База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
архиепископ 1923 Месяц10 Кто рукоположилСвятейший Патриарх Тихон
Епископ Борис был возведен в сан архиепископа Патриархом Тихоном вскоре после
назначения его на Рязанскую кафедру.
По данным Православной энциклопедии [4] епископ Борис (Соколов) был возведен
Патриархом Тихоном в сан архиепископа и назначен на Рязанскую и Зарайскую кафедру
в июле 1923г.
Рязанская епархия архиепископ Должностьархиепископ Рязанский и Зарайский Год начала1923 Месяц начала10 Год окончания1924
В историю Рязанской епархии архиепископ Борис вошел как борец с обновленческим расколом.
С.Д.Яхонтов вспоминал об архиепископе Борисе: "Это был боец за Православную Церковь: не капитан, не полководец и не генерал боевой. Он был без хитрости: "иду на Вы!" Он боролся за Православную Церковь с красными пройдохами. Неверно понимала его советская власть. Он вовсе не боролся с властью. Это недоразумением было для верующих. Декрет об отделении Церкви от государства в свое время был встречен с сочувствием и удовлетворением. Впервые декреты были приняты с доверием. И Церковь сама стала устраиваться без поддержки государства и загнила бы... в союзе с ним".
Одним из первых начинаний архиерея Бориса было устройство деятельной епархиальной
канцелярии, располагавшейся по адресу: ул.Новая Слобода, д.28., которую архиепископ
Борис возглавил и при которой жил ("При ней же и квартира его без всякой обстановки").
Священники, вошедшие в канцелярию, руководили благочинными, возрожденными для
активизации церковной жизни в условиях гонений и расколов.
Это были люди, "закаленные в деле сохранения Православной религии",
как их называли оппоненты.
Знаток церковных канонов, архиепископ Борис для сообщения и взаимодействия
с епархией возродил институт благочинных. Обязанности благочинных архиепископ
определил следующим образом: "Вообще о.о. благочинные да стоят на страже Церкви Православной и не засыпают не падают, когда злоречие, насилие увеличивается со стороны потерянных людей, которые изрыгают хулы, клеветы на Церковь Православную...".
Деятельный по своей натуре, архиепископ Борис мечтал о создании "союза сестричеств"
для сохранения православной веры среди женщин. Вся Рязань помнила, какой
праздник устроил он в Зарайске по случаю 700-летия перенесения из Корсуни
чудотворного образа Николая Чудоторца. Праздник выдался патриотическим. И через
несколько лет в Зарайске помнили об этом торжестве.
Деятельная натура архиепископа Бориса каждый раз искала новые способы возвращения людей
в лоно Православной Церкви.
Большую роль он придавал изданию журнала, который бы помогал православным
людям черпать новую силу, возвращал заблудших овец в свое стадо.
Архиепископ Борис со своими сотрудниками приступил к изданию журнала "Циркуляр".
Каждый номер размножался на пишущей машинке в 70 экземплярах и рассылался
по 1 экз. благочинным в уезды. Наряду с различной информацией о церковной жизни губернии
публиковались проповеди архиепископа.
Обеспокоенный утратой веры в людях, желая наставить их на путь истинный,
архиепископ Борис нес слово Божие в массы и через журнал пытался донести это слово
до большего количества людей.
Он был иногда резок в выражениях, но болезнь безверия начала проникать в сознание
людей, и ее приходилось лечить болезненными методами.
Архиепископ лучше других знал, что власти не оставят его в покое за его борьбу за православие.
В журнале вполне естественно часто затрагивался вопрос о заключенных священнослужителях.
Преследование священников он считал свидетельством появления новых Каиаф,
предающих Господа.
Правда, не все члены епархиальной канцелярии одобрительно относились к изданию
журнала, на их взгляд публикации носили слишком резкий характер.
Но многие рязанцы одобрительно отзывались о деятельности Владыки.
Будучи прекрасным проповедником, он и от других требовал того же.
Даже его враги констатировали: "Сам гр.П.А.Соколов в том отношении старался служить примером. Большинство времени он употреблял на разъезды по Рязанской епархии, разрешая в городских и сельских храмах службы, сопровождая каждую устной проповедью".
Архиепископа хорошо знали в уездах, куда он постоянно наведывался
для наведения порядка, при этом он никогда не забывал о проповедях