База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодАреста 1887 Дела oal.13 => oal.13 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
Служение
    Служение
    Москва 
    Должность православный издатель, член религиозно-философского общества, почетный член МДА, организатор христианского кружка 
    Год начала 1902 
    Михаил Новоселов участвовал в Религиозно-философских собраниях 1901–1903 годов.
    Являлся автором статей на церковные темы, публиковался в "Миссионерском обозрении"
    и "Церковных ведомостях".
    В 1902г. он опубликовал брошюру "Забытый путь опытного Богопознания".
    Этим выпуском началось издание М.А.Новоселовым "Религиозно-философской библиотеки"
    (РФБ), в которой публиковались многие известные российские православные мыслители
    (многие из книг серии были написаны самим Новоселовым или при его участии).
    Главной целью РФБ было привлечь внимание к великим духовным сокровищам,
    добытым святыми отцами и подвижниками, обращаясь к истокам христианства и
    выводя читателя на просторы духовного познания через Благодать Божию.
    В 1905г. М.А.Новоселов выступал противником планов поспешного избрания
    Патриарха, сторонником проведения собора Русской Православной Церкви,
    а для его подготовки — образования Соборного подготовительного Совещания
    из нескольких епископов, представителей духовенства и мирян.
    В 1905–1918 годах он участвовал в работе Московского религиозно-философского
    общества памяти Владимира Соловьева.
    В 1907г. организовал в Москве строго православный
    "Кружок ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви".
    В состав кружка входили его ближайшие друзья — священники Павел Флоренский
    и Иосиф Фудель, а также Ф.Д.Самарин, В.А.Кожевников, С.Н.Булгаков,
    П.Б. и С.Б.Мансуровы, Н.Д.Кузнецов, Ф.К.Андреев.
    По словам В.В.Розанова,
        
    "Суть связи этого кружка — личная и нравственная; высшее его качество —
         не выявляться, не спорить; печататься как можно меньше.
         Но взамен этого — чаще видеться, общаться; жить некоторою общею жизнью,
         или — почти общею.
         Без всяких условий и уговоров они называют почти старейшего между ними,
         Михаила Александровича Новоселова, "авва Михаил". И хотя некоторые из них
         неизмеримо превосходят почтенного и милого М.А.Новоселова ученостью
         и вообще "умными качествами", но, тем не менее, чтут его, "яко отца",
         за ясный, добрый характер, за чистоту души и намерений и не только
         выслушивают его, но и почти слушаются его".

    Кружок обычно собирался по четвергам ("новоселовские четверги") на квартире
    Михаила Александровича, который жил вместе с матерью напротив храма Христа Спасителя.
    Двери его квартиры были открыты для всех, здесь можно было
    встретить всю Россию — от странника-мужика и студента-богоискателя до
    знаменитого литератора или профессора Московского университета.
    Здесь кипела и ладилась работа при небольшом числе помощников.
    Главное, что отличало этот кружок — его строго церковное направление. Он
    пользовался покровительством ректора МДА еп.Феодора (Поздеевского) и
    духовно окормлялся старцами Зосимовой пустыни.
    Основной идеей кружка была мысль, что изменить жизнь к
    лучшему можно только на основе внутреннего изменения человека, которого
    можно достигнуть на основе совместного соборного изучения Св.Писания и Св.Предания.
    Люди стремились к интимному духовному общению, чтобы реализовать идею
    соборного богопознания. Михаила Александровича почитали за ясный и добрый характер,
    за чистоту души и намерений. По воспоминаниям члена кружка К.С.Родионова:
       "Это было чисто православное общество, а М.А.Новоселов был идейным
        руководителем Православия в Москве".

    Михаил Александрович снискал себе не только всеобщее уважение, но и любовь.
    За аскетическую жизнь, проводимую в мирской обстановке, за светлый характер
    его называли в Москве "белым старцем".
    В.В.Розанов подарил М.А.Новоселову свою книгу "Опавшие листья" с дарственной
    надписью: "Дорогому Михаилу Александровичу Новоселову, собирающему травы на ниве
    церковной и преобразующему их в корм для нашей интеллигенции. С уважением, памятью
    и любовью В.Розанов".

    М.А.Новоселов резко негативно относился к деятельности Григория Распутина,
    выпустил в своем издательстве брошюру
    "Григорий Распутин и мистическое распутство" (М., 1912), которая была
    запрещена и конфискована в типографии. Газета "Голос Москвы" была оштрафована
    за публикацию выдержек из нее.
    В 1912г. он был избран почетным членом Московской Духовной Академии
    за свою деятельность в области духовного просвещения и христианской апологетики.
    Являлся членом Училищного совета при Святейшем Синоде.
    Автор работ в защиту имяславия — учения об имени Божием.
    После 1916г. он занял профессорскую кафедру классической филологии
    в Московском Университете

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ