
        Год начала 1950 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1952 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 7 
        Находясь в лагере для инвалидов Абезь у полярного круга, Карсавин написал ряд
        философских трактатов и сонетов, которые были позднее изданы за границей. В
        основе религиозно-философской системы Карсавина лежит идея всеединства.
        Религиозные взгляды Карсавина Густав А. Веттер в статье посвященной памяти
        мыслителя излагает следующим образом: "Если личность Иисуса Христа — наиболее
        совершенная индивидуальная личность, то Церковь является наиболее совершенной
        реализацией в эмпирии всеединого человечества ("Философия истории". Берлин,
        1925, с. 287). История человечества — не что иное как эмпирическое становление
        и погибание Церкви. Как для Христа, так и для Церкви существует закон
        умирания, — умирание, которое Карсавин, по-видимому, относит к чередованию
        внутри христианской религиозной культуры различных индивидуализаций: "очень
        многое говорит за то, что на смену умирающей западно-христианской ее
        индивидуализации нарождается иная, восточно-христианская или
        православно-русская, может быть, и не она одна" ("Философия истории", с. 214).
        Если эти слова допускают толкование в смысле равноправия всех христианских
        вероисповеданий, то в другом месте Карсавин утверждает, что история (в смысле
        изучения истории, исторической науки) должна быть не только религиозною;
        "необходимо пойти далее: история должна быть православною" ("Философия
        истории", с. 175). В лагере Карсавин был близок с православными священниками,
        но в последние дни своей жизни он не имел возможности встретиться с
        православным священником, и предложил православному мирянину Ванееву принять у
        него последнюю исповедь, но Ванеев посчитал, что он не готов принять эту
        исповедь, и пригласил католического священника для последнего напутствия
        умирающего Карсавина. Карсавин только исповедался, но никогда не принимал
        католичества. Кроме того, сознавая исключительную важность догмы о Триедином
        Боге, Карсавин неоднократно возвращался к вопросу о Filioque. энергично
        критикуя Filioque, поскольку в этой поправке к Символу веры видел католический
        рационализм и соответственно связывал Filioque с историческими особенностями
        Западного христианства
    Кончина
      1952 
      День 20 
      Месяц 7 
      умер в заключении 
      Место Коми АССР, Печерская ж.д., ст.Абезь 
      Место захоронения Коми АССР, Печерская ж.д., ст.Абезь, могила П-11 
      В 1990г. была найдена могила Карсавина и проведено перезахоронение по православному
      обряду
    Труды ->
      1.книга: "Святые отцы и учители Церкви. Раскрытие Православия в их творениях". 1926г.
      2.книга: "Философия истории". 1923г.
      3.книга: "История европейской культуры".
    Публикации ->
      1.Ванеев А.А. Два года в Абези. Брюссель, 1990. 386 с.
      2.Клементьев А. Дела и дни Льва Платоновича Карсавина// Вестник РХД, 1993. N 167. С.89–108.
      3.Вестник РХД. 1972. N 104–105. С.249–274.
      4.Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. С.57.
      5.Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.121.
      6.Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. С.121.

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ