Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1925
Дела oec.59
    Иона (Покровский Владимир Ильич) 
    Год рождения 1888 
    День рождения 17 
    Месяц рождения 4 
    Место рождения Московская губ., Дмитровский у., с.Рогачево 
    епископ 
    Ученик и постриженник Оптинского старца иеросхимонаха Анатолия (Потапова).
    Родился 17/29 апреля 1888г. в крестьянской семье.
    В 8 лет остался сиротой. Усыновлен сельским диаконом Илией Покровским, который
    и позаботился о его образовании
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1919г.] [с 1919г.] [до 1922г.] [1922-1925гг.]
      Образование
        Калужское духовное училище
        Год окончания 1903 
        В 1903г. окончил Калужское духовное училище по 2-му разряду.
        По данным [7] окончил Московское Заиконоспасское духовное училище
        Калужская Духовная Семинария
        Год окончания 1910 
        В 1910г. окончил Духовную Семинарию по 1-му разряду
        Казанская Духовная Академия
        Год поступления 1910 
        Год окончания 1914 
        кандидат богословия 
        В 1910г. поступил волонтером в Казанскую Духовную Академию.
        Принял монашество и рукоположен во иеромонаха, будучи студентом Духовной Академии
        С 1911г. по 1913г. провел ряд бесед со старообрядцами и сектантами г.Казани.
        Принял иноческий чин на третьем курсе Духовной Академии и был направлен на некоторое
        время в Оптину Пустынь, где проходил иноческое послушание под руководством духоносных
        старцев Анатолия и Иосифа Оптинских.
        Вернулся в Духовную Академию уже в сане иеромонаха.
        В 1914г. Окончил КазДА с ученой степенью кандидата богословия (магистрантом)
      Рукоположение
        монах 
        Иона 
        1912 
        Принял иноческий чин летом 1912г., на третьем курсе Духовной Академии
        иеромонах 
        Место Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
      Служение
        Казань, Казанская Духовная Академия 
        иеромонах 
        Должность  доцент по 2-й кафедре Священного Писания Нового Завета 
        Год начала 1914 
        На 1914/1915 учебный год оставлен профессорским стипендиатом при КазДА
        по кафедре догматического богословия и утвержден и.д. доцента по 2-й кафедре
        Священного Писания Нового Завета.
        Во время Первой Мировой войны прерывал службу в Духовной Академии для поездок на фронт.
        Из воспоминаний Е.Махороблидзе:
            "Я помню владыку Иону еще совсем молодым и скромным иноком — 27-летним доцентом
             Казанской Духовной Академии, когда в 1918г. он прибыл в царскую ставку —
             в Могилев к нам, в Полевое Управление военным и морским духовенством, будучи
             назначен проповедником армии. Молодой, скромный, доброй жизни, энергичный,
             одухотворенный красноречием ученый проповедник, весь горящий желанием служить
             Богу, Царю и Родине, он производил на всех глубокое, неизгладимое
             впечатление... [2]
        Русская армия, Западный фронт, 2-я армия 
        иеромонах 
        Должность  проповедник 2-й армии Западного фронта 
        Год начала 1917 
        День начала 30 
        Месяц начала 6 
        30 июня 1917г. приказом по ведомству протопресвитера Военного и Морского Духовенства
        было объявлено: "на должность проповедника 2-й армии назначен 10-го того же июня
        доцент Казанской Духовной Академии иеромонах Иона"
            [РГИА. Ф.806. Оп.5. Д.10396.].
        В этом же приказе отмечалось, что он "не имеет права на получение пособий того
        времени". Это означало, что он находился в армии вне штата, т.е. своеобразным
        "добровольцем". Принял участие в "брусиловском прорыве".
        Главнокомандующим армиями фронта был генерал А.И.Деникин
      Места проживания
        Казань 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1918 
        В связи с развалом армии в начале 1918г. вернулся в Казань.
        Пытался противодействовать гонениям большевистской власти на Церковь.
        Ходатайствовал об освобождении из заключения арестованного большевиками настоятеля
        Раифской пустыни Варсонофия (Никитина), который и был отпущен на поруки ему и
        инспектору Академии архимандриту Гурию (Степанову)
      Аресты
        Казань 
        Год ареста 1918 
        Месяц ареста 5 
        В мае 1918г. в Казани был арестован большевиками как "опасный контрреволюционер",
        якобы уличенный в "связи с атаманом Дутовым" и в "пропаганде монархизма"
      Места заключения
        Казань, тюрьма 
        Год начала 1918 
        Месяц начала 5 
        Чудом бежал из заключения и прибыл в Пермь
        Пермь, тюрьма 
        Год окончания 1919 
        В Перми был пойман, избит, искалечен и в одной рубашке брошен в тюрьму.
        Вместе с другими тяжко обвиненными он был отправлен из тюрьмы по железной дороге,
        а затем на пароходе по речке Тавде в Тюмень, на суд Верховного Трибунала.
        Но на 6-й день плавания пароход был обстрелян войсками Сибирского правительства,
        только что вступившими в Тобольск, и он вместе с прочими был освобожден
        войсками 1-й Степной Сибирской стрелковой дивизии полковника Г.А.Вержбицкого
      Рукоположение
        игумен 
        1919 
        Месяц 5 
        Кто рукоположил Высшее Временное Церковное Управление 
      Служение
        Китай, г.Шанхай, Духовная Семинария 
        игумен 
        Должность  преподаватель Закона Божия 
        Год начала 1921 
        Весной 1921г. с конным отрядом оренбургских и семиреченских казаков,
        пройдя Западный Китай и северную окраину пустыни Гоби, он добрался до Шанхая.
        Здесь развернулась его пастырская деятельность среди русских беженцев и китайцев.
        В организованной по его инициативе местной семинарии он преподавал Закон Божий.
        Среди семинаристов было много китайских юношей.
        Игумен Иона вошел в состав Комиссии по Русским Делам в Китае, принявшей
        полномочия Русского консульства, упраздненного китайцами еще 26 сентября 1920г.
        Комиссия по Русским делам командировала игумена Иону в Пекин, от имени и
        в защиту ее интересов.
        На прощанье игумену Ионе был поднесен Адрес и золотой наперсный крест на ленте
        Оренбургского войска, которому он так преданно служил.
        Путь в Пекин вместо ожидаемых трех месяцев занял свыше 9 месяцев
      Места проживания
        Китай, Синьцзян (Китайский Туркестан), Илийский округ, г.Кюльджа (Суйдин) 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1921 
        Русский отряд прибыл в Суйдин Илийского округа, где остановился в русских
        казармах.
        Встретившие их представители китайских властей
        потребовали сдачи имевшегося оружия. Взамен казакам были обещаны
        неприкосновенность жизней, довольствие, фураж, топливо и место
        расквартирования. Однако, разоружив отряд, китайцы своих обещаний не
        выполнили, поэтому казаки были вынуждены для пропитания продавать за
        бесценок свое обмундирование и имущество. Офицеры и казаки нанимались
        на тяжелую работу: они пололи рис, стоя по пояс в воде, и получали за
        это два цента в день. Из-за отсутствия фуража вскоре погиб табун
        лошадей.
        Таким образом в Илийском крае игумен Иона оказался вместе с военной паствой
        без всяких средств к существованию среди китайских язычников.
        Однако он всеми силами способствовал сплочению разрозненных русских сил.
        26 января 1921 года атаман Дутов был убит в своей квартире подосланными большевиками
        убийцами.
        После гибели атамана Дутова вся забота о добывании средств на содержание русского
        отряда пала на плечи игумена Ионы, принявшему на себя обязанность главного священника
        всех русских, пребывающих в Синьцзянской провинции.
        Небольшая армия Дутова распалась. Распространился слух, что всех русских,
        заброшенных военным лихолетьем в Кульджинский край, местные китайские власти
        готовятся сдать карательным органам большевистских властей Семиречья.
        Слухи имели реальную основу, они нередко оправдывались кровавыми фактами.
        Несомненно, тогда зрела реальная угроза.
        Отец Иона с конным отрядом оренбургских и семиреченских казаков ушел из Кульджи
      Награды
        золотой наперсный крест на ленте Оренбургского войска 
        Год награждения 1921 
      Рукоположение
        архимандрит 
        Вскоре Высшее Русское Церковное Управление Заграницей наградило о.Иону саном
        архимандрита "за особые труды и выдающуюся деятельность" и назначило в
        Русскую Духовную Миссию в Пекине
      Служение
        Китай, г.Пекин, Русская Духовная Миссия 
        архимандрит 
        Год окончания 1922 
      Рукоположение
        епископ 
        1922 
        День 18 
        Месяц 9 
        Кто рукоположил архиепископ Пекинский Иннокентий (Фигуровский), викарий Пекинской Духовной Миссии епископ Симон (Виноградов), епископ Забайкальский Мелетий (Заборовский) 
        20 июня/3 июля 1922г. решением Высшего Русского Заграничного Архиерейского Синода
        по представлению Начальника Российской Духовной Миссии в Китае архиепископа
        Пекинского Иннокентия (Фигуровского) игумен Иона был избран вторым викарием
        Пекинской епархии с возведением в сан епископа Тяньцзинского.
        18 сентября 1922г. в Пекине была совершена его архиерейская хиротония
        во епископа Тяньцзиньского с назначением его настоятелем Иннокентьевского
        миссионерского собора в г.Маньчжурии
      Служение
        Русская Пекинская епархия (Пекинская Духовная Миссия) 
        епископ 
        Должность  епископ Тяньцзиньский (Ханькоуский с 1925г.), викарий Русской Пекинской епархии 
        Год начала 1922 
        День начала 18 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1925 
        С 18 сентября 1922г. являлся епископом Тяньцзинским (с 1925г. носил титул
        епископа Ханькоуского).
        Епископ Иона прибыл в г.Маньчжурию 19 октября 1922г.
        Из воспоминаний жителя города Крупенина:
           "Население города Маньчжурии, как пришлое из разных мест России в
            религиозном отношении не было воспитано надлежащим образом.
            Новый обширный и благолепный храм Миссии был посещаем богомольцами в малом
            количестве, церковная проповедь была в очень слабом виде.
            Ревностный служитель Церкви Божией и выдающийся проповедник, молодой
            и энергичный епископ Иона прежде всего взялся за устроение своей паствы
            в религиозно-нравственном отношении. В своем храме он устанавливает
            уставное богослужение, заводит прекрасный хор, неустанно проповедует,
            храм наполняется богомольцами и, наконец, делается тесен" [7].
        Благодаря епископу Ионе Свято-Иннокентиевский храм отреставрировали и устроили
        придел во имя свт.Николая, где в праздничные дни совершалась ранняя Литургия,
        которую святитель неукоснительно посещал, а после этого в 10 часов служил
        позднюю Литургию.
        Церковная служба епископа Ионы отличалась особенной торжественностью и
        проникновенностью.
        Епископ Иона не ограничивался только внутрицерковной деятельностью.
        Занимался благотворительством, устроил специальные приюты для престарелых и
        детей-сирот, к которым он относился особо сострадательно.
        Он открыл у себя в старой церкви в Маньчжурии детский приют, подчинив его
        Маньчжурскому международному комитету помощи детям-сиротам и нуждающимся,
        председателем которого он состоял со дня своего приезда в Маньчжурию и
        до самой смерти.
        Епископ основал среднюю 10-классную школу с ремесленным уклоном, в которой
        получили образование, ко дню его смерти, 497 детей обоего пола без различия
        национальности и вероисповедания, причем беднейшие учились бесплатно.
        Открыл аптеку с выдачей лекарств беднейшему населению бесплатно.
        Создал для бедных бесплатные амбулаторию и столовую на 200 человек.
        По приглашению городского совета он преподавал в местной гимназии Закон Божий,
        и преподавал так, что его ученики обратились к начальству с просьбой устроить
        им экзамен по этому предмету, несмотря на то, что это не предусматривалось
        программой.
        Епископ регулярно выступал с публичными лекциями, издавал народные листки
        религиозно-нравственного содержания, читал лекции на богословско-религиозных
        курсах в Харбине.
        Он даже организовал вечер русской песни с чайными избушками в Маньчжурии,
        имевший большой успех и весьма ожививший национальный дух жителей.
        Широта интересов и образования, разносторонняя полезная деятельность и любовь
        ко всем сделали его популярным и глубоко почитаемым в среде как православного,
        так и иноверного населения Северо-Восточного Китая.
        По свидетельствам очевидцев епископ Иона:
           "Ревностно проповедовал слово Божие, непрестанно благотворил неимущим, утешал
            и укреплял сущих в изгнании, покровительствовал и призревал детей. Владыка
            Иона был очень любим и популярен как среди православной паствы, так и среди
            инославных, иноверцев и туземного населения, его даже хотели выбрать в городские
            головы г.Маньчжурии; но особенную любовь стяжал он в войсках и армии, вверенных
            его духовному руководительству... Как живой, предстоит в моей памяти этот
            скромный ученый доцент — святитель Иона, скончавший живот свой
            в христианском подвиге" [2]
        Китай, г.Маньчжурия, Иннокентьевский миссионерский собор 
        епископ 
        Должность  настоятель 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1925 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 10 
    Кончина
      1925 
      День 20 
      Месяц 10 
      Место Китай, г.Манчьжурия 
      Место захоронения Китай, г.Манчьжурия, Иннокентьевский собор, за алтарем храма 
      Ушел из жизни епископ Иона неожиданно рано — в 37 лет.
      Он не привык заботиться о себе, поэтому, когда заболел ангиной, не стал обращаться к
      врачам, а прополоскал себе горло керосином, который оказался плохо очищенным:
      произошло заражение крови.
      Из воспоминаний очевидца:
          "Любовь его к богослужению была так велика, что он не оставлял его даже и
           тогда, когда находился в болезненном состоянии, при температуре в 39.
           В таком состоянии он служил в праздник Воздвижения Креста Господня и
           в день Покрова Пресвятой Богородицы, и при больном горле, почти шепотом,
           поучал свою паству евангельским истинам.
           За несколько дней до смерти он хоронил миссийского иеромонаха Михея,
           совершив отпевание его по монашескому чину, конечно, полностью, как он
           это любил делать; это было в воскресенье, 28 сентября/11 октября после
           ранней Литургии, а в 11 часов он стал служить позднюю Литургию" [7].
      Епископ Иона скончался в ночь на 7/20 октября 1925г.
      При кончине владыки присутствовал архиепископ Харбинский Мефодий, ставший
      впоследствии митрополитом.
      Перед смертью владыка Иона написал свое предсмертное завещание:
          "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Слишком неожиданно узнал я
           о предстоящей смерти моей. Мысли путаются... Что завещаю вам?
           Мои милые и дорогие дети Маньчжурии и Ханькоу. Начал я у вас со словами
           апостола любви: "Дети, любите друг друга"... и кончаю этими словами:
           "Любите друг друга"... Вот заповедь вашего архипастыря.
           С душевной радостью прощаю тому, кто обидел меня. Да и есть ли такие?
           И слезно на коленях прошу и становлюсь перед каждым, кого я обидел.
           Не оставляйте детишек... Простите меня ради Христа, да не забывайте в
           своих молитвах... И так на вечные времена, пока не предстанем все у
           Страшного Судии. Иона, епископ Ханькоуский. 1925 года, октября 4/17 дня".
      День и ночь ходил народ к праху усопшего. Во время похорон все население
      Маньчжурии и близлежащих пригородов без различия национальности и вероисповедания
      стеклось к храму.
      Отпевание владыки возглавил архиепископ Мефодий (Герасимов) с сонмом духовенства
      при 8 тысячах молящихся.
      Погребен за алтарем Иннокентьевского храма.
      Через несколько лет по кончине святителя вышел специальный сборник с описанием
      различных случаев благодатной помощи по его молитвам. Он был широко почитаем
      в православном русском Зарубежье.
      13 сентября 1996г. Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви вынес
      определение о церковном прославлении святителя Ионы Ханькоуского, которое было
      совершено 7/20 октября 1996г., в день его преставления и памяти.
      Служба святителю была составлена на английском языке чтецом Исааком Ламбертсеном
      3 февраля 2016г. определением Архиерейского собора Русской Православной
      Церкви установлено общецерковное почитание святителя Ионы, епископа Ханькоуского
    Канонизация
      святитель Иона, епископ Ханькоуский 
      Дата 03/02/2016 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2–3 февраля 2016г. 
      Дни памяти
        1
          Старый стиль 07.10 
          Новый стиль 20.10 
          день блаженной кончины (1925г.) 
        2
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
          Тропарь, глас 4-й:
              Пастырь добрый был еси русским людем,/
              Пристанище обретшим во чуждей стране,/
              Всяко наставляя их,/
              Наипаче же любви Христовой,/
              Образ любве нелицемерныя во всем показуя,/
              Тем же, святителю отче Ионо,//
              Моли Христа Бога спастися душам нашим
    Публикации ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ