База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Верненская о., церковь-вагон при Средне-Азиатской железной дороге иерей Год начала1899 День начала21 Месяц начала2 Год окончания1899 День окончания29 Месяц окончания11 Верненская о.?, с.Казанско-Богородичное (ныне с.Узун-Агачь) иерей Год начала1899 День начала30 Месяц начала11 Год окончания1900 День окончания15 Месяц окончания10 Семиреченская о., г.Верный (Алма-Ата), церковь свв.Александра Невского и Марии Магдалины (Александро-Мариинская церковь) при Верненском детском приюте протоиерей Должностьнастоятель, законоучитель Год начала1900 День начала16 Месяц начала10 Год окончания1907 День окончания5 Месяц окончания5
О.Александр был активным и разносторонне деятельным священником г.Верного:
совершал с народом крестные ходы и паломничества к местным святыням, принимал
участие в деятельности общества трезвости при архиерейской церкви, на пастырских
собраниях выступал с докладами о деятельности сектантов.
Будучи настоятелем приютской церкви, о.Александр вместе со своими питомцами насадил
напротив приюта парк, который частично сохранился до сегодняшнего дня Семиреченская о., г.Верный (Алма-Ата), Свято-Николаевская церковь на Зубовской площади протоиерей Должностьнастоятель Год начала1907 День начала6 Месяц начала5 Год окончания1932 День окончания9 Месяц окончания12
О.Александр служил, в основном, по воскресным и праздничным дням. Все остальное
время ходил в дома обездоленных, больных и морально опустившихся людей. Он болел
за всех, и если узнает, что у кого-то несчастье, он пойдет, утешит. Он был очень
милостивый, внимательный, знал всех сирот в городе. Его все любили.
О.Александр любил торжественные, стройные, радостные, полнозвучные богослужения.
Послереволюционные газеты называют его священником-народолюбцем, когда в первый
день праздника Пасхи 1918г., сопровождая епископа Пимена (Белоликова), он посещает
с ним раненых бойцов, подавлявших контрреволюционный казачий мятеж 1918г. в г.Верном.
Цель посещения прекращение братоубийств и революционной смуты.
Осенью 1919г. в г.Верном был закрыт Иверско-Серафимовский женский монастырь,
насельницы которого разбрелись по городу и его окрестностям в поисках жилья и случайного
заработка для пропитания. Четверо из них монахини Евфалия (Кудеева), Дорофея,
инокини Мариамна (Клинюшина) и Феодора (Буханцова) с племянницей-сиротой Анастасией
Нагибиной сняли себе комнату недалеко от Николаевского храма. Они ежедневно
приходили в Николаевскую церковь. О.Александр, видя бедственное положение сестер
и зная, что на работу монастырских не принимают, стал уговаривать их поселиться в храме: "Что вы будете ходить по квартирам? Перебирайтесь ко мне в церковь, там всем места хватит!".
Великим Постом 1927г. сестры-монахини перешли жить в церковь, где поселились в
нижнем полуподвальном помещении. Кроме них, о.Александр поселил еще восьмерых
монахинь, но последние постепенно разъехались, лишь эти четверо да Анастасия
остались. Они трудились при храме и жили по монастырскому уставу.
Духовником этого небольшого сестричества был близкий и искренний друг о.Александра
священник храма протоиерей о.Стефан Пономарев.
В конце 20-х и в 30-е годы в Алма-Ате был пересыльный пункт ГПУ. О.Александр всех
принимал, устраивал в подвале церкви. Там жившие монахини кормили и обстирывали
заключенных.
Во время обновленченских нестроений Свято-Николаевская церковь устояла, не впала
в живоцерковный раскол. Хотя о.Александр в 1927г. был намерен вступить в общение
с обновленцами, но паства его вразумила просьбами, слезами и угрозами. О.Александр
в праздничный день перед литургией встал на колени и в одном подряснике полз на
коленях от паперти до амвона, и с амвона просил прощения у Господа, духовенства
и всей своей паствы, которая за него молилась и вымолила.
К концу 1929г. во всей Алма-Ате только Николаевская церковь оставалась единственным
оплотом православия.
К этому времени о.Александра ГПУ выселило из дома.
О.Александр был женат, но семейная жизнь его не сложилась. Жена оставила его,
детей он не имел и жил один в одной из комнат при Николаевском храме.
Потом о.Стефан Пономарев, второй священник Никольского храма, видя, что
о.Александру Скальскому трудно жить одному, пригласил его к себе жить в
в одной из комнат их дома, а матушка о.Стефана жила на первом этаже и облегчала
их повседневный быт.
В то время питались очень скудно. И службы, и требы все лежало на плечах
о.Александра и о.Стефана. О.Александр был строгим постником.
Они оба любили монашествующих и пустынников и всегда были рады
приходу странника, монаха Виктора (Матвеева).
Известно также, что некоторое время о.Александр проживал у монахини к тому времени уже
закрытого Иверско-Серафимовского Верненского женского монастыря Евфросинии (Даурцевой)
Алма-Ата, Свято-Николаевская церковь на Зубовской площади Год ареста1932 День ареста9 Месяц ареста12
В начале декабря мать начальника Алма-Атинского ГПУ Иванова предупредила, что в
ночь под 10 декабря всех священников Свято-Николаевской церкви арестуют.
Вечером под 10-е была всенощная накануне празднования иконы Божией Матери
"Знамение", на которой служил Владыка Герман (Вейнберг) и все православное
духовенство г.Алма-Аты. После окончания службы, пришедшие сотрудники ГПУ
арестовали всех, кто служил в храме
тройка при ПП ОГПУ Казахской ССР 25/06/1933 Групповое дело"дело к/р организации церковников, г.Алма-Ата, 1933г."
Уже после смерти о.Александра было вынесено обвинительное заключение и приговор
по "делу" епископа Германа (Вейнберга), в котором о.Александр был признан одним
из идейных вдохновителей и руководителей контрреволюционной организации церковников
Алма-Ата, тюрьма ГПУ Год начала1932 День начала9 Месяц начала12 Год окончания1933 Месяц окончания1
Сначала о.Александра с месяц допрашивали в ГПУ. Потом направили в санпропускник.
Там сильно напарили в бане, посадили в кузов открытого грузовика и повезли по
морозу в городскую тюрьму Алма-Ата, городская тюрьма Год начала1933 Месяц начала1 Год окончания1933 День окончания13 Месяц окончания1
Сильно простуженный, в городской тюрьме он сразу заболел сыпным тифом
и был отправлен 13 января 1933г. в тифозный барак Красного Креста Алма-Ата, тифозный барак Красного Креста Год начала1933 День начала13 Месяц начала1 Год окончания1933 День окончания20 Месяц окончания1