Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Скворцов Николай Алексеевич #1 Дела oki.48 => oki.48 Родство
3 ДелоРодства o13.44 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Осуждения
    Осуждения
    Особое Совещание при НКВД СССР 
    26/03/1935 
    Обвинение "контрреволюционная деятельность" 
    Статья ст.58–10 УК РСФСР 
    Приговор 5 лет ссылки в Красноярский край 
    Групповое дело "Дело протоиерея Александра Пятикрестовского и И.С.Желтова. Москва, Спасская церковь в Спасской, 1935г." -> 
    ОписГрупДела -> 
    ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.43983.
    О.Александр проходил по делу вместе с Иваном Степановичем Желтовым.
    Дело было начато 15 января и окончено 23 марта 1935г.
    Допросы о.Александра производились 19,27 и 28 января и 20 марта 1935г.
    На следствии показания против о.Александра давали служившие с ним
    о.Николай Покровский и диаконы Петр Рождественский и Михаил Толузаков (Полузаков?).
    Протоиерей Александр Левитский показания против о.Александра давать отказался.
    Из показаний этих свидетелей обвинения:
        
    "До революции Пятикрестовский принадлежал к самой реакционной части
         духовенства в Москве и поддерживал тесную связь с известным черносотенцем
         и монархистом попом Иоанном Кронштадтским, последователем которого он
         является и до настоящего времени.
         После революции Пятикрестовский стал активным контрреволюционером".
        "... В общину верующих "Спаса" примерно в 1919г. откуда-то прибыли "иоанниты",
         которым он уделял большое внимание, посещал их на квартирах.
         Через некоторое время образовалась большая группа последователей
         о.Иоанна Кронштадтского, их влияние сказалось и на остальных верующих
         и образовалась большая группа последователей о.Иоанна Кронштадтского.
         В целях дальнейшего укрепления и внедрения в среду верующих учения
         Иоанна Кронштадтского Пятикрестовский А. ввел общие исповеди и соборования..."
         В частных беседах Пятикрестовский А. об Иоанне Кронштадтском отзывался как
         о великом пастыре, большом молитвеннике, жизнь которого должна быть примером
         для прочих пастырей и верующих".
         "В дни памяти о.Иоанна Кронштадтского Пятикрестовский А. прославлял его,
         совершал торжественные богослужения, заупокойную всенощную панихиду,
         при поминаниях произносил:
              "Приснопамятного отца нашего священного протоиерея Иоанна" —
         тем самым приравнивая его к лику святых.
         Иногда Пятикрестовский А. во время службы произносил слово, в котором
         отмечал заслуги о.Иоанна Кронштадтского перед Церковью и ставил в пример
         его жизнь и деятельность, призывая следовать ему как пастырей, так и верующих".
        "Служа священником в церквях города Москвы, он организовывал верующих женщин
         в тайные сестричества, обрабатывал и склонял их к тайному монашеству и
         организовал к церкви Спаса на Спасской улице целое паломничество разных
         фанатиков". Тайными монахами в деле названы бывший до революции старостой церкви.
    По материалам дела, в числе прихожан Спасской церкви было не меньше десяти
    монахинь (в том числе названы Алла, Агния, Гавриила, Серафима, Ангелина,
    Евфимия, Нонна, Платонида, Рафаила, Татиана), в 1920-е и 1930-е годы
    совершались тайные постриги.
    Тайными монахами названы бывший до революции старостой церкви
    (домовладелец, купец, гласный Городской думы) Петр Булатов — иеродиакон Онуфрий
    и последний председатель приходского совета Иван Желтов.
    На следствии о.Александру припомнили, что во время кампании по "изъятию церковных
    ценностей" он противился изъятию священных сосудов, а после "изъятия" призвал
    верующих пожертвовать серебро для изготовления новых богослужебных сосудов
    взамен отобранных, хотя, как показывал на следствии священник Николай Покровский,
    "в храме остались медные и деревянные сосуды, которые можно было использовать".
    Он же также сообщил следствию, что о.Александр "скрыл от изъятия большую
    серебряную чашу, дискос, звездицу, лжицу и крест серебряный аналойный".

    Из обвинения о.Александра Пятикрестовского и И.С.Желтова:
        "...Будучи ярыми приверженцами церкви и сторонниками царского строя
         а/с настроены и недовольны проводимыми Советской властью
         мероприятиями по закрытию церквей, они группировали вокруг себя верующих,
         среди которых проводили систематическую антисоветскую агитацию,
         распространяли провокационные слухи о якобы проводимых Советской властью
         гонениях на Церковь и верующих.
         Они являлись последователями и приверженцами Ивана Кронштадтского, известного
         ярого монархиста и черносотенца.
         Также в к/р целях использовали для а/с агитации посещающих
         церковь юродивых, создавая им условия для к/р работы и всячески их поощряя...
         В тех же целях Пятикрестовским А. был приглашен на службу иеромонах Роман,
         который среди верующих пользовался популярностью как специалист по изгнанию
         бесов...".

    О.Александр виновным в контрреволюционной деятельности и агитации себя не признал:
        "В предъявленном мне обвинении по ст.58–10 УК РСФСР виновным себя не признаю.
         Видя, что за последнее время происходит оскудение веры православной, и будучи
         духовным пастырем, считал своей нравственной обязанностью призывать верующих
         к частому причащению и исповеди в целях поднятия нравственности среди прихожан.
         Вводя общее соборование, я преследовал цель укрепления физических и духовных
         сил верующих моего прихода.
         Последователем о.Иоанна Кронштадтского я не был, но я его большой почитатель
         как человека, большого праведника.
         С о.Иоанном Кронштадтским я был знаком лично.
         В 1895г. я совершал дважды совместно с ним богослужение.
         Его память я чту и до настоящего момента. В дни его памяти совершал поминание
         "приснопамятного отца нашего протоиерея Иоанна". Произнося при поминании
         "отца нашего", я подчеркивал его значение для верующих как пастыря праведной
         жизни, имеющего всероссийское значение.
         Прославляя о.Иоанна Кронштадтского, я преследовал цель оживить в сердцах
         верующих образ праведника, каким был Иоанн Кронштадтский.
         В нашем приходе проживают душевно больные Альховская Анна Афанасьевна,
         "тетя Маша", некто "Иван Михайлович", довольно часто посещающие церковь.
         Указанные лица среди отдельных верующих имели большой авторитет, считались
         блаженными, большими прозорливцами.
         Иеромонах Роман на службу в церковь не приглашался, посещал он церковь, как
         простой богомолец. О том, что он занимался изгнанием бесов, я не знал..."

    26 марта 1935г. протоиерей Александр Пятикрестовский был приговорен
    к 5 годам ссылки в Красноярский край, И.С.Желтов — к 3 годам ИТЛ

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ