Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Павел (Гулынин Павел Яковлевич) Дела oki.29 => oki.29 Фотографии
4 Фотоальбом Фотоальбом oki-34.jpg
Дела oki.34
    Люперсольский Николай Михайлович 
    Фамилия Люперсольский 
    Год рождения 1888 
    День рождения 4 
    Месяц рождения 9 
    Место рождения Вятская губ., Яранский у., с.Люперсольское (Республика Марий Эл, Звениговский р., с.Кужмара) 
    протоиерей 
    Происходил из духовенства. Родился 4 сентября 1888г. в семье священника Михаила
    Васильевича Люперсольского и его супруги Марии Александровны. Его прапрадед
    служил диаконом Троицкой церкви в черемисском селе Люперсольское Яранского уезда.
    Его прадед, о.Исаак Люперсольский, более 50 лет прослужил священником
    Христорождественской церкви с.Мещеряково Елабужского уезда (совр. Татарстан,
    Буинской уезд).
    Его дед, протоиерей Василий Исаакиевич Люперсольский (1835–21.06.1908), был одним из старейших
    священнослужителей Вятской епархии, долгие годы служил в соборе г.Малмыж,
    был благочинным.
    Его отец также являлся клириком Вятской епархии, в 1910-е годы состоял законоучителем
    Нолинского реального училища и Нолинской женской гимназии, был автором труда
    "Современное механическое мировоззрение и доказательства существования Божия"
    (Нолинск, 1914)
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1914г.] [1914-1920гг.] [1920г.] [1920-1929гг.] [с 1929г.] [1930-е - 1940-е годы]
      Образование
        Вятская Духовная Семинария
        Год окончания 1910 
        В 1910г. по I разряду окончил Вятскую Духовную Семинарию
        Санкт-Петербургская Духовная Академия
        Год окончания 1914 
        кандидат богословия 
        В 1914г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия
      Служение
        Вятская губ. (Кировская о.), г.Нолинск 
        Должность преподаватель Нолинского реального училища 
        Год начала 1914 
        Год окончания 1914 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 8 
        В 1914г. назначен преподавателем Нолинского реального училища.
        В 1914г. женился на Антонине Васильевне (род.10.02.1893г.)
        Вятка, Александро-Невский собор 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1914 
        День начала 12 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1914 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 8 
        12 августа 1914г. определен на вакансию псаломщика к Александро-Невскому собору
        г.Вятки
      Рукоположение
        иерей 
        1914 
        День 30 
        Месяц 8 
        Кто рукоположил епископ Глазовский Павел (Поспелов) 
      Служение
        Вятка, Александро-Невский собор 
        иерей 
        Должность благочинный городских церквей (1918–1920), член Совета Вятского Епархиального Братства 
        Год начала 1914 
        День начала 30 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1920 
        В 1914–1916гг. состоял членом Вятского миссионерского Совета.
        В 1914–1918гг. был преподавателем Вятских Миссионерских курсов по Священному
        Писанию Нового Завета (1914–1918).
        В 1916–1918гг. — член издательской комиссии и товарищ председателя
        законоучительского кружка при Вятском Епархиальном Братстве.
        В 1918–1919гг. — член Совета Братства.
        В 1916–1918гг. — руководитель религиозно-философского кружка учащейся молодежи
        средних учебных заведений,
        В 1919–1920гг. — заведующий преподаванием Закона Божия взрослым и детям
        в церквах г.Вятки.
        В 1917–1918гг. состоял членом Педагогического совета и членом Распорядительного
        комитета Вятской Духовной семинарии, а также членом Совета Иоанно-Богословского
        Братства при семинарии.
        Вятским Епархиальным пастырско-мирянским собранием 1917г. был избран членом
        Епископского епархиального совета.
        В 1918г. избран членом Епархиального собрания на 3-х летний срок.
        В 1918–1919гг. состоял делопроизводителем Вятского Епархиального совета.
        В 1918г. исполнял должность редактора "Вятских епархиальных ведомостей"
        ("Официальные известия по Вятской епархии") вплоть до закрытия издания
        (номера 10–20).
        В 1919–1920гг. являлся ревизором приходских советов г.Вятки.
        В сентябре-октябре 1918г. временно исполнял обязанности благочинного церквей
        г.Вятки.
        С октября 1918г. по август 1920г. состоял благочинным городских церквей
        Вятских Градских Соборов и церквей.
        С сентября 1918г. до июня 1919г. — член Комиссии по проведению в жизнь декрета
        об отделении Церкви от государства при Вятском Горсовете. По признанию гражданской
        власти, его работа способствовала тому, что "столкновений с церковью и общинами
        не было".

        За труды по защите городских храмов от закрытия 20 апреля 1920г. награжден
        "благодарностью и признательностью" св. Патриарха Тихона
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1915 
        Награжден набедренником ко Дню Св.Пасхи 1915г.
        скуфья 
        Год награждения 1917 
        Награжден скуфьей ко Дню Св.Пасхи 1917г.
        камилавка 
        Год награждения 1919 
        День 10 
        Месяц 3 
      Рукоположение
        протоиерей 
        1920 
      Служение
        Вятка, Александро-Невский собор 
        протоиерей 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1920 
        Месяц окончания 8 
        Вятская губ. (Татарстан), г.Елабуга, Спасский собор 
        протоиерей 
        Должность настоятель, благочинный градских церквей (с октября 1920г.) 
        Год начала 1920 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1920 
        В августе 1920г. принял предложение епископа Сарапульского и Елабужского
        Алексия (Кузнецова) и был назначен настоятелем Спасского собора г.Елабуги.
        Сарапульской епархии
        С октября 1920г. состоял благочинным елабужских градских церквей
      Осуждения
        ГПУ 
        ././1920 
        Обвинение "черносотенная деятельность" 
        Приговор дело прекратить за недоказанностью обвинения 
        В 1920г. по инициативе Политбюро Елабужского уезда находился под следствием ГПУ
        "за черносотенную деятельность", которая, по мнению ГПУ, выражалась в победе
        протоиерея Николая Люперсольского в диспуте на тему "Чудеса Иисуса Христа"
        над представителями местной власти — организаторами диспута.
        Осужден не был и "наказанию не подвергался за недоказанием".
        Впоследствии протоиерей Николай Люперсольский стал известен далеко за пределами
        Елабуги как "видный диспутант" с безбожниками во многих городах, в том числе,
        в Москве
      Служение
        Вятская губ. (Татарстан), г.Елабуга, Спасский собор 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1922 
        Вятская губ. (Татарстан), г.Елабуга, Спасский собор 
        протоиерей обн. 
        Должность настоятель 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1926 
        Месяц окончания 1 
        В 1922г. вслед за епархиальным архиереем епископом Алексием (Кузнецовым) и
        викарным епископом Елабужским Георгием (Анисимовым) признал ВЦУ и уклонился
        в обновленческий раскол.
        В 1923г. состоял членом обновленческого Елабужского викариального совета.
        В связи с перерегистрацией приходских общин по новой (от 15 апреля 1923г.)
        инструкции НКЮ и НКВД, 15 июня 1923г. соборный клир во главе с протоиереем
        Николаем Люперсольским принял решение о регистрации общины как обновленческой.
        20 июня 1923г. приходское собрание под председательством настоятеля постановило
        "учредить Спасское приходское религиозное общество на обновленческих началах:
          
        1) всецелого признания Советской власти;
          2) признания справедливости социалистической революции;
          3) всецелого признания ныне действующего Высшего Церковного Совета Православной
             Российской Церкви" [т.е.ВЦС обновленцев].
        23 июня 1923г. протоиерей Люперсольский подал все необходимые для регистрации
        документы в Казанский областной Отдел Управления ТатНКВД (с марта 1921г.
        Елабужский кантон входил в состав Татарской АССР).
        В заявлении он указал, что предоставляется "дело о регистрации г.Елабуги
        Спасского приходского религиозного общества, реорганизованного, а следовательно,
        учреждаемого, на обновленческих началах".

        Документы не были отозваны ни после освобождения Патриарха Тихона, ни после
        встречи с ним летом 1923г. протоиерея Николая Люперсольского по поручению
        Сарапульского епископа Алексия (Кузнецова).
        Процесс регистрации Спасского прихода "на обновленческих началах" завершился
        29 февраля 1924г.
        Переход в раскол по документам гражданской регистрации отчасти являлся
        тактической уловкой и не имел явных церковно-административных последствий,
        поскольку Елабуга в церковном отношении подчинялась не Казани, а Сарапулу и
        находилась в ведении епископа Алексия (Кузнецова).
        В мае 1924г. обновленческим Синодом была объявлена передача приходов Елабужского
        кантона в ведение Казанского лжемитрополита Алексия (Баженова).
        Это оставила протоиерея Николая Люперсольского перед выбором между подчинением
        обновленческому "архиерею" — и отказом от официального признания обновленческого
        Синода, но им был найден компромиссный, т.н. "полуобновленческий" выход
        из ситуации.
        15 июня 1924г. Спасское религиозное общество заявило о своем переходе в
        состояние "автокефалии" и так называемого "новоцерковничества": община
        признавала своим главой Патриарха Тихона, но при этом декларировала принципы
        обновленчества.
        Вскоре после кончины Святейшего Патриарха протоиерей Николай Люперсольский
        вместе с назначенным в феврале 1925г. в Елабугу викарным епископом
        Иринеем (Шульминым) зарегистрировал новый устав Спасского религиозного общества
        на обновленческой платформе.
        Елабужские "новоцерковники" декларировали, что "приветствуют социальную
        революцию и признают ее справедливость... объявляют решительную борьбу
        (мерами морального воздействия) со всякой контрреволюцией в своей общине и
        признают своим долгом всемерную поддержку своему социалистическому отечеству".

        Устав Спасского религиозного общества признавал "необходимость широких реформ
        в соответствии с социальным строем СССР", в том числе "необходимость пересмотра
        христианского нравоучения", церковных канонов (включая введение брачного
        епископата наряду с монашеским, второбрачия духовенства и нового календарного
        стиля).
        Члены соборной общины заявляли о признании обновленческого "поместного собора"
        1923 года и его решений, хотя и считали необходимым пересмотр его постановлений
        о Патриархе Тихоне.
        Согласно 5-му параграфу устава, "новоцерковники" признавали главой Российской
        Православной Церкви Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого
        Петра (Полянского), однако утверждали при этом, что "не имеют ничего общего с
        тихоновщиной".

        Провозглашая автокефалию, "новоцерковники" Елабуги отделялись своим уставом
        и от Патриаршей Церкви, и от обновленческого Синода.
        В Елабуге кафедральный Спасский собор считался обновленческим, а многие
        приходские храмы города и кантона и насельницы елабужского женского монастыря
        в честь Казанской иконы Божией Матери предпочитали окормляться у казанских
        православных архиереев.
        Летом 1925г. протоиерей Николай Люперсольский выступил за участие в т.н.
        "Московском третьем Поместном соборе", созываемом обновленцами с целью добиться
        объединения с православными на обновленческой платформе.
        Председательствуя 12 августа 1925г. на общем собрании духовенства и мирян
        г.Елабуги и представителей от благочиний Елабужского викариатства,
        епископ Ириней призвал присутствующих откликнуться "на горячий призыв Синода
        принять участие на грядущем Всероссийском соборе для умиротворения нашей
        православной церкви" и провел следующую резолюцию, предложенную протоиереем
        Николаем Люперсольским:
            "Признать неотложно-необходимым созыв Всероссийского Поместного Собора
             на основании равноправия на сем Соборе синодальцев и староцерковников,
             причем в случае неправильного представительства на соборе постановления
             означенного Собора не считать для себя обязательными".

        И хотя из-за протестов значительной части духовенства выборы делегатов не
        состоялись, "новоцерковническая" община кафедрального Спасского храма, на правах
        автокефальной, избрала своими представителями на лжесобор епископа Елабужского
        Иринея, протоиерея Николая Люперсольского и псаломщика Николая Дьяконова.
        Получив протоколы общего собрания Елабужского викариатства и собрания Спасского
        религиозного общества г.Елабуги, Казанское обновленческое епархиальное
        управление сочло возможным ходатайствовать перед своим Синодом (исх. N 858
        от 29 августа 1925г.) о допуске на "собор" делегатов от елабужского Спасского
        прихода, "хотя он, как отдельная община, формально и не имел на это права".
        В конечном итоге в Москву выехал только псаломщик Дьяконов, т.к. епископ
        Сарапульский Алексий (Кузнецов) запретил духовенству епархии участвовать в
        обновленческом лжесоборе, в соответствии с позицией Патриаршего Местоблюстителя
        митрополита Петра.
        Прот. Николай Люперсольский поддержал позицию епископа Иринея на викариальном
        съезде в Елабуге 9–11 февраля 1926г. по вопросу преобразования викариатства
        в самостоятельную епархию. Выступления епископа Иринея, председательствующего
        на съезде, и прот.Николая Люперсольского показали, что в состав проектируемой
        епархии должны были войти как староцерковные, так и обновленческие приходы
        нескольких кантонов.
        В соответствии с платформой "новоцерковничества", от раскольников требовали
        только отказа от подчинения обновленческому Синоду, "как самочинному сборищу",
        и признания православной высшей церковной власти
        Вятская губ. (Татарстан), г.Елабуга, Спасский собор 
        протоиерей григ. 
        Должность настоятель 
        Год начала 1926 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1926 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 1 
        Вслед за епископом Иринеем (Шульминым) прот. Николай Люперсольский в январе
        1926г. уклонился в григорианский раскол.
        29 января 1926г. митрополит Сергий (Страгородский) запретил в священнослужении
        архиепископа Григория и всех архиереев, принявших участие в организации ВВЦС.
        30 января 1926г., на следующий день после этого, епископ Ириней отделился
        от возглавлявшего ВВЦС архиепископа Григория, о чем телеграфом уведомил
        митрополита Сергия:
            "Вследствие запрещения Григория от общения с ним воздерживаемся.
             Елабужский епископ Ириней, протоиерей Люперсольский".

        И в отношении к григорианскому расколу прот. Николай Люперсольский занял
        непоследовательную позицию. На упомянутом выше Елабужском викариальном съезде,
        проходившем 9–11 февраля 1926г., он заявил от имени "новоцерковников",
        что они считают каноничным "нынешний ВВЦС".
        Материалы съезда позволяют заключить, что епископ Ириней и его окружение
        рассматривали в этот период ВВЦС как законное высшее "староцерковное" управление,
        которое действует с благословения Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра
        Вятская губ. (Татарстан), г.Елабуга, Спасский собор 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1926 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1926 
        Весной 1926г. прот. Николай Люперсольский разошелся во взглядах с епископом
        Елабужским Иринеем (Шульминым) и восстановил церковное общение с епархиальным
        архиереем Алексием (Кузнецовым) ("переметнулся к ярому тихоновцу — епископу
        Алексию Сарапульскому", писали обновленцы).
        В мае 1926г. вместе с епископом Иринеем он посетил в Нижнем Новгороде
        митрополита Сергия (Страгородского). Итогом состоявшейся беседы стала ликвидация
        "новоцерковнической платформы" и автокефалии елабужского Спасского собора
      Аресты
        Вятка 
        Год ареста 1926 
        День ареста 22 
        Месяц ареста 9 
        22 сентября 1926г. прот.Николай был арестован, заключен в Елабужский исправдом.
        Семья на момент ареста: жена Антонина Васильевна; дети: Вера (род.06.05.1915г.)
        и Николай (1923г.р.); больная мать Мария Александровна Люперсольская,
        сирота-племянник (8–9 лет)
      Осуждения
        15/07/1927 
        Приговор 3 года высылки в Коми-Зырянскую обл. (27.01.1928г. по пересмотру дела место ссылки изменено на Вятскую губ.) 
        Обвинения:
            "Прятал церковные ценности в период кампании по изъятию.
             В проповедях ругал Советскую власть.
             Поддерживал Патриарха Тихона".

        Об отношении к Патриарху Тихону и к обновленческому расколу на допросах показал:
            "Неоднократно публично заявлял, что Патриарх Тихон был не прав с гражданской
             и с церковной точки зрения, когда выступал против Советской власти,
             в частности, анафематствовал Соввласть, противодействал изъятию церковных
             ценностей, призывал к набатному звону....
             Я решительно осудил Патриарха Тихона, а также его противодействие изъятию
             церковных ценностей. А также критиковал Патриарха Тихона после его
             освобождения из-под стражи. Примером может служить лекция в Москве в 1925г.,
             1 мая, в здании народного театра".
            "Я и епископ Алексий (Кузнецов) в то время [после освобождения Патриарха
             Тихона из-под ареста летом 1923 г.] признавали его церковной главой
             Православной Русской Церкви. Я, однако, в основном, как в церковном,
             также и в гражданском отношении оставался на платформе Живой Церкви и
             создал свою ориентацию, которую наименовал "новоцерковники"".
        На вопрос, "когда зарегистрирована церковная община Собора и на какой платформе",
        прот. Николай заявил:
            "На обновленческой платформе с признанием ВЦУ, поскольку распоряжения
             последнего не противоречат церковным канонам. Дата регистрации:
             17 февраля 1924г.".

        Ознакомившись с инкриминируемыми ему статьями, 2 октября 1926г. прот. Николай
        Люперсольский написал заявление в Татотдел ОГПУ об отказе от жительства
        в Елабуге и от настоятельства в Елабужском соборе, поскольку не желает оставить
        без попечения свою семью, больную мать, малолетних детей, сироту-племянника
        Одновременно попросил отпустить себя из-под стражи и перевести в другое место,
        "например, в Ижевск".
        О том же он просил во втором заявлении, датированном 20 октября 1926г.
        21 октября 1926г. отправлен в Казань, согласно постановлению Татоблотдела ОГПУ
        от 13 октября.
        Находился в заключении в казанской тюрьме.
        23 ноября 1926г. освобожден под подписку о невыезде.
        15 июля 1927г. осужден к высылке в Коми-Зырянскую автономную область на 3 года.
        27 января 1928г. — по пересмотру дела место ссылки изменено на Вятскую губернию
      Места заключения
        Татарская АССР, г.Елабуга, Исправдом 
        Год начала 1926 
        День начала 22 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1926 
        День окончания 21 
        Месяц окончания 10 
        Казань, тюрьма 
        Год начала 1926 
        День начала 22 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1928 
        Вятка 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1929 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 8 
        В Вятке прот.Николай Люперсольский восстановил все свои церковные связи.
        Поддержал "Декларацию" митрополита Сергия и проводимую им политику, составил
        получившую распространение брошюру "Митрополит Сергий Страгородский — законный,
        каноничный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя" (Изд-е Епархиального Совета.
        Вятка, 1928).
        3 сентября 1929г. получил отказ на ходатайство о пересмотре дела, с оставлением
        в силе прежнего приговора.
        16 августа 1929г. постановлением ОСО при Коллегии ОГПУ по окончании срока
        из ссылки освобожден с лишением права проживания в 6 крупнейших городах —
        Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону и соответствующих
        губерниях, а также в Татреспублике, с закреплением на определенном месте жительства
        сроком на 3 года
      Служение
        Вятка, ул.Царево-Константиновская (ул.Свободы), Царево-Константиновская Знаменская церковь 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1929 
        Служил в Вятке настоятелем Царево-Константиновской Знаменской церкви, проповедовал
        и в др. храмах города по приглашению приходов.
        Из воспоминаний об о.Николае жительницы Вятки Г.С.Трапезниковой (1914г.р.):
            "Читал он свои проповеди в Вятке в Трифоновском соборе [Успенский собор
             Вятского Успенского Трифонова мужского монастыря, закрытый в 1929г.].
             Был яркой личностью, народ просто шел за ним: как только услышат, что он
             будет читать проповедь, так все и бегут. Говорил умно, красиво, умел
             успокоить и вселить веру. Когда видел кого в отчаянии, говорил:
                "Иди к томящимся в больницу, их успокой, им послужи, иль к заключенным
                 в темницу, поплачь, посетуй, потужи",

             — и человеку на душе становилось легче"
      Аресты
        Вятка 
        Был арестован в 1930-е годы.
        По воспоминаниям Г.С.Трапезниковой, "когда Люперсольского арестовали,
        то все люди собирали хлеб и передавали ему в тюрьму"
      Осуждения
        ././. 
        Приговор заключение в концлагерь 
      Места заключения
        Вятка, тюрьма 
        Работал вместе с другими заключенными на разгрузке плотов на реке Вятке
        в г.Вятке и в г.Котельниче
        Вятская губ., г.Котельнич 
        Затем, примерно, через полгода был этапом отправлен на Север.
        В пути заболел — газовая флегмона руки.
        Был оставлен у лесника как умирающий. Даже оформили документы, что скончался
        на этапе.
        Но заботами фельдшера — дочери лесника, остался жив.
        Вернулся в Вятку, документов не было, т.к. числился умершим, семья его не приняла.
        В семье был сын Николай и дочь Вера.
        По свидетельству Г.С.Трапезниковой:
            "Ходили слухи, что супруга о.Николая отреклась от него якобы ради спасения
             дочери от издевательств. Так, в Пасхальную ночь, когда я с Верой Люперсольской
             проходила Крестную дорогу у храма, Веру схватили активисты молодежной
             организации безбожников и заставили сыграть на пианино "Барыню".
             Пианино они специально привезли и поставили у самого храма.
             Отказ от супруга привел к большому осуждению матушки от людей.
             О.Николай жил тайно у прихожан, которые его знали. Затем уехал в Грузию".

        Однако связи с семьей о.Николай не терял. По словам Г.С.Трапезниковой, семья
        в это время была во Львове:
            "Была информация, что семья Люперсольских проживала во Львове, тогда же
             для недолгого свидания с родными во Львов приезжал и о.Николай, выехавший
             затем на Кавказ"
      Служение
        Грузия, горный скит 
        протоиерей 
        Подвизался в скиту в горах, где и скончался
    Кончина
      Неточная дата 1940-е годы 
      Место Грузия, скит в горах 
    Труды ->
      1.Митрополит Сергий Страгородский — законный, каноничний Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Изд. Епархиального Совета. Вятка, 1928.. 1928г.
      2.Новые чудеса у Великорецкой иконы святителя и чудотворца Николая. Вятские Епархиальные Ведомости. 1917. С.123–127.. 1917г.
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Трапезникова Галина Сергеевна
      2. Зимина Нина Павловна, исследователь
      Использованы материалы:
       1. Зимина Н. П. "Полуобновленчество" в Русской Православной Церкви в середине
          1920-х гг.: К вопросу об оценке церковной политики епископа Елабужского
          Иринея (Шульмина) и епископа Сарапульского Алексия (Кузнецова) //
          Вестник ПСТГУ. Сер.2. 2013. Вып.3(52). С.17–41.;
       2. Поляков, Алексей Геннадьевич. Церковно-государственные отношения
          в 1917-середине 1920-х гг.: на материалах Вятской губернии: диссертация...
          кандидата исторических наук: 07.00.02. Киров, 2007. 194с.;
       3. Документы и цитаты из других архивов и обновленческой печати
      3. диакон Алексий Комиссаров
      Использованы материалы:
          Архивные материалы и записи Г.С.Трапезниковой (2011 год)

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ