Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Самуилов Константин Сергеевич
    Самуилов Константин Сергеевич 
    Фамилия Самуилов 
    Год рождения 1908 
    День рождения 3 
    Месяц рождения 10 
    Место рождения Самарская губ., Николаевский у., Березоволукская вол., с.Острая Лука 
    священник 
    Родился в семье потомственного священника о.Сергия Самуилова и его жены
    Евгении Викторовны, также происходившей из духовного сословия
    Родство Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1908-1928гг.] [1929-1930гг.] [январь 1931г.] [с 07.01.1931г. по конец 1930-х гг.] [1940-е годы]
      Места проживания
        Саратовская о., с.Острая Лука 
        Год начала 1908 
        День начала 3 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1926 
        Вырос в семье священника о.Сергия Самуилова. Мать его, Евгения Викторовна,
        происходила из священнического рода.
        В семье о.Сергия большое внимание уделяли духовному и нравственному
        воспитанию детей, а также их интеллектуальному и физическому развитию.
        Костя рос слабым физически, болезненным ребенком. Поздно научился ходить.
        В раннем детстве он перенес рахит, и с тех пор у
        него осталась чрезвычайная слабость во всем теле. Он никогда не мог поднять
        ведра воды, а пройти полтора-два километра для него было уже тяжело.
        Ввиду того, что Костя отставал от своих сверстников в физическом
        развитиии, а также и по склонности, он жил почти исключительно умственными
        интересами. Костя рано научился читать, читал много.
        С детства Костя прислуживал в алтаре, помогал отцу, присматривался к порядку
        службы, знал все подробности богослужения.
        В феврале 1920г. мать его Евгения Викторовна умерла.
        В 1923г. Константин и его младший брат Миша кончили начальную сельскую школу (с
        запозданием, т.к. в голодный 1921г. занятий в школе не было). О.Сергий очень
        переживал, что не имеет возможности послать их учиться дальше. Решили, что
        учить мальчиков будет сам о.Сергий и старшая сестра Софья.
        Физически сильный Михаил в умственном отношении не мог сравниться с Константином.
        Высокий уровень общего развития Константина отражался и на его учении, особенно на его
        сочинениях. У него рано проявился литературный талант.
        В то время шла трудная борьба православия с обновленчеством. Константин внимательно
        наблюдал за прооисходящим и уже тогда делал выводы. Много позже, когда он уже
        стал священником, он дал такую характеристику обновленчеству: "Христианские
        идеалы так высоки, что к ним трудно приблизиться. Обычно христианам ставят в
        вину несоответствие из идеалов с жизнью. Все мы знаем, что их нужно сблизить,
        но обновленчество не стремится поднимать жизнь до христианского идеала, а,
        наоборот, снижает идеалы и приспосабливает их к жизни"

        С 1925г. Константин вместе с отцом и сестрой Софьей прорабатывал апологетические
        материалы. Они срочно потребовались, т.к. остро встала проблема борьбы с
        насаждавшимся властью безбожием.
        Осенью 1926г. Константин с братом Михаилом поехали учиться в школу-семилетку в
        с.Спасское (с.Приволжье), отстоявшем от Острой Луки на 30 км, а от Пугачева —
        на 120 км.
        Саратовская о., г.Пугачев 
        Год начала 1926 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1930 
        В конце 1926г. отца Константина, протоиерея Сергия Самуилова, перевели служить
        в Воскресенский ("Новый") кафедральный собор г.Пугачева, и 4/17 декабря 1926г.
        он забрал всю семью в Пугачев.
        Константин с первых же дней службы о.Сергия в соборе, не пропускал ни одной
        спевки, пел в церковном хоре, читал на клиросе, на практике знакомясь с уставом
        и с гласовым пением. Констиантин занимался этим с большой готовностью, хотя у него
        была слабая грудь, и петь ему было трудно.
        В 1927г. Константин окончил в Спасском седьмой класс, а Миша — шестой.
        В 8 классе увлекся философией. Книги доставал через учителей. Учителя
        имели высшее образование, беседовали с Костей, который был способным учеником,
        давали ему книги из своих личных библиотек.
        Константин был хорошим рассказчиком, подмечал ускользающие от других интересные
        или смешные детали и умел так передать их, что его всегда слушали с живейшим
        интересом.
        На святки 1928г. Константин, посоветовавшись с отцом, сам блестяще выступил в
        диспуте на тему: "Был ли Христос?". Он не переписал свою речь из одного
        источника, а использовал, по-своему комбинируя, многие материалы. Костя
        советовался с отцом, но о.Сергий не подменял собой сына: план, подбор и
        разработка материала полностью принадлежали Косте. Костю проводили
        аплодисментами, каких еще ни разу никто из выступавших не удостаивался.
        Экземпляры речей о.Сергия, Константина и других ораторов на диспутах верующие
        передавали из рук в руки, в частности, о.Григорий Смирнов из с.Березовая Лука
        успешно пользовался этими материалами.
        За диспут о происхождении жизни Константина исключили из школы.
      Служение
        Саратовская о., г.Пугачев (бывший Николаевск), Воскресенский ("Новый") кафедральный собор 
        Должность и.о. иподиакона, секретарь викария 
        Год начала 1929 
        В начале лета 1929г. должен был вернуться из Покровска в Пугачев епископ
        Павел (Флоринский). Константина Самуилова назначили вторым иподиаконом и
        секретарем при епископе Павле.
        Константин хорошо изучил порядок службы. Иногда ему приходилось даже
        подсказывать в критические моменты богослужения диакону Федору Медведеву.
        Когда Владыка Павел ездил по делам в Саратов к митрополиту Серафиму, то
        обычно, как секретаря и иподиакона, брал с собой Константина.
        В 1930г. о.Сергия Самуилова арестовали. Он провел в тюрьме два месяца.
        Константин, Софья и Наталья регулярно носили отцу передачи.
        Кроме того, Константин носил три раза в день передачи с диетической едой
        арестованному тогда же старику о.Василию Парадоксову, которого, правда, как
        тяжело больного, долго держать в тюрьме не стали.
        В начале осени 1930г. о.Сергия выпустили из тюрьмы. Если бы он уехал, то
        избежал бы, возможно, нового ареста. Он обсудил этот вопрос с Константином и другими
        детьми, чтобы они были полноправными участниками этого решения. Рассудили:
        "Апостолы за штат не уходили и не уезжали", и о.Сергий остался служить в
        соборе. 5/18 ноября 1930г. о.Сергия забрали снова, на этот раз, навсегда
      Рукоположение
        диакон 
        1931 
        День 4 
        Месяц 1 
        Место Саратовская о., г.Пугачев (бывший Николаевск), Воскресенский ("Новый") кафедральный собор 
        Кто рукоположил епископ Павел (Флеринский) 
        В декабре 1930г. в "Новом" соборе не осталось ни одного священника. Никто
        из немногих оставшихся на свободе городских и сельских священников не
        решался занять ответственный и опасный пост соборного священника.
        В это время в Пугачев приехал о.Петр Ившин, друг о.Николая Авдакова, с
        которым они вместе были на Соловках. Его восприняли как Божий дар собору.
        Владыка Павел хотел поставить его настоятелем собора. Но у о.Петра не
        сохранилось никаких духовных документов. Надо было получить от заключенного
        в тюрьме о.Николая подтверждение того, что о.Петр не уклонялся от
        православия и не был запрещен в служении. Но свидания и передачи в этот момент
        запретили. Епископ Павел решил, что та тяжелая пора, для которой он берег
        Константина Самуилова, настала. В декабре 1930г. в сторожку к Владыке,
        где был и Константин, явились представители церковно-приходского совета.
        В присутствии епископа, с его предварительного одобрения, а вернее,
        по его совету, они предложили Константину Самуилову занять место отца.
        Кроме молодости — Константину Самуилову два месяца назад исполнилось
        22 года — было еще два крупных препятствия для принятия ему сана:
        слабое здоровье и то, что Константин не был женат.
        После перенсенного в детстве рахита у него была узкая, впалая грудь,
        острые плечи, одно повыше другого, чрезвычайная слабость во всем теле.
        При переутомлении в ногах, а то и в руках, у него начинались
        судорожные подергивания, и ему, если он шел, приходилось скорее садиться,
        чтобы не упасть, а если писал, на время прекращать работу. Эти судороги
        пугали больше всего: вдруг они начнутся во время литургиии, когда он будет
        держать чашу со Святыми Дарами?
        По совету Владыки Павла, Константин съездил в Саратов, посоветовался с
        известным профессором. Профессор сказал, что для военной службы он никогда
        не будет годен, что у него очень редкая и неизлечимая болезнь — прогрессирующая
        атрофия мышц.
        "Сейчас Вы сами ко мне пришли, — добавил он, — а через несколько лет Вас
        принесут". Всегда сдержанный Константин не подал вида, как тяжело ему было
        выслушать такой приговор. Рассказывая об этом Софье и Наталье,
        Константин добавил свой комментарий: "Это болезнь, напоминающая Евангельских
        расслабленных". Константин, несмотря на слабость и жестокое предсказание
        профессора последовал совету Владыки — принять сан. Возложили надежду на чудо
        "Божественной благодати, немощная врачующей".
        Второе препятствие было в том, что Константин не хотел жениться, а если бы
        и захотел, негде было бы найти подходящую невесту. Где было взять в то
        страшное время матушек? Кроме того, он говорил: "Лучше мне не брать на себя
        дополнительного бремени и не возлагать его еще и на другого человека".

        Владыка Павел готов был ручаться за его твердость, за то, что он не
        опорочит своего сана, но считал неудобным посвятить его безбрачным без
        согласия митрополита Серафима. Митрополит ответил согласием. Он несколько
        раз видел Константина, который, как секретарь Владыки Павла, сопровождал его
        в Саратов. Еще лучше митрополит знал о.Сергия. Доверяя отцу, он счел
        возможным поверить и сыну. Впрочем, дело окончательно решалось в Синоде. Но
        через некоторое время в "Журнале Московской Патриархии" появилось
        постановление Св.Синода, датированное концом 1930г., которым разрешалось
        посвятить во священника целибатом, т.е. безбрачно, молодого человека, за
        которого ручается Преосвященный
      Служение
        Саратовская о., г.Пугачев (бывший Николаевск) 
        диакон 
        Год начала 1931 
        День начала 4 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1931 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 1 
        О.Константин прослужил диаконом только три дня. На Рождество он должен был
        быть рукоположен во священника
      Рукоположение
        иерей 
        1931 
        День 7 
        Месяц 1 
        Место Саратовская о., г.Пугачев, Воскресенский ("Новый") кафедральный собор 
        Кто рукоположил епископ Павел (Флеринский) 
        Ставленую грамоту о.Константину Владыка не успел выдать,
        т.к. в тот же день после службы Владыку арестовали.
        О.Константин Самуилов оказался без официальных документов.
        Лишь через 8 с половиной лет спустя, летом 1939г., епископ Павел, будучи уже
        на покое, дал о.Константину справку, в виде частной записки, в которой
        подтвердил факт и дату его рукоположения.
      Служение
        Саратовская о., г.Пугачев, Воскресенский ("Новый") кафедральный собор 
        свяшенник 
        Год начала 1931 
        День начала 7 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1934 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 9 
        Позже было получено благословение митрополита Серафима на назначение о.Петра Ившина
        настоятелем собора, и о.Константин стал служить с ним.
        Предсказание Саратовского профессора о неизлечимости болезни о.Константина
        не сбылось, и это, действительно, было чудо Божественной благодати. А врачи
        только удивлялись. Примерно в 1940 г., уже другой профессор, сказал
        ему: "По всем признакам, у Вас была прогрессирующая атрофия мышц, но она
        никогда не проходит, а только прогрессирует. Теперь же ее у Вас нет".

        "Значит, — сделал свой вывод профессор, лишь бы не признать чуда, — это была
        не она"
      Места проживания
        Саратовская о., г.Пугачев, Граничная, 123 
        Год окончания 1934 
        Месяц окончания 9 
      Аресты
        Саратовская о., г.Пугачев, Граничная, 123 
        Год ареста 1934 
        День ареста 5 
        Месяц ареста 9 
        Арестован Пугачевским РО НКВД вместе с со своими сестрами Софией и Натальей.
        При обыске были изъяты его сочинения духовного характера, апологетические сочинения и т.д.
      Осуждения
        Особое Совещание при УНКВД СССР по Саратовской обл. 
        17/03/1935 
        Обвинение "создание в к/р группировки религиозного направления, распространение религиозных рукописей собственного сочинения, воспитание 26 детейшкольного и дошкольного возраста в религиозном направлении,проповеди а/с и антисемитского 
        Статья ст.58–10, 58–11 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет лишения свободы 
        Групповое дело "дело о.Николая Амасийского, о.Константина Самуилова и др., Саратовская о., г.Пугачев, 1934г." 
        Из показаний о.Константина: "Привлекал детей школьного возраста для обучения их
        Закону Божиему с улицы. Увидевши ребенка на улице, я заговаривал с ним о
        необходимости познания Бога, предлагая ему посещать мою квартиру, если он
        желает изучать Закон Божий... Около 10 человек детей занимались почти ежедневно.
        Посещали меня дети в возрасте примерно 10–12 лет. Кто именно из детей посещал
        мою квартиру, я назвать отказываюсь. Помогала мне в занятиях по Закону Божию
        моя старшая сестра София под моим руководством..."

        "В целях отвоевания молодежи из-под влияния безбожников, с мая по август 1934г.
        я нелегально на своей квартире занимался обучением молодежи Закону Божиему.
        Обучение проводил днем и вечером, почти каждый день, группами в среднем по 4
        человека и максимум до 7 человек"
      Места заключения
        Саратов, Саратовский ФЗ ИТК 
        Год начала 1935 
        Коми АССР, пос.Чибью, Ухтпечлаг 
        Год начала 1935 
      Служение
        Саратовская о., г.Пугачев, Воскресенский ("Новый") кафедральный собор 
        священник 
        В 1940г. о.Константин был на свободе, служил в соборе
    Реабилитация
      Дата 10/10/1988 
      Кем реабилитирован Президиум Саратовского облсуда 
      По году репрессий 1935 
    Публикации ->
      1.Самуилова С.С. Самуилова Н.С. Отцовский крест. [Кн.1.:] Острая Лука (1908–1926). СПб: Сатисъ, 1996.
      2.Самуилова С.С. Самуилова Н.С. Отцовский крест. [Кн.2.:] В городе (1926–1931). СПб: Сатисъ, 1996.
    Документы ->
      1. Списки репрессированных мирян и духовенства Русской Православной Церкви по Саратовской епархии
      2. Архив УФСБ Саратовской обл. Д.22580.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ